Мастер-класс "Мир банков – классика и современность"
Мастер-класс в форме деловой игры
«Мир банков – классика и современность»
Авторы: Козырева Светлана Николаевна
и Усенкова Ольга Юрьевна
МБУ «Школа № 47» г.о. Тольятти
План мастер-класса
Этапы проведения |
Содержание этапов |
I. Организационный этап |
|
выделение проблемы, постановка цели |
Проблема: низкая финансовая грамотность населения. Цель: обучить рациональному поведению на рынке банковских услуг. Категории населения: учащиеся 10-11 классов, родители и педагоги |
характеристика образовательной технологии, приема, метода и пр., методики их применения |
Метод «Деловая игра». Деловая игра — это моделирование, упрощенное воспроизведение реальной финансовой ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в повседневной жизни. |
диалог педагога – мастера о проблеме, для решения которой проводится мастер-класс |
1992 год стал переломным для нашей страны. Радикальная экономическая реформа погрузила россиян в водоворот рыночных отношений, заставила осваивать нормы и ценности новой экономической системы. За короткий по меркам истории срок, жители России научились жить в рыночную эпоху, основу которой составляет финансовая система. Основным финансовым институтом являются банки. Эти коммерческие учреждения прочно вошли в нашу жизнь: почти у 40% населения России есть пластиковая карта, почти 27% россиян дееспособного возраста имеют кредитные обязательства, 10% россиян имеют банковские вклады. Но существует серьезная проблема – низкая финансовая грамотность населения. Именно эту проблему поднимал В.В. Путин 18 апреля 2017 года на заседании президиума Госсовета в Великом Новгороде. Это обстоятельство является главной причиной попадания россиян в «долговую спираль». Так, по данным Центробанка России, за прошлый 2017 год долги россиян перед банками выросли на 40% - до 7,7 трлн. рублей. Кредитная нагрузка растет с каждым годом. В среднем россияне отдают почти 20% своего дохода в качестве платежей по кредитам. Чтобы информировать подрастающее поколение и уберечь от возможных рисков в финансовой сфере, Правительство Российской Федерации и Министерство Финансов рекомендовало всем школам страны ввести уроки финансовой грамотности, начиная с 2016г. |
II. Основной этап |
|
озвучивание плана действий |
Мы предлагаем участникам мастер-класса деловую игру «В мире банков – классика и современность». Разбиваем участников на 4 группы(можно по желанию), количество участников не имеет значения. Объясняем суть игры: каждая группа получает информацию о классическом банке и онлайн-банке и сравнительную таблицу преимущества и недостатков каждого из них. Раздаем каждой группе финансовую ситуацию для ее решения и обоснования рациональности принятого решения. |
демонстрация и методическое обоснование автором мастер-класса приемов, методов и др., которые будут демонстрироваться |
Применение деловой игры позволяет отработать навыки рационального поведения участников на рынке банковских услуг, дает возможность оценить:
|
выполнение задания участниками мастер-класса в соответствии с обозначенной задачей |
Работа в группах , с использованием материала, предоставленного авторами мастер-класса |
III. Заключительный этап: |
|
представление результатов работы |
Каждая группа озвучивает и обосновывает решение финансовой ситуации |
обсуждение результатов работы, обмен мнениями |
В результате работы участники деловой игры получили практические навыки рационального поведения на рынке банковских услуг |
заключительное слово автора мастер-класса |
Благодаря данному методу, его простоте происходит обучение навыкам рационального поведения на рынке банковских услуг |
Ход мастер-класса
Мы предлагаем разделиться на группы по 4 человека. Перед вами ситуации, с которыми в повседневной жизни сталкиваются миллионы наших граждан. В связи с тем, что доходы наших граждан в подавляющем большинстве низкие, без кредита не обойтись.
Каждая группа – это воображаемая семья с разной жизненной ситуацией, исходя из которой, необходимо выбрать наиболее приемлемый для семьи вариант.
Решить проблему вы можете, воспользовавшись услугами двух банков: классического Сбербанка и онлайн-банка «Тинькофф». В помощь каждая группа получает информацию о классическом банке и онлайн-банке и сравнительную таблицу преимуществ и недостатков каждого из них, интернет-калькулятор в ноутбуке.
Решите финансовую ситуацию в течение 5 минут и обоснуйте рациональность принятого решения.
Раздаточный материал
Сравнительная характеристика различных форм банков:
Памятка для учащихся 10-11-х классов, родителей, работников школы
Банк классического стиля |
Онлайн-банк |
||
Плюсы |
Минусы |
Плюсы |
Минусы |
Лидер банковских рейтингов по России |
Работа службы безопасности
|
Политика лояльности
|
Высокие пени |
ü Низкие проценты по ипотеке; ü Широкая филиальная сеть; ü Много банкоматов; ü Программа бонусов. ü Возможность использования материнского капитала в качестве погашения кредита |
ü Очереди; ü Длительный срок оформления кредитных услуг; Проблемы с возвратом займов; ü Долгий выпуск пластиковых карт; ü Комиссии за переводы, происходящие внутри банка; ü Трудно дозвониться по телефонам.
|
ü Сервис (быстрота) ü круглосуточный доступ к информации; ü Право снимать накопленные ресурсы в нужном объеме и в любой удобный для себя момент, не теряя при этом процентов, без ограничений; ü Оперативность согласования; ü Прозрачность функционирования; Минимальный набор документации; ü Моментальная процедура оформления кредита |
ü Нет отделений банка и собственных банков, значит сложности с пополнением; ü Хромающая безопасность |
Ситуации
Ситуация №1 1. Прочитайте условие задачи. Молодая семья Ивановых, состоящая из четырех человек, двое из которых являются несовершеннолетними малолетними детьми, проживающая совместно с родителями, планирует приобретение трехкомнатной квартиры стоимостью 2 миллиона рублей. Супруги официально трудоустроены. Совокупный доход семьи составляет 55 тысяч рублей в месяц. Накоплений семья не имеет. В качестве первоначального взноса супруги планируют использовать материнский капитал в размере 453 тысячи рублей 026 коп. 2. Изучите таблицу «Сравнительная характеристика различных форм банков». Выберите банк, услугами которого воспользоваться в данной ситуации целесообразнее всего. 3. Произведите расчеты, используя онлайн - калькулятор выбранного вами банка: а) срок ипотеки б) ежемесячный платеж. 4. Обоснуйте рациональность вашего выбора. |
Ситуация №2 1. Прочитайте условие задачи Семья Сидоровых, состоящая из трёх человек, проживающая в Тольятти, планирует переезд на постоянное местожительство в Санкт-Петербург. Все члены семьи совершеннолетние и трудоустроенные. Совокупный доход семьи 75 тысяч рублей. Семья проживает в приватизированной трехкомнатной квартире стоимостью два миллиона рублей. Накоплений не имеет. Планирует использовать в качестве первоначального взноса деньги от продажи своей квартиры. 2. Изучите таблицу «Сравнительная характеристика различных форм банков». Выберите банк, услугами которого воспользоваться в данной ситуации целесообразнее всего. 3. Произведите расчеты, используя онлайн - калькулятор выбранного вами банка: а) сумму ипотечного кредита и срок ипотеки б) ежемесячный платеж 4. Обоснуйте рациональность вашего выбора. |
Ситуация №3 1. Прочитайте условие задачи Молодая семья Петровых из двух человек планирует приобретение легкового автомобиля «Лада Веста». Супруги являются гражданами РФ, зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире, но не являются ее собственниками (собственник – мать супруга). Оба супруга официально трудоустроены. Совокупный доход семьи составляет 38 тысяч рублей в месяц. Накоплений не имеют. 2. Изучите таблицу «Сравнительная характеристика различных форм банков». Определите вид кредита на данные нужды. Выберите банк, услугами которого воспользоваться в данной ситуации целесообразнее всего. 3. Произведите расчеты, используя онлайн - калькулятор выбранного вами банка: а) срок кредита б) ежемесячный платеж 4. Обоснуйте рациональность вашего выбора. |