Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект ОД по познавательному развитию «Времена года»

Дата публикации: 2019-03-11 22:47:40
Статью разместил(а):
Шварц Марина Геннадиевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

«Времена года»

(для детей старшей группы)

Автор: Шварц Марина Геннадиевна

МАДОУ БМР "Д/с № 6", г. Балтийск Калининградской области

 

Образовательная область: познавательная.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Интеграция образовательных областей:

Области 

Интеграция   

Решаемые задачи 

Познавательное развитие

 

Расширять знания о  временах  года. Принимать активное участие в образовательном процессе. 

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная «Здравствуй, солнце!» 

Закреплять умение подчиняться правилам в  играх, вызывать эмоционально    - положительный отклик на игровое действие. Снятие напряжения. 

Речевое развитие

Отгадывание загадок, словарная работа по мнемотаблице, составление рассказа по схеме 

Формировать умение строить высказывания, поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.  Формировать умения делать выводы, умозаключения. 

Физическое развитие

Физминутка «Лето», дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик», пальчиковая игра «Дождик» 

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. 

 

Аннотация: Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Времена года». Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем знания детей об окружающем мире, основных признаках осени, весны, лета, зимы; формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.

План занятия:

1. Вводная часть:  3 мин.

- психологический настрой на занятие, снятие напряжения;

-  создание мотива для деятельности детей;

- определение цели.

2. Основная часть: 20 мин.

·         Проблемная ситуация

·         Сюжет игровой деятельности с просмотром презентации

·         Работа в игровизоре

·         Работа с мнемотаблицей

·         Составление рассказа о лете

·         Физкультминутка

·         Пальчиковая гимнастика

·         Дыхательная гимнастика

·         Составление рассказа об осени.

·         Игры «Бывает-не бывает», «Зимующие и перелётные птицы», «Кто лишний?»

3. Заключительная часть: 2 мин.

·         Оценка деятельности детей и самооценка

·         Подведение итогов занятия.

Длительность занятия - 25  минут.

Вид деятельности: образовательная деятельность.

Возрастная группа: старшая группа.

Тема: «Времена года».

Форма работы - фронтальная, индивидуальная.

Тип занятия – интегрированное.

 

Этапы занятия:

1. Организационный момент. Сюрпризный момент.

2. Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми.

3. Основной - непосредственная работа с детьми.

4. Рефлексия.

 

 Используемые методы:

Игровой метод, наглядный, словесный, поощрение. А так же познавательный метод (задачи, смекалки), социальный (формы работы), эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям), рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам), контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).

Приёмы руководства деятельностью  детей:

1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей.

2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе занятия.

3. Приёмы поддержания интереса у детей.

4. Приёмы оценки и самооценки.

Цель: использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о временах года.

Задачи:

·         формировать представление о временах года;

·         закреплять у детей знания и представление об особенностях каждого времени года;

·         развивать у детей умение выделять характерные признаки времён года;

·         закреплять у детей знания  о названиях месяцев;

·         воспитывать бережное отношение  к природе, эмоциональную отзывчивость, учить наблюдать и анализировать явления природы.

Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», загадки о временах года, рассматривание альбомов «Времена года», знакомство с альбомом «Времена года» П.И. Чайковского, рассматривание  репродукций картин о  временах года: И. Левитан «Март», Б. Кустодиев «Масленица», И. Шишкин «Рожь», А. Саврасов «Грачи прилетели» и другие , дидактическая игра «Бывает - не бывает », «Зимующие и перелётные птицы», «Кто лишний?»

Словарная работа: зимующие птицы: синица, снегирь, клест, дятел; перелетные птицы: трясогузка, иволга, скворец, зяблик, дрозд, жаворонок, ласточка, соловей, кукушка, грач; название месяцев: сентябрь,  октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация «Времена года»(см. «приложение № 2»), фонограмма  : П.И. Чайковский «Времена года»(№ 1 - «Январь.У камина» ,№ 2 - «Апрель.Подснежник», № 3 - «Лето», № 4 - «Октябрь»)(музыка на диске), раскраска-игровизор (по количеству детей, см. «приложение № 1»), цветные карандаши.

 

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг (дети берутся за руки и встают в круг).

Психогимнастика:

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Воспитатель: Гость знакомый к нам спешит, а  кто это -  узнаете, отгадав загадку.

На печи сидит – вздыхает,

Время своё зря теряет.

Дети: Емеля!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно - это наш знакомый Емеля! (появляется кукла Емеля)

Воспитатель: Емелюшка, ты почему грустишь – вздыхаешь?

Емеля: Приснился мне сон чудной. Был я в гостях у дедушки Годовика. Хорошо у него в гостях, обещал он меня познакомить со своими четырьмя сыновьями. Да сон мой закончился. Сыновей  я так не повидал, и кто они я не узнал! (Емеля голову опускает-грустит)

Воспитатель: Ребята, поможем Емеле, расскажем ему о сыновьях дедушки Годовика?

Дети: Да! (дети садятся за столы, куклу Емелю сажают перед детьми)

Воспитатель: Какие четыре сына есть у дедушки Годовика?

Дети: Это времена года: Зима , Весна, Лето, Осень.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ! Отгадайте загадку, о каком времени года в ней говориться? Если вы ответите правильно, то  это время года появится на экране.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь  реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой (слайд 1)

Воспитатель: А у каждого времени года есть свои три сына, какие три сына есть у Зимы?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: Возьмите, ребята, карандаши и раскрасьте на картинке-игровизоре зимние месяцы соответствующими цветами. Какого цвета надо взять карандаши?

Дети: Голубой, синий, фиолетовый (дети выполняют задание под музыку № 1).

Воспитатель: Послушайте следующую загадку.

Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?

Дети: Весна ( Слайд 2 показывает картинку о весне.).

Воспитатель: А какие месяцы - сыновья есть у Весны?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Приглашаю вас ребята поиграть  в игру «Бывает-не бывает».

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (если бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает - топают)

Весной появляются первые цветы – подснежники?

Весной в садах люди собирают яблоки?

Весной дети лепят снежную бабу и играют в снежки?

Весной птицы откладывают яйца и выводят птенцов?

Весной на деревьях появляются почки? и т.д.

После игры дети проходят за столы.

Воспитатель: На игровизоре  закрасьте соответствующими цветами весенние месяцы. Какие карандаши надо взять ребята?

Дети: Салатовый, зелёный, тёмно - зелёный.

Дети выполняют задание под музыку № 2.

Воспитатель: Весной появляются первые цветы. Ребята представьте, что у вас в руках одуванчики.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».

ИП: дети сидят, делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотят  сдуть с одуванчика пух.

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку и увидим картинку с новым временем года.

Солнца яркого лучи,

Так приятны, горячи,

На полях цветут цветы,

Необычной красоты.

Рубином ягоды горят,

Пора каникул для ребят.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Летом ( слайд 3).

Воспитатель: Какие три  сына – месяца есть у Лета?

Дети: Июнь, июль, август.

Воспитатель: Отметьте летние месяцы на игровизоре. Какого цвета карандаши надо взять?

Дети: Розовый, красный, бордовый.

Дети выполняют задание под музыку № 3.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам составить рассказ о лете по схеме (выслушиваются ответы 2 – 3 детей).

На экране  слайд 4 – мнемотаблица «Лето».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали вы наверно. Давайте отдохнем с вами.

Встают в круг, повторяют движения за ребёнком.

Летней жаркою порой (ходьба на месте)

Пойдем на речку мы с тобою!

Будем плавать, загорать, (имитация плавания)

Землянику собирать. (имитация сбора ягод в ладонь)

Слушать, как поёт соловей, (приставить ладонь к правому уху)

Как журчит прозрачный ручей, (приставить ладонь к левому уху)

Наблюдать, как возле водицы, (присесть на корточки, соединить в горизонтальном положении два кулака)

Стрекоза резвится. (развести в разные стороны указательные и средние пальцы)

Воспитатель: Послушайте ребята последнюю загадку.

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

Дети: Осень (слайд 5).

Воспитатель: Ребята, а я знаю весёлую игру для наших пальчиков.

Пальчиковая игра «Дождик».

Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку,

Барабанит по окошку, напугал большую кошку

(загибают по 1 пальцу на каждую строчку)

Вымыл зонтики прохожих, крышу дома вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

Дождик кончился - устал (трясут кистями рук - как бы стряхивая воду).

Воспитатель: Назовите осенние месяцы (сентябрь , октябрь , ноябрь).Возьмите карандаши ,и  закрасьте их на игровизоре. Какого цвета  надо взять карандаши?

Дети: Светло-жёлтый, жёлтый, оранжевый.

Дети выполняют задание под музыку № 4.

Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края осенью?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц?

Дети: Иволга, ласточка, жаворонок, зяблик, кукушка, скворец, трясогузка, соловей.

Воспитатель: А кроме перелетных птиц - есть еще и …?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Дети: Синица, снегирь, клест, дятел.

 

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и назовите лишнюю птицу (слайд 6).

Дети: Снегирь – это зимующая птица, а все остальные – перелётные (ласточка, кукушка и иволга)

Слайд 7

Дети: Ласточка - перелётная птица, а остальные – зимующие (синица, воробей, ворона)

Слайд 8

Дети: Дятел – зимующая птица , а скворец, ласточка и жаворонок перелётные.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. Ребята, посмотрите, наш Емеля повеселел, со всеми четырьмя сыновьями дедушки Годовика с вашей помощью познакомился.

Емеля: Спасибо вам, ребята, помогли познакомиться мне с четырьмя сыновьями: Зимой, Весной, Летом и Осенью. Когда снова мне понадобиться помощь , приду ребята к вам в гости опять. До встречи (кукла « уходит»).

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста:

Чему  вы сегодня научились?

Что нового узнали?

Что  удалось больше всего?

Что было самым тяжелым (веселым, интересным)?

Воспитатель: Вы сегодня все очень старались, и я дарю вам в подарок улыбку (слайд 7)

Чтобы солнце всем сияло,

Чтобы горя не бывало,

Все мы за руки возьмемся

И друзьям мы улыбнемся. 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь