Методы работы над гаммами в младших классах ДМШ
Методы работы над гаммами в младших классах ДМШ
Автор: Шумкова Наталья Евгеньевна
МАОУКДО МО город Нягань «ДШИ»
Введение.
С работой над гаммами мы, преподаватели фортепиано, сталкиваемся ежедневно. И, казалось бы, ничего нового в этой сфере придумать невозможно. Форм и видов работы над техническими формулами множество. Но сейчас речь пойдет о наиболее, на мой взгляд, эффективных, проверенных собственным опытом методах. Работу я постаралась сделать информативной, лаконичной и краткой.
Научно обоснованная, рациональная техника необходима в игре на фортепиано так же, как и в других видах исполнительского искусства. Технические неудобства обедняют художественную сторону исполнения и тормозят дальнейшее развитие ученика.
Гаммы, аккорды, арпеджио и другие технические формулы, с которыми знакомятся учащиеся на начальном этапе обучения принято называть «хлебом музыканта». Это то, без чего не будет технической базы, удобного аппарата и полноценного пианистического развития ребенка.
В своей педагогической практике я использовала различные подходы к работе над гаммами и остановилась на оптимальных вариантах, которые без долгих «окольных» путей и лишних затрат времени приводят к оптимальному результату на начальном этапе обучения, то есть в младших классах.
Проблема технической свободы и оснащенности ученика всегда была и будет в центре музыкальной педагогики, в этом заключена актуальность выбранной мной темы.
Целью работы является выявление различных эффективных форм и методов работы над гаммами, аккордами и арпеджио на начальном этапе обучения пианиста.
Для достижения цели определим следующие задачи:
– выявить упражнения и приемы работы над гаммами, влияющие на развитие необходимых технических навыков;
– наметить основные периоды формирования мелкой техники учащихся;
– описать основные методы работы, способствующие развитию техники и мышления ученика;
– построить целостную модель технического развития ученика на начальном этапе обучения.
Аккорды
Как правило, знакомство с техническими формулами на первом году обучения начинается с аккордов. Происходит это на примере исполнения квинт, когда 1-й и 5-й пальцы устойчиво располагаются на клавиатуре при свободном и гибком запястье. Далее можно применить аккордовые упражнения, которые можно назвать классическими, а можно использовать трехзвучные арпеджио, помогающие почувствовать опору в каждый палец. Эти упражнения позволяют развить целый комплекс навыков: вырабатывают независимость пальцев, точность удара, формируют крепкий свод руки.
Аккорд следует «взять» пальцами, как все, что мы берем в руку. При взятии аккорда рука работает на сильном волевом импульсе. После извлечения аккорда она должна мгновенно освободиться от усилия. Уже самые маленькие ученики должны уметь покинуть клавиатуру свободной рукой.
Постепенно вводятся понятия мажорного и минорного трезвучий, которые ученик строит и играет от белых клавиш. Затем, примерно во втором полугодии, можно переходить к игре аккордов с обращениями. Необходимо, чтобы сам ученик увидел и осознал взаимосвязь аккордов и их обращений.
На первых порах полезно проговаривать вслух звуки обращений, чтобы закрепить правильную последовательность действий ученика, навык думать вперед, заранее готовить аккорд мысленно. Также необходимо приучить ученика заранее продумывать аппликатуру. С аппликатурными навыками ученик должен познакомиться на примере правильного позиционного расположения руки, когда 2 или 3 пальцы естественно и удобно располагаются на клавишах, не зазубривая аппликатуру. Схему аккордовой аппликатуры можно записать в дневник в виде двух строчек:
– правая рука – 3 - 2 - 3
– левая рука – 3 - 3 - 2.
Далее играем аккорды с обращениями в разных тональностях каждой рукой отдельно в две октавы. Темп игры спокойный, преподаватель следит, чтобы подготовка к каждому аккорду шла заранее. Когда навык закрепится, можно перейти к игре аккордов двумя руками.
Гаммы
Главная сложность в исполнении гамм – добиться плавного, непрерывного исполнения без толчков, ровного по звучанию и временным соотношениям. Такое исполнение зависит от двух моментов: спокойного подкладывания 1-го пальца при смене позиций руки и ровного текучего легато внутри позиции. Основная причина толчков, неровности игры гамм – малая подвижность и напряженность 1-го пальца.
Подготовка к игре гамм, т.е. упражнения на подворот 1-го пальца начинаем играть параллельно с работой над аккордами. Это гаммы в одну и две октавы, исполняемые в прямом и противоположном движении следующей аппликатурой: 3-1, 4-1 пальцы.
Знакомство с гаммами начинается в 1-м классе. Играем гамму в две октавы, обращая внимание ученика на то, что можно исполнить гамму без ошибок, если следить только за 4 пальцем, который приходится в правой руке на VII ступень, а в левой на II ступень. Играть двух октавную гамму нужно красивым легато на одном дыхании, как одну фразу. Сразу приступаем к исполнению расходящейся гаммы от одного звука.
Легато при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиши.
Новым навыком для учащихся является соединение гаммы двумя руками в параллельном движении. Кроме аппликатурной трудности (несовпадение 4 пальцев), возникает сложность пианистического плана: у одной из рук ведущим является локоть, у другой запястье.
Часто мы сталкиваемся с тем, что ученик, начинавший благополучно играть гаммы в умеренном темпе, не может сдвинуть темп и сыграть бегло и уверенно, как это требуется на техническом зачете. И причина этого кроется не в плохой технической подготовке, а в том, что для исполнения гамм в подвижном темпе необходимы совершенно иные навыки и приспособляемость рук. Для игры в быстром темпе требуются иные методы работы.
Один из этих методов – игра гаммы по тетрахордам или гаммовым отрезкам. Играем к.р. отд. по позициям гаммы, начиная со спокойного темпа, постепенно ускоряя его. Переносы – по дуге, без кистевого движения. Ученик понимает, что сыграть в быстром темпе короткие части гаммы без подворота 1 пальца совсем не трудно. Далее вычленяем подвороты (захватывая звук до и после 1 пальца) и отрабатываем их отдельно, начиная с медленного темпа, постепенно его ускоряя.
Следующим эффективным способом работы являются так называемые гаммовые упражнения, исполняемые каждой рукой отдельно на две октавы в подвижном темпе. Левая рука начинает движение в большой октаве, правая подхватывает в малой, затем левая продолжает движение в первой октаве, а правая догоняет ее, играя во второй октаве. Нисходящее движение начинает правая рука с верхнего звука в третьей октаве, и все повторяется в обратном порядке. Таким образом, ученик, играя упражнение, совершает путешествие по всей клавиатуре, готовясь к игре в 4 октавы. Кроме этого упражнение закрепляет аппликатурные навыки, дает ощущение объединяющего движения крупных мышц руки, помогает исправить положение запястья и 1 пальца.
Полезны также приемы беззвучной игры гамм, когда пальцы не играют, а только ощущают клавиатуру. Такие упражнения делаются в быстром темпе с охватом всей линии движения. Следующим этапом работы является полнозвучная игра пассажа. При этом надо следить, чтобы темп и характер движения рук не изменились. Сила звука приводится в соответствие с темпом игры.
На начальном этапе перехода от двух к четырем октавам можно исполнять гамму с остановкой на верхнем звуке. Решающее значение здесь приобретает объединяющее движение крупных мышц руки.
Часто у учеников ведет правая рука, левая же при этом отстает и остается недозвученной. Для достижения синхронности исполнения и динамического баланса между руками, применимы традиционные приемы работы над параллельным движением:
– отдельно левой рукой, особенно это полезно в нисходящем движении, так как это наиболее сложный отрезок в гаммах;
– в разной динамике – левая на f, правая на p;
– разными штрихами – левая – legato, правая – staccato.
– игра через две октавы, каждая из двух мелодических линий звучит яснее.
Кроме вышеперечисленных методов работы можно упомянуть такие как:
– игра ритмическими приемами (пунктир). Остановки расчленяют гамму на обозримые отрезки, помогают продумать аппликатуру.
– игра гамм на крышке инструмента. Игра на крышке укрепляет пальцы, активизирует мышление и внутренний слух, так как звучание гаммы ученик не слышит, а представляет мысленно.
Все виды работ над гаммами преподаватель подбирает для каждого ученика индивидуально, исходя из его возможностей и необходимости решить те или иные проблемы. Сроки введения различных формул и объем гамм также зависят от возможностей ученика.
Короткие арпеджио
Начинать игру коротких арпеджио рекомендуется «деталями», т.е. звеньями по четыре ноты в группе с остановками, показав ученику эту последовательность. Когда ученик понял, что звучит то же тоническое трезвучие с обращениями, но с удвоенным начальным звуком, вводится понятие арпеджио. Далее главное внимание уделяется аппликатуре, то есть чередованию 3-го и 4-го пальцев.
Как и в игре аккордов, ученик сам находит позиционно правильное положение на клавиатуре 3-го или 4-го пальца, свободно располагая руку на звуках арпеджио. Педагог объясняет, что «позиция» - это неизменное положение руки без подворота первого пальца. Последовательность, которую ученик сам определил (3-4-4, или 3-4-3) лучше всего предварительно произносить вслух. Со временем ученик учится видеть правильную аппликатуру в арпеджио, не перенося руку на клавиши, а лишь глядя на них. К моменту соединения коротких арпеджио двумя руками, этот аппликатурный навык должен быть доведен до автоматизма.
Арпеджио исполняются свободными и гибкими руками, сочетающимися с активно работающими пальцами, опирающимися в дно клавиатуры. Объединяющие движения запястьем от 1-го к 5-му пальцу легче вести движением кисти вниз, а от 5-го к 1-му движением кисти вверх с мягкой опорой на первом звуке звена.
Длинные арпеджио
В практике ДМШ принято называть длинными арпеджио последовательное исполнение звуков тонического трезвучия и его обращений, а также D7 и умVII7. Основной принцип игры длинных арпеджио – позиционный и аналогичен гамме – линия вдоль клавиатуры. Но из-за больших интервалов направляющее движение локтя становится более стремительным.
Освоение длинных арпеджио начинается каждой рукой отдельно в четыре октавы. Ученику в этом помогает группировка арпеджио по четыре звука, а также объяснение педагога, что «спеть» арпеджио нужно длинным звуком, не «падая» при этом на 1-й палец. Длинные арпеджио полезно поучить позиционными переносами, без подворота 1-го пальца. Затем вычленить подвороты и проработать их отдельно, дав почувствовать, что в этом виде техники подворот 1-го пальца делается намного глубже под ладонь.
Аппликатурную проблему, возникающую при игре арпеджио от черных клавиш, решает правило 1-го пальца: первый палец правой руки играет на первой белой клавише, а первый палец левой руки на последней белой клавише.
Гаммы и арпеджио очень полезно играть каждой рукой отдельно, так как в художественных музыкальных произведениях эти виды техники используются именно в таком варианте. Нельзя забывать об участии корпуса в игре гамм, без активного смещения которого невозможно участие в игре крупных мышц руки. Активному смещению корпуса необходимо уделить внимание с самых первых уроков работы над гаммами.
Хроматическая гамма
При игре хроматической гаммы, играющие пальцы (1-й, 2-й, 3-й) стоят высоко, собраны близко друг к другу, как бы в «щепотку». Линия игры на клавиатуре расположена близко к черным клавишам. При движении вверх рука чуть развернута к 5-му пальцу, ведущим является локоть, как во всех горизонтальных линиях движения. В обратном движении ведущим является чуть более высокое запястье. Группируется хроматическая гамма по шесть звуков, на которые приходятся небольшие акценты, отрезки между ними исполняются ровно и легко.
Начинать работу лучше с более легкого в аппликатурном плане расходящегося движения.
Заключение.
Залог успеха в работе над техникой – труд. Регулярные занятия необходимы для развития виртуозности, техники, мастерства пианиста.
А.А. Шмидт-Шкловская техническую работу представляла себе обязательно при активном участии слуха. Она считала, что техника пианиста должна быть не механической, а музыкально осмысленной.
В.В. Листова считала, что техника пианиста создается в основном в возрасте до 14 лет, когда руки ученика исключительно податливы и сам он способен к интенсивному усвоению знаний и навыков. Причем, техническое воспитание должно проводиться таким образом, чтобы у ученика развивалась потребность в виртуозности.
Список литературы:
1. Гат Й. Техника фортепьянной игры. – М.: Музгиз, 1957. – 232 с.
2. Макуренкова Е.П. О педагогике В.В. Листовой. – М: Музыка, 1991. – 65 с.
3. Стрельбитская Е.А. Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами, аккордами и арпеджио. – М., 2000. – 39 с.
4. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка, 1985. – 70 с.
5. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. – М: Советский композитор, 1987. – 119 с.