Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Формирование социально-бытовых умений, необходимых современному школьнику

Дата публикации: 2022-11-14 19:41:18
Статью разместил(а):
Кондрашова Ирина Александровна

Формирование социально-бытовых умений, необходимых современному школьнику

Автор: Кондрашова Ирина Александровна

 

Современное образование в соответствии и с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов. 

Суть развития ключевых компетентностей: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор). 

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение. 

Для детей с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций: коммуникативную, социально-трудовую, общекультурную, личностного самоопределения, ценностно-смысловую. Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности. 

Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социально-трудовой компетенции. Знания и умения, способствующие социальной адаптации, помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические навыки, ведение домашнего хозяйства, ориентировку в окружающей среде, трудовое воспитание, сформировать правильное представление по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о путях решения конфликтных ситуаций, решения экономических проблем. 

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд обучающихся, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность. 

Наблюдения показали, что уровень сформированности социально значимых качеств личности воспитанников: аккуратности и бережливости большей частью ниже среднего. В качестве показателей сформированности социально значимых качеств личности были взяты следующие умения и навыки: 

- умение аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь;- умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде; 

- умение поддерживать порядок в группе; 

- умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать постель после сна; 

- выполнение обязанностей дежурного по спальне, в классе, в столовой; 

- отношение к природе (поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листья комнатных растений). 

Формирование социально значимых качеств личности осуществляется в процессе трудового воспитания. Основными методами и приемами являются объяснения и показ способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий. 

Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ: 

- формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; 

- умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений ; 

- формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. 

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать школьников к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая учащихся к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. 

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Воспитанники с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать школьникам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не просто привить воспитанникам трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. 

Социальная компетентность базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается воспитателем в группе. Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает: 

- оказание поддержки ребенку со стороны воспитателя; 

- демонстрация ему любви и принятия; 

- отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания; 

- создание ситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности; 

- оказание помощи в преодолении трудностей; 

- поддержку веры воспитанника в себя; 

- развитие функций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации взаимодействия. 

Формирование ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы – это длительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе. 

Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Работа по формированию социально-бытовых умений воспитанников начинается с первых шагов пребывания детей в школе-интернате — это ежедневная разнообразная практическая деятельность учащихся.

Мы ежедневно проводим работу, направленную на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития воспитанников. Занятия направлены на развитие и совершенствование у воспитанников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни. 

Проверка состояния и условий хранения одежды в группах, порядка в помещениях, беседы о бережливом расходовании воды и электроэнергии. Это формирует бережливость, стремление к упорядоченному ведению хозяйства. 

Чтобы у воспитанников сформировалось понятие деловитости, разъясняется и организовывается практическая деятельность воспитанников, распределяются поручения между воспитанниками с учетом их возможностей и желаний, осуществляется контроль над выполнением поручений, оценивается качество работы.

Немаловажной частью быта является обслуживающий труд, включающий в себя самообслуживание и хозяйственно-бытовую деятельность. Задачи обслуживающего труда - это автоматизация полученных ранее и приобретение новых умений по уходу за одеждой и обувью, постельными принадлежностями, уборке и содержанию в порядке жилища; накрывать на стол, правильно есть и пользоваться столовыми приборами. С целью решения данных задач в группе проводятся следующие мероприятия: конкурс «Мы любим порядок», практическое занятие «К нам пришли гости» и др.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь