Модифицированная программа работы психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Модифицированная программа работы психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья по развитию эмоциональной культуры личности и познавательных способностей по средствам детской мультипликации
«МультиWOOD»
Автор: Тагирова Зарина Аятулаховна
ГКУ СО МО "Балашихинский РЦ "Росинка"
Пояснительная записка
В настоящее время создано множество психокоррекционных и развивающих программ по развитию познавательных способностей и эмоционально-волевых качеств для детей и подростков, имеющих ограниченные возможности, в том числе и арт-терапевтических.
Программа направленна на изучение основ перекладной анимации как инновационного психокоррекционного метода. Отличительной особенность данной программы является детская мультипликация как уникальный вид искусства.
Детская мультипликация как средство реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями относительно новое направление, но прогрессивное. Создание анимационных фильмов включает весть творческий потенциал ребенка, помогает в преодолении страхов и приобретении уверенности в своих силах. Метод дает возможность прожить болезненный опыт, принять ситуацию, найти для нее наилучшее решенье, примерив на себя роль героя, что является важной жизненной потребностью ребенка. В этом и проявляются психотерапевтические возможности использования программы в курсе реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями.
Групповая анимационная деятельность развивает у ребенка способность взаимодействовать с коллективом, умение сотрудничать и находить компромисс, способствует развитию эмоциональной культуры, снижение агрессивности и тревожности, активизируются психические и познавательные процессы, и многое другое.
Эффективность программы включает в себя множество компонентов, такие как:
· мотивационный
· теоретический
· практический
· методический
· личностный
· профессиональный
· квалификационный
Данная инновационная программа реализовывается на базе ГКУ СО МО Балашихинский РЦ «РОСИНКА» отделение «Мать и Дитя», студия детской анимации «МультиWOOD».
Программа будет интересна психологам, педагогам, реабилитологам, социальным работникам, воспитателям и др.
Целевая группа: дети от 5 до 18 лет.
Цель программы: сознание условий для развития познавательной активности и эмоциональной культуры личности детей и подростков с ограниченными возможностями.
Задачи:
- развитие творческого потенциала личности ребенка с ОВЗ;
- профилактика агрессивного поведения и тревожности детей и подростков с ОВЗ;
- коррекция детских страхов;
- развитие умения взаимодействия со сверстниками;
- стабилизация и гармонизация эмоционально-волевых и поведенческих компонентов личности ребенка;
- развитие чувства эмпатии;
- формирование ассоциатино-образного мышления;
-формирование условий для развития позитивных интересов и систем ценностей.
Форма работы: групповая или подгрупповая.
Этапы и сроки реализации программы: Данная программа рассчитана на год. Срок создания одного мультфильма два месяца. Частота занятий 2 раза в неделю.
Содержание программы и его тематическое планирование:
Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю по 25-30 минут в групповой форме (5-8 человек), группы комплектуются по возрасту. Срок реализации 2-3 месяца (курс реабилитации в среднем 40-50 дней).
Главный вид деятельности, используемый на занятиях данной программы это перекладная анимация.
Реализуемые блоки:
Название |
Цели/задачи |
Сроки |
Диагностический блок |
Исследование уровня развития познавательных, творческих и личностных способностей. Установление объема работы. |
2 недели |
Прогностический блок |
Определение потенциальных возможностей и социально-психологических функций ребенка, Побуждение личности ребенка к взаимодействию. Направлен на выполнение ряда подготовительных мероприятий. |
|
Установочный блок |
||
Коррекционный блок |
Реализация программных задач. |
5-6 нед |
Оценка эффективности коррекционных взаимодействий |
Выявление изменений психических состояний и поведенческих реакций. |
1 неделя |
Принципы коррекционно-развивающей программы:
1. Принцип системности.
2. Принцип единства диагностики и коррекции.
3. Деятельностный.
4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
5. Принцип комплексности.
6. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
Методы и о сновные приемы программы:
Главным методом является мультипликация, (перекладная анимация), сочетающий, в себе различные виды прикладного творчества, теоретические и практические занятия.
Оборудование необходимое для реализации программы:
1. Ноутбук либо персональный компьютер, имеющие операционную систему Windows 7, Windows 8, Windows 10 било др.
2. Программы видеоредактирования и графические редакторы.
3. Диктофон.
4. Вебкамера или цифровой фотоаппарат.
5. Программ: Animal shooter, Paint, Windows movie maker.
Тематический план
№п\п |
Тема |
Содержание занятия |
Время |
Первая неделя |
|||
1. |
Ознакомительное занятие |
Познакомить детей с понятиями «анимация» и «мультипликация», с историей возникновения анимации, видами мультипликации. Дать представление о том, как создается движение в мультипликационных фильмах. |
30-45 мин |
Вторая неделя |
|||
2. |
Выбор или сочинение литературного произведения |
Дать детям знания о создании композиции анимационного фильма (вступление, развитие сюжета, кульминация, развязка, заключение). Познакомить с понятиями: действие, событие. |
30-45 мин |
3. |
Написание сценария |
Познакомить детей с понятиями: сценарий, раскадровка, темп и ритм при передаче движения. Формировать умение выделять сцены из текста, представлять их и воплощать в рисунке. Формировать умение передавать через пластику и мимику особенности движения и характера различных персонажей, увиденных на экране и созданных самими детьми. Развивать актёрские способности детей. Воспитывать самостоятельное регулирование собственного поведения, уверенности и позитивной установки. |
30-45 мин |
Третья неделя |
|||
4. |
Создание персонажей мультфильма, создание кукол-марионеток |
Познакомить детей с технологией изготовления куклы-марионетки для съёмки в мультфильме, выполненного в технике перекладки. Формировать изобразительные навыки и умения детей при рисовании персонажей мультфильма, учитывая то, какие подвижные и неподвижные части у него будут; навыки работы с художественными материалами, ножницами при подготовке куклы-марионетки. Развивать воображение, образное мышление. Воспитывать творческую активность и самостоятельность. |
30-45 мин |
Четвертая неделя |
|||
5. |
Рисование отдельных частей персонажей, передающих фазы движения |
Познакомить с понятиями: фазы движения в мультфильме. Формировать умение передавать в рисунках движение персонажа в пространстве (поворот или наклон головы, моргание, взмах крыльями и т.д.). Развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать старательность, усердие. |
30-45 мин |
6. |
Рисование декораций |
Познакомить детей с понятием: декорации, фон и панорама (горизонтальная и вертикальная). Формировать изобразительные и композиционные навыки и умения воспитанников при рисовании пейзажей, интерьеров. Развивать чувство цвета, ритма, динамики в рисунке. Воспитывать аккуратность и ответственность исполнения работы. |
30-45 мин |
7. |
Рисование деталей декораций |
Дать представление о том, как в мультипликации за счёт нескольких ярусов создается пространство. Формировать изобразительные навыки и умения при рисовании различными художественными материалами (простой и цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь), при рисовании на графическом планшете. Развивать пространственные представления, воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать уважение к работе друг друга, дружелюбие при составлении общих композиций. |
30-45 мин |
Пятая неделя |
|||
8. |
Съемка |
Познакомить детей с оснащением для съемочного процесса, правилами техники безопасности в процессе съемки, ролью оператора в съемочном процессе, понятием и значением кадрика и кадра, планов (крупный, средний и общий) и их смены, наезда и отъезда. Формировать навыки и умения анимационной деятельности в процессе съемки. Воспитывать согласованность действий друг с другом, ответственное отношение к процессу съёмки. |
30-45 мин |
Шестая неделя |
|||
9. |
Подбор музыкальных произведений, озвучивание фильма |
Создать представление у детей о роли звукового оформления фильма. Формировать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства, передавать интонационно характер и настроение персонажей, умение различать характер музыкальных произведений, связывать музыку с анимационным образом. Развивать речевой и музыкальный слух. Воспитывать эмоциональную отзывчивость литературный текст и на музыку. |
30-45 мин |
Седьмая неделя |
|||
10. |
Подготовка Афишы и билетов |
Формировать умение работать в коллективе, договариваться друг с другом при выполнении заданий, требующих совместных действий. Развивать художественные, актерские способности. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, интерес к изобразительному и анимационному искусству. |
30-45 мин |
11. |
Подведение итогов. Премьера фильмов |
Повторить с детьми технологию создания мультфильма, виды мультипликации. |
30-45 мин |
Структура коррекционно-развивающего занятия
Занятия имеют свою структуру и последовательность, и реализуют поставленные цели поэтапно.
№ п\п |
Название этапа |
Содержание этапа |
1 |
Приветствие |
Создание позитивного настроя на коллективное взаимодействие |
2. |
Повторение |
Обсуждение предыдущего занятия и выводов |
3. |
Планирование |
Планирование содержания и целей занятия |
4. |
Расширение |
Расширение представлений |
5. |
Интеграция |
Приобретение новых знаний и умения связать новый опыт с жизнью. |
6. |
Закрепление |
Закрепление полученных знаний и навыков |
7. |
Рефлексия |
Возможность объективно оценить работу. |
8. |
Прощание |
Ожидаемые результаты:
Освоение программы дает возможность усвоить навыки общения и взаимодействия со сверстниками, способствует формированию новых взглядов и установок, развивает творческие способности и воображение ребенка, способствует снижению тревожности и агрессивности.
Дает возможность приобрести эстетические ценности и чувства, способность конструктивно решать проблемы, умение прогнозировать и контролировать свою деятельностью, а также, принятие и освоение социальной роли.
Список литературы:
1. Аромштам М.С. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в детском саду.-М.: Чистые пруды, 2006.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Пунько Н.П. Секреты детской мультипликации: перекладка: метод.пособие/ Н.Пунько,О.Дунаевская.-М.:Линка-Пресс, -136. 2017.
4. Романова М. Н. Разработка программы кружка «Основы мультипликации» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 41. – С. 58–62.
5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: «Педагогика», 1989.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сказка о птичке Лане
Жила-была птичка по имени Лана. Она была очень храбрая, добрая и мечтательная. У Ланы были такие же перья и клюв, такие же глаза как остальных птичек, но кое-что ее отличало. От рождения у нее не было одного крыла.
Никто точно не знает, почему так случилось, но это ни сколько не меняло характера Ланы, она всегда мужественно встречала все испытания жизни.
Каждый день, прогуливаясь, она смотрела в небо, любовалась, как птицы парят под облаками. Лана тоже мечтала когда-нибудь вместе с ними так беззаботно летать. Ей хотелось летать, парить и чтобы лучи солнца слегка касались ее крыльев.
Но птички не замечали Лану и ее особую жизнь на земле.
Но однажды с птицами случилась беда. Безжалостный орел преследовал их и пытался напасть. От страха и растерянности они не знали что делать. Они метались в панике.
Лана увидела это и изо всех сил закричала и позвала их в свое гнездо. Своим мужественным поступком Лана спасла птиц от хищника, рискуя собой и своим домом.
Птицы не знали, как отблагодарить Лану, но увидев ее особенность, они решили ей помочь, несмотря ни на что. Улетев, они вернулись с крылом для самой храброй птички, чья доброта и сила помогла им спастись от кровожадного орла. Где они его раздобыли никто так и не узнал. Счастью Ланы не было предела, ей хотелось скорее взлететь, почувствовать свободу полета, силу ветра и пылкость солнца. Теперь она могла летать под облаками со своими новыми друзьями.
А история эта о том, как отзывчивость помогает кому-то обрести счастье, ведь хуже жестокости может быть только равнодушие.
«САМАЯ-САМАЯ РОССИЯ»
12 июня вся наша страна празднует День России.
День России — это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. Поначалу он назывался «День независимости России». А появился этот праздник потому, что 12 июня 1990 года на Первом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством, основанным на принципах равноправия и партнерства. Тогда, в 1990 году, Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина день 12 июня был объявлен государственным праздником России. А в 1994 году Президент издал новый Указ, по которому праздник стал называться «День России».
Россия – самая-самая большая страна во всем мире.
Россия - самая могущественная страна в мире, сохранившая свою историческую уникальность и величие в мире.
Именно в нашей стране как нигде в мире чтут память предков и своих героев.
Именно в нашей стране берегут традиции и культуру.
Только наша страна взрастила олимпийских чемпионов, чьи рекорды до сих пор не побиты.
Именно в нашей стране самый суровый климат и самые добрые люди.
В России каждый из нас кому-то дорог, кому-то близок.
Россия - самая многонациональная страна, люди разных народов бережно хранят свою национальную и историческую уникальность.
Несмотря на то, что мы все разные - мы все равные, мы едины, мы дружны.
Мы россияне!