Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Освоение средств музыкальной выразительности в классе специального фортепиано

Дата публикации: 2023-08-23 09:12:46
Статью разместил(а):
Сухоросова Екатерина Евгеньевна

Освоение средств музыкальной выразительности в классе специального фортепиано

Автор: Сухоросова Екатерина Евгеньевна

МБУ ДО «ДШИ», ЗАТО Свободный, Свердловская область

 

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале  изучаемых произведений и дидактических играх. 

Задачи урока: 

Обучающие: 

- закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);

- продолжить формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение);

- продолжить формирование интереса к творческой музыкальной деятельности;

Развивающие: 

- развитие слуха; 

- координация движений; 

- активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности;        

Воспитывающие: 

- воспитывать самостоятельность в применении полученных умений и навыков;

- воспитывать умение высказывать свое мнение;

- воспитывать внимание и работоспособность;

Здоровьесберегающие: 

- соблюдение правильной посадки, постановки рук;

- контроль за свободой пианистического аппарата;

Методы обучения: 

- словестный;

- наглядно-слуховой;

- практический;

- игровой;

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: индивидуальный урок.

Оборудование и материалы: фортепиано, 2 стула, нотная литература, дидактический материал, презентация «Средства музыкальной выразительности».

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач.

2. На примере презентации ученица рассказывает о всех средствах музыкальной выразительности и их разновидностях.

3. Работа с музыкальным материалом.

Ученица исполняет произведения «Охота за бабочкой» И. Иордан, «Вальс» А. Гречанинова, ансамбль «Маленький поезд» Э. Градески. Все произведения разбираются в соответствии со следующими вопросами:    

- какой характер у произведения?

- какой образ ученица представляет себе, когда играет это произведение?

- как композитору удалось передать образ произведения, с помощью каких средств музыкальной выразительности?

- как изменится характер музыки, ее образ, если изменить в ней средства музыкальной выразительности?

После обсуждения каждого произведения идет работа над выразительным исполнением.

4. Ученица закрепляет пройденный материал (средства музыкальной выразительности), используя игровые технологии.

Предлагается прослушать 2 разнохарактерных произведения и с помощью «Звукового лото» подобрать подходящие средства музыкальной выразительности для каждого из них. Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры. 

Следующее задание называется «Найди определение». Ученице предлагается перечень средств музыкальной выразительности и их определения. Задача - правильно подобрать определение к соответствующему термину.

5. Итог урока. Наш урок подходит к концу, и хочется подвести итог. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Каждое музыкальное произведение становится особенным, неповторимым, ярким и выразительным. Активное переживание музыкального произведения помогает развитию восприятия музыки, образного мышления и положительно сказывается на творческом развитии ученика. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

Пояснительная записка.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово – это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров. У музыки свой особенный язык - язык звуков. Средствами музыкальной выразительности являются: мелодия, ритм, темп, лад, динамика, тембр.

Мелодия - это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной. Мелодия - это язык, который близок и понятен всем - людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым. Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.

Лад - в музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.

Ритм - в любой музыке, в любой песенке очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце – сердечный ритм. Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия.

Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире

Тембр - это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.

Штрихи -  в музыке - это способы извлечения звука на музыкальных инструментах. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело. Штрихи придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой.

Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки. Можно даже сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще, в чем бы она себя ни проявляла: в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи. «Динамика» в переводе означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире - как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными «силами». В ней заключен огромный мир образных возможностей: мир звукового многообразия, мир выразительного музыкального движения, внутренней жизни музыкального произведения, каждый миг которого никогда не бывает эмоционально-нейтральным, безразличным. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь