Конспект ОД по познавательному развитию «Времена года»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
«Времена года»
(для детей старшей группы)
Автор: Шварц Марина Геннадиевна
МАДОУ БМР "Д/с № 6", г. Балтийск Калининградской области
Образовательная область: познавательная.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Интеграция образовательных областей:
Области |
Интеграция |
Решаемые задачи |
Познавательное развитие |
Расширять знания о временах года. Принимать активное участие в образовательном процессе. |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Коммуникативная «Здравствуй, солнце!» |
Закреплять умение подчиняться правилам в играх, вызывать эмоционально - положительный отклик на игровое действие. Снятие напряжения. |
Речевое развитие |
Отгадывание загадок, словарная работа по мнемотаблице, составление рассказа по схеме |
Формировать умение строить высказывания, поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Формировать умения делать выводы, умозаключения. |
Физическое развитие |
Физминутка «Лето», дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик», пальчиковая игра «Дождик» |
Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. |
Аннотация: Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Времена года». Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем знания детей об окружающем мире, основных признаках осени, весны, лета, зимы; формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.
План занятия:
1. Вводная часть: 3 мин.
- психологический настрой на занятие, снятие напряжения;
- создание мотива для деятельности детей;
- определение цели.
2. Основная часть: 20 мин.
· Проблемная ситуация
· Сюжет игровой деятельности с просмотром презентации
· Работа в игровизоре
· Работа с мнемотаблицей
· Составление рассказа о лете
· Физкультминутка
· Пальчиковая гимнастика
· Дыхательная гимнастика
· Составление рассказа об осени.
· Игры «Бывает-не бывает», «Зимующие и перелётные птицы», «Кто лишний?»
3. Заключительная часть: 2 мин.
· Оценка деятельности детей и самооценка
· Подведение итогов занятия.
Длительность занятия - 25 минут.
Вид деятельности: образовательная деятельность.
Возрастная группа: старшая группа.
Тема: «Времена года».
Форма работы - фронтальная, индивидуальная.
Тип занятия – интегрированное.
Этапы занятия:
1. Организационный момент. Сюрпризный момент.
2. Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми.
3. Основной - непосредственная работа с детьми.
4. Рефлексия.
Используемые методы:
Игровой метод, наглядный, словесный, поощрение. А так же познавательный метод (задачи, смекалки), социальный (формы работы), эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям), рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам), контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).
Приёмы руководства деятельностью детей:
1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей.
2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе занятия.
3. Приёмы поддержания интереса у детей.
4. Приёмы оценки и самооценки.
Цель: использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о временах года.
Задачи:
· формировать представление о временах года;
· закреплять у детей знания и представление об особенностях каждого времени года;
· развивать у детей умение выделять характерные признаки времён года;
· закреплять у детей знания о названиях месяцев;
· воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость, учить наблюдать и анализировать явления природы.
Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», загадки о временах года, рассматривание альбомов «Времена года», знакомство с альбомом «Времена года» П.И. Чайковского, рассматривание репродукций картин о временах года: И. Левитан «Март», Б. Кустодиев «Масленица», И. Шишкин «Рожь», А. Саврасов «Грачи прилетели» и другие , дидактическая игра «Бывает - не бывает », «Зимующие и перелётные птицы», «Кто лишний?»
Словарная работа: зимующие птицы: синица, снегирь, клест, дятел; перелетные птицы: трясогузка, иволга, скворец, зяблик, дрозд, жаворонок, ласточка, соловей, кукушка, грач; название месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация «Времена года»(см. «приложение № 2»), фонограмма : П.И. Чайковский «Времена года»(№ 1 - «Январь.У камина» ,№ 2 - «Апрель.Подснежник», № 3 - «Лето», № 4 - «Октябрь»)(музыка на диске), раскраска-игровизор (по количеству детей, см. «приложение № 1»), цветные карандаши.
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг (дети берутся за руки и встают в круг).
Психогимнастика:
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: Гость знакомый к нам спешит, а кто это - узнаете, отгадав загадку.
На печи сидит – вздыхает,
Время своё зря теряет.
Дети: Емеля!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно - это наш знакомый Емеля! (появляется кукла Емеля)
Воспитатель: Емелюшка, ты почему грустишь – вздыхаешь?
Емеля: Приснился мне сон чудной. Был я в гостях у дедушки Годовика. Хорошо у него в гостях, обещал он меня познакомить со своими четырьмя сыновьями. Да сон мой закончился. Сыновей я так не повидал, и кто они я не узнал! (Емеля голову опускает-грустит)
Воспитатель: Ребята, поможем Емеле, расскажем ему о сыновьях дедушки Годовика?
Дети: Да! (дети садятся за столы, куклу Емелю сажают перед детьми)
Воспитатель: Какие четыре сына есть у дедушки Годовика?
Дети: Это времена года: Зима , Весна, Лето, Осень.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ! Отгадайте загадку, о каком времени года в ней говориться? Если вы ответите правильно, то это время года появится на экране.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимой (слайд 1)
Воспитатель: А у каждого времени года есть свои три сына, какие три сына есть у Зимы?
Дети: Декабрь, Январь, Февраль.
Воспитатель: Возьмите, ребята, карандаши и раскрасьте на картинке-игровизоре зимние месяцы соответствующими цветами. Какого цвета надо взять карандаши?
Дети: Голубой, синий, фиолетовый (дети выполняют задание под музыку № 1).
Воспитатель: Послушайте следующую загадку.
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: Весна ( Слайд 2 показывает картинку о весне.).
Воспитатель: А какие месяцы - сыновья есть у Весны?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Приглашаю вас ребята поиграть в игру «Бывает-не бывает».
Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (если бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает - топают)
Весной появляются первые цветы – подснежники?
Весной в садах люди собирают яблоки?
Весной дети лепят снежную бабу и играют в снежки?
Весной птицы откладывают яйца и выводят птенцов?
Весной на деревьях появляются почки? и т.д.
После игры дети проходят за столы.
Воспитатель: На игровизоре закрасьте соответствующими цветами весенние месяцы. Какие карандаши надо взять ребята?
Дети: Салатовый, зелёный, тёмно - зелёный.
Дети выполняют задание под музыку № 2.
Воспитатель: Весной появляются первые цветы. Ребята представьте, что у вас в руках одуванчики.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».
ИП: дети сидят, делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотят сдуть с одуванчика пух.
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку и увидим картинку с новым временем года.
Солнца яркого лучи,
Так приятны, горячи,
На полях цветут цветы,
Необычной красоты.
Рубином ягоды горят,
Пора каникул для ребят.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Летом ( слайд 3).
Воспитатель: Какие три сына – месяца есть у Лета?
Дети: Июнь, июль, август.
Воспитатель: Отметьте летние месяцы на игровизоре. Какого цвета карандаши надо взять?
Дети: Розовый, красный, бордовый.
Дети выполняют задание под музыку № 3.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам составить рассказ о лете по схеме (выслушиваются ответы 2 – 3 детей).
На экране слайд 4 – мнемотаблица «Лето».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали вы наверно. Давайте отдохнем с вами.
Встают в круг, повторяют движения за ребёнком.
Летней жаркою порой (ходьба на месте)
Пойдем на речку мы с тобою!
Будем плавать, загорать, (имитация плавания)
Землянику собирать. (имитация сбора ягод в ладонь)
Слушать, как поёт соловей, (приставить ладонь к правому уху)
Как журчит прозрачный ручей, (приставить ладонь к левому уху)
Наблюдать, как возле водицы, (присесть на корточки, соединить в горизонтальном положении два кулака)
Стрекоза резвится. (развести в разные стороны указательные и средние пальцы)
Воспитатель: Послушайте ребята последнюю загадку.
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
Дети: Осень (слайд 5).
Воспитатель: Ребята, а я знаю весёлую игру для наших пальчиков.
Пальчиковая игра «Дождик».
Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку,
Барабанит по окошку, напугал большую кошку
(загибают по 1 пальцу на каждую строчку)
Вымыл зонтики прохожих, крышу дома вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился - устал (трясут кистями рук - как бы стряхивая воду).
Воспитатель: Назовите осенние месяцы (сентябрь , октябрь , ноябрь).Возьмите карандаши ,и закрасьте их на игровизоре. Какого цвета надо взять карандаши?
Дети: Светло-жёлтый, жёлтый, оранжевый.
Дети выполняют задание под музыку № 4.
Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края осенью?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц?
Дети: Иволга, ласточка, жаворонок, зяблик, кукушка, скворец, трясогузка, соловей.
Воспитатель: А кроме перелетных птиц - есть еще и …?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц?
Дети: Синица, снегирь, клест, дятел.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и назовите лишнюю птицу (слайд 6).
Дети: Снегирь – это зимующая птица, а все остальные – перелётные (ласточка, кукушка и иволга)
Слайд 7
Дети: Ласточка - перелётная птица, а остальные – зимующие (синица, воробей, ворона)
Слайд 8
Дети: Дятел – зимующая птица , а скворец, ласточка и жаворонок перелётные.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. Ребята, посмотрите, наш Емеля повеселел, со всеми четырьмя сыновьями дедушки Годовика с вашей помощью познакомился.
Емеля: Спасибо вам, ребята, помогли познакомиться мне с четырьмя сыновьями: Зимой, Весной, Летом и Осенью. Когда снова мне понадобиться помощь , приду ребята к вам в гости опять. До встречи (кукла « уходит»).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста:
Чему вы сегодня научились?
Что нового узнали?
Что удалось больше всего?
Что было самым тяжелым (веселым, интересным)?
Воспитатель: Вы сегодня все очень старались, и я дарю вам в подарок улыбку (слайд 7)
Чтобы солнце всем сияло,
Чтобы горя не бывало,
Все мы за руки возьмемся
И друзьям мы улыбнемся.