Дополнительная общеобразовательная программа «Мир сенсорики»
Дополнительная общеобразовательная программа «Мир сенсорики»
Автор: Дубленникова Елена Александровна
МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», г. Ухта
Направленность: социально-педагогическая.
Возрастная категория: для детей с 2-3 лет.
Срок реализации: 1 год.
1. Пояснительная записка
Актуальность дополнительной общеобразовательной программа «Мир сенсорики» (далее - Программа) заключается в том, что в процессе ее реализации у детей раннего дошкольного возраста накапливается разнообразный сенсорный опыт, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Отличительные особенности Программы.
При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем дошкольном возрасте оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей раннего возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, можно сделать вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Адресат Программы: Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет. В этот период жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Объем Программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы – 25 часов в год.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий:
- беседы с детьми;
- рассказ педагога;
- рассказы детей;
- рассматривание дидактических пособий, предметов;
- показ педагогом способов обследования предмета;
- экспериментирование;
-игры, игровые приемы
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, с декабря по май. Продолжительность занятий в первой младшей группе – 10 минут.
Срок освоения Программы: Составляет 25 недель, 1 год.
Цель и задачи Программы: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи.
Задачи:
- Развитие зрительных ощущений: побуждать различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: формировать умение различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
2. Учебный план.
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов в месяц (1 год обучения) |
Всего |
1 |
Диагностика |
1 |
1 |
2 |
«Пересыпание ложкой» |
1 |
1 |
3 |
«Сортировка» |
1 |
1 |
4 |
«Угости маленького и большого зайца морковкой» |
1 |
1 |
5 |
«Огоньки ночью» |
1 |
1 |
6 |
«Волшебный поднос» |
1 |
1 |
7 |
«Шарики» |
1 |
1 |
8 |
«Подбери по форме» |
1 |
1 |
9 |
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) |
1 |
1 |
10 |
«Кто скорее соберет игрушки» |
1 |
1 |
11 |
«Счетные палочки» |
1 |
1 |
12 |
«Золушка» |
1 |
1 |
13 |
«Воздушные шары» |
1 |
1 |
14 |
Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны |
1 |
1 |
15 |
Окрашивание воды |
1 |
1 |
16 |
«Поможем зайке разложить игрушки» |
1 |
1 |
17 |
«Ткани» |
1 |
1 |
18 |
«Строим башню» |
1 |
1 |
19 |
«Что лежит в мешочке?» |
1 |
1 |
20 |
«Подбери петушку перышко» |
1 |
1 |
21 |
«Сделаем куклам бусы» |
1 |
1 |
22 |
«Спрячь мышку» |
1 |
1 |
23 |
Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. |
1 |
1 |
24 |
«Башня из кубов». |
1 |
1 |
25 |
Диагностика |
1 |
1 |
|
Всего: |
25 |
25 |
3. Календарный учебный график
Дата начала учебного года |
Дата окончания учебного года |
Количество учебных недель |
Продолжительность каникул |
Сроки контрольных процедур |
02 декабря 2019г. |
29 мая 2020г. |
25 недель |
1-8 января 2020 |
Диагностика: 1 неделя декабря Последняя неделя мая |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
Оборудование, материалы |
Количество часов |
Дата проведения |
|
1 |
Диагностика |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. |
Игрушки и игры с центра сенсорики. |
1 |
05.12.2019 |
|
2 |
«Пересыпание ложкой» |
Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. |
Горох, ложки, глубокие емкости. |
1 |
12.12.2019 |
|
3 |
«Сортировка» |
Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. |
Шары разного цвета. |
1 |
19.12.2019 |
|
4 |
«Угости маленького и большого зайца морковкой» |
Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. |
Игрушечные зайцы и морковка разных размеров. |
1 |
26.12.2019 |
|
5 |
«Огоньки ночью» |
Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. |
Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой. |
1 |
09.01.2020 |
|
6 |
«Волшебный поднос» |
Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. |
Поднос с однотонным цветным дном, крупа. |
1 |
16.01.2020 |
|
7 |
«Шарики» |
Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. |
Шарики основных цветов. |
1 |
23.01.2020 |
|
8 |
«Подбери по форме» |
Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. |
Блоки-вкладыши на каждого ребёнка. |
1 |
30.01.2020 |
|
9 |
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) |
Развивать у детей мелкую моторику рук. |
Бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
|
1 |
06.02.2020 |
|
10 |
«Кто скорее соберет игрушки» |
Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. |
Дидактическая игра «Игрушки». |
1 |
13.02.2020 |
|
11 |
«Счетные палочки» |
Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. |
Счетные палочки.
|
1 |
20.02.2020 |
|
12 |
«Золушка» |
Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. |
Фасоль, тарелочки. |
1 |
27.02.2020 |
|
13 |
«Воздушные шары» |
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. |
Дидактическая игра «Воздушные шары». |
1 |
05.03.2020 |
|
14 |
Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны |
Развивать у детей мелкую моторику рук. |
Грецкие орехи. |
1 |
12.03.2020 |
|
15 |
Окрашивание воды |
Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). |
Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков. |
|
19.03.2020 |
|
16 |
«Поможем зайке разложить игрушки» |
Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. |
Игрушки: зайцы, сенсорный куб с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал. |
1 |
26.03.2020 |
|
17 |
«Ткани» |
Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. |
Пары одинаковых на ощупь тканей. |
1 |
02.04.2020 |
|
18 |
«Строим башню» |
Обучение соотнесению по величине четырех предметов. |
Строительный материал: кубики. |
1 |
09.04.2020 |
|
19 |
«Что лежит в мешочке?» |
Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. |
Дидактическая игра «Волшебный мешочек». |
1 |
16.04.2020 |
|
20 |
«Подбери петушку перышко» |
Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.
|
Дидактическая игра «Подбери петушку перышко» |
1 |
23.04.2020 |
|
21 |
«Сделаем куклам бусы» |
Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.
|
Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей. |
1 |
30.04.2020 |
|
22 |
«Спрячь мышку» |
Закреплять у детей представления о шести цветах.
|
Дидактическая игра «Спрячь мышку». |
1 |
07.05.2020 |
|
23 |
Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу |
Развивать у детей мелкую моторику рук. |
Счетные палочки основных цветов, образцы предметов. |
1 |
14.05.2020 |
|
24 |
«Башня из кубов» |
Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. |
Деревянные кубики. |
1 |
21.05.2020 |
|
25 |
Диагностика |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. |
Игрушки и игры с центра сенсорики. |
1 |
28.05.2020 |
|
5. Планируемые результаты.
Ожидаемые результаты к концу обучения.
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
6. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы: Занятия проводятся в помещении зимнего сада МДОУ «Д/с №10».
Оборудование: детские столы, стулья, магнитофон.
Информационно- методические ресурсы:
Средства и материалы:
· Плоскостные геометрические фигуры
· «Геометрическое лото»
· Полоски основных цветов шириной 4 см
· Подносы с однотонным дном, крупа
· Шары основных цветов
· Блоки – вкладыши на каждого ребенка
· Игрушечные зайцы и морковки разных размеров
· Бельевые прищепки, силуэты
· Бумага черного цвета, гуашь
· Счетные палочки
· Кисти, баночки с водой
· Фасоль, тарелочки
· «Воздушные шарики»
· Грецкие орехи
· Сенсорный куб с геометрическими фигурами
· Пары одинаковых на ощупь тканей
· Шнурки, разноцветные бусины
· Строительный материал
· Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Подбери петушку перышко», «Спрячь мышку».
Формы контроля Программы: Для отслеживания результатов обучения могут быть использованы как общенаучные методы (наблюдения и т. п.), так и специфические методы педагогической диагностики. Характерные для дополнительного образования детей: открытые показы, мастер- классы для педагогов.
Формы проведения педагогической диагностики, оценочные материалы:
№ п/п |
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Уровень |
||||||||||||
|
с |
Ф |
н |
|||||||||||||||||||
н |
м |
н |
м |
н |
м |
н |
м |
н |
м |
н |
м |
н |
м |
н |
м |
н |
м |
н |
м |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С - сформировано - навыками владеет.
Ф - формируются – выполняет с помощью взрослого.
Н – не сформирован – не владеет.
Критерии:
1. Различает цвета.
2. Называет цвета.
3. Различает геометрические фигуры.
4. Называет геометрические фигуры.
5. Использует сенсорные эталоны.
6. Различает качества предметов.
7. Называет качества предметов.
Список литературы:
1. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.- М.: Мозаика – Синтез.2003.- 120с.
2. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013.- 72с.
3. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.- 56с.