Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Устное народное творчество, малые жанры фольклора в развития речи школьников с ОВЗ

Дата публикации: 2023-03-05 12:24:19
Статью разместил(а):
Бирянова Светлана Николаевна

Устное народное творчество, малые жанры фольклора в развития речи школьников с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Автор: Бирянова Светлана Николаевна

ГБОУ "Школа-интернат № 37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга"

 

Устное народное творчество и его малые жанры издавна применяли в своей практической деятельности педагоги в целях воспитательно-обучающего средства для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта). 

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей с общим недоразвитием речи и системным недоразвитием речи неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей.  

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. 

Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. 

Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.  

Актуальной задачей речевого развития учащихся с ОВЗ является и выработка дикции. Известно, что у детей не достаточно координировано и четко работают органы рече-двигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое проговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.  Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития школьника. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее он строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи, которая лежит в основе – звукопроизношение. Формирование правильного произношения у детей с ОВЗ – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами артикуляции, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной речью. Но у детей с ОВЗ этот процесс задерживается.

Формирование произносительной речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи – игры, упражнения, художественные произведения и многие другие.

Мощнейшим коррекционным средством служит такая форма устного народного творчества и народной культуры, как фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей.
Русский педагог М.Е. Хватцев, автор более 70-ти работ по логопедии и олигофренопедагогике, называл малые фольклорные жанры продуктивными лингвистическими единицами языка. По определению известного педагога К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают выломать язык ребенка на русский лад.

Ритмичность и лаконичность русского фольклора позволяет использовать в коррекционной работе поговорки, песенки, потешки, загадки, скороговорки в качестве незаменимого речевого материала для дикционных упражнений.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репка.

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие мира, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Художественная форма детского фольклора специфична: он тяготеет к ритмизированной речи и к игре. А игра, как известно, – элемент, психологически необходимый для ребенка.

Колыбельные песни, обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным, выражая нежность и любовь к ребенку, имеют вполне определенную цель усыпить его. Этому способствуют спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, пословицы, поговорки, замысловатые загадки, считалки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ. 

Колыбельные песни – часть материнского фольклора, в которых выражается нежность и любовь к ребенку. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом. 

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. 

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. 

Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с учащимися с ОВЗ. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить.  Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый. 

С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей. 

Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Свое название получили от слова «пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его. 

Пестушки можно использовать в работе с учащимися у которых развитие речи происходит на фоне системных нарушений средней и тяжелой степени. 

Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток яркое и динамическое. Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость. 

В прибаутках обязательно есть сюжет. Описываемая картинка очень яркая и изображает стремительное действие. Благодаря этому прибаутка быстро запоминается и вырабатывает у ребенка чувство ритма. Это лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. 

Перевертыши - их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств, их содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. 

Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор. 

Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. 

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество. 

Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи. 

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. 

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка. 

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой. 

Загадки. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи, учащихся с речевым недоразвитием. 

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. 

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Систематическая работа по развитию у детей навыков речь-доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. 

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. 

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины. 

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. 

Можно выделить несколько видов деятельности, учащихся в работе с загадками. 

1. Загадывание загадок. 

2. Отгадывание загадок. 

3. Доказательство правильности отгадок. 

4. Сравнение загадок об одном и том же. 

5. Сравнение загадок о разном. 

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры.). Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. 

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими). Например - красна девица; ясный сокол; травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих школьников. 

Первые сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок” – понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.) и вызывают у детей интерес. 

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у детей складываются более глубокие представления об окружающем мире, которые стимулируют развитие речи ребенка в целом. 

Актуальность, направленная на фольклор в современной коррекционной педагогике, подтвердила важные положения. 

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ. 

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. 

Третье: детям свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой детей младшего возраста. 

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя. 

Педагоги – практики многократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Используя на практике разнообразные средства коррекции произносительной стороны речи детей с ОВЗ – артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для сенсорного развития, мелкой и общей моторики и многое другое, я убедилась, что не менее эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора – загадки, считалки, чисто говорки, сказки, все то, о чем сказано выше.

Художественные средства фольклора, привлекающие детей своей формой, яркими поэтическими образами, вызывают у них положительные эмоции, что повышает эффективность работы, направленной на формирование произносительной стороны речи детей с ОВЗ, делают речь детей более выразительной и яркой.

При помощи малых фольклорных жанров дети учатся четкому и правильному произношению, овладевают монологической речью, начинают пользоваться устной речью как основным средством общения, что соответствует целевым ориентирам ФГОС.

 

Список литературы:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1982.
2. Баранцев А.Д. Детские считалки как фольклорный жанр // Вопросы развития жанров в русской литературе и устном народном творчестве. К., 1989.
3. Белоусов А.Ф. Предыстория фольклорного жанра // Мир детства и традиционная культура. М., 1996.
4. Виноградов Г.С. Детский фольклор. Л., 1998.
5. Гречина О.Н. Современная фольклорная проза детей // Русский фольклор. Л., 1981.
6. Новицкая М. Ю., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор. М., 1995.
7. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми.
8. Павлова Л. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.
9. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
10. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь