Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Возможности технологии «Ситуация» в рефлексивной самоорганизации деятельности детей и педагогов

Дата публикации: 2019-12-16 11:00:07
Статью разместил(а):
Суханова Ирина Ивановна

Возможности технологии «Ситуация» в рефлексивной самоорганизации деятельности детей и педагогов

Автор: Суханова Ирина Ивановна

 

Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области освоения технологий системно-деятельностного подхода (на примере технологии «Ситуация» Л.Г.Петерсон). 

Основные задачи: 

- тренировать педагогов работы с технологией  «Ситуация», разработанной для дошкольного образования, в рамках  системно-деятельностного подхода;

- разобрать на примерах возможности конструирования образовательной деятельности с дошкольниками с использованием технологии «Ситуация»;

- обеспечить взаимодействие между педагогами таким образом, чтобы в процессе взаимодействия полученная информация превращалась в их личное знание; 

- создать условия для профессионального общения педагогов, их самореализации;

- способствовать повышению профессионального мастерства молодых педагогов;

Раздаточный материал для слушателей: карточки с предметными картинками (4 вида) на каждого участника, для работы по подгруппам – карточки с вопросами (4 шт.), разрезные карточки по этапам «Структура технологии «Ситуация».

Ход  мероприятия

1.  Введение в ситуацию.

Скажите, проводили ли вы когда-нибудь открытые  занятия, мероприятия? С детьми или со взрослыми? Какого возраста были дети?

Испытывали ли вы чувство удовлетворения от проведения открытых мероприятий? Почему? (м.б. тщательная подготовка, владение технологией и т.п.)

А вы представляете, из декретного отпуска вышел молодой педагог Роксана Марсельевна, она уже работала на группе, знает все направления в работе, но не знает технологию системно-деятельностного метода для работы с детьми, а ей необходимо провести занятие, участвуя во Всероссийском флеш-мобе.

Может, попробуем ей помочь? - Хотите помочь? А сможете?

Так что же нам предстоит сделать? (помочь Роксане подготовиться к занятию с дошкольниками, используя технологию системно-деятельностного подхода для дошкольного образования)

2. Актуализация знаний

Технология деятельностного метода:

Давайте подумаем, что необходимо знать педагогу для того, чтобы провести занятие? (знать возрастные особенности детей данного возраста, знать нормативную базу: требования, программные задачи; методику, методы, приемы, технологию).

Давайте вспомним, на каких принципах основывается системно-деятельностная педагогика? (Психологической комфортности, Деятельности, Минимакса, Целостности, Вариативности, Творчества, Непрерывности.)

Напомним этапы работы в технологии «Ситуация».

3. Затруднение в ситуации.

Роксана Марсельевна изучила все этапы работы над технологией «Ситуация», но у нее возник вопрос, как зафиксировать затруднение, как сформулировать «детскую цель», ей трудно придумать приемы вовлечения детей в процесс поиска новых знаний.

Смогли вы точно сказать?

Смогли вы помочь Роксане подготовиться к занятию? Нет. Почему не смогли? (Не знаем, каким образом построить занятие, минуя затруднения в работе).

Так что сейчас вам надо узнать? (какие возможные затруднения возникают, при реализации технологии «Ситуация»)

4. Открытие нового знания. 

Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает, попробовать догадаться самим, найти ответ в интернете, прочитать). Хорошо, в нашем случае возможно ли догадаться самим? А в интернете знаете, на каком сайте будете искать? Тогда какой самый быстрый и легкий способ добыть информацию возможен в нашем случае? (спросить у того кто знает)

Спрашивайте.

Для того, чтобы познакомиться с отличительными особенностями данной технологии объединимся по подгруппам (используется раздаточный материал). У вас у всех есть карточки с картинками. По какому признаку вы можете объединиться в группы? (по цвету, по форме картинок)

1 подгруппа - найти информацию в интернете (на сайте «Школа 2000…»).

Вопросы для работы:

—На каком сайте найти информацию о технологии «Ситуация»? (сайт института системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»)

—В какой вкладке можно найти информацию о технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон для дошкольного образования? (вкладка «Воспитателю», ст. «Технология деятельностного метода)

—В каком месте на сайте можно познакомиться с практическим опытом реализации технологии «Ситуация»? (вкладка «Воспитателям. Технология ДМ, методическая копилка»)

—Где найти информацию об организациях, внедряющих ТДМ? (вкладка «Площадки»)

—Каким образом авторы предлагают познакомиться с технологией? (система курсов повышения квалификации)

—Найдите информацию о структуре технологии «Ситуация» и особенностях каждого этапа.

2 подгруппа – работа с раздаточным материалом (выложить структуру технологии, используя признаки каждого этапа).

Самостоятельная работа по подгруппам (знакомство с отличительными чертами и структурой технологии «Ситуация», поиск необходимой информации в сети интернет).

5. Включение нового знания в систему знаний и умений. 

У меня есть для вас консультация и таблица, рассмотрите ее и попробуйте подготовленные конспекты проверить по данной таблице. Попробуем рассмотреть варианты составленных конспектов к сегодняшнему мероприятию.

Педагоги зачитывают отрывки из конспектов занятий, обращая внимание на этапы работы по технологии «Ситуация»

Какие умения формируются у детей благодаря использованию педагогом технологии «Ситуация»?

(Данная технология позволяет определять пути и способы нахождения знаний (а не навязывания их детям), пути решения проблем, способы справляться с трудностями).

—Реализация технологии «Ситуация» обеспечивает построение развивающего образовательного пространства в соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными ФГОС ДО:

- способствует формированию положительной мотивации к деятельности, с акцентом на познавательную;

- создает благоприятные условия для развития познавательной сферы личности, через формирование умения обсуждать, действовать, исследовать, переделывать, вычленять причины, осмысливать полученную информацию и практически применять в жизни;

—- способствует готовности к саморазвитию и успешной самореализации;

- содействует социализации воспитанников, посредством организации коммуникативной деятельности;

- позволяет целенаправленно, в системе формировать у дошкольников, предпосылки учебной деятельности;

- содействует развитию возможных достижений воспитанника исходя из полного раскрытия и реализации его неповторимого специфического возрастного потенциала.

6. Осмысление (итог).

Скажите, чем вы сегодня занимались? Кому помогали? Смогли помочь Роксане? Почему вам это удалось? Какие умения вам в этом помогли?

Заключение. Рефлексия. 5 мин.

Итак, мы рассмотрели и проиграли целостную структуру применения деятельностного метода в образовательной ситуации для детей дошкольного возраста. Как вы считаете, соответствовала ли структура методического совета структуре технологии «Ситуация»?

Вы молодцы? Я очень благодарна вам за помощь и за вашу  работу.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь