Занятия дефектолога с детьми раннего возраста с использованием интерактивного стола
Занятия дефектолога с детьми раннего возраста с использованием интерактивного стола
Авторы: Кристюк С.В. и Якушина И.В.
ГКУЗ АО «Специализированный дом ребёнка», г. Архангельск
Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом жизнедеятельности не только взрослых, но и средством обучения детей. Использование такого оборудования делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, интересным, эмоциональным, поэтому — результативным. В нашем учреждении имеется интерактивный стол и интерактивный пол.
Интерактивный стол (ИС) — представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Очень удобно, что в программном обеспечении ИС заложена возможность ведения речевых карт на каждого ребёнка, в которых можно отследить динамику развития. Кроме того, имеется достаточное количество игр и упражнений, рассчитанных на детей раннего возраста, с описанием целей, задач и методики их проведения. Организация занятий с интерактивным оборудованием определяется участием малой подгруппы детей одного уровня развития для корректировки длительности, сложности заданий, количества игр и упражнений. Также эффективны и индивидуальные занятия с ребёнком на ИС.
Длительность занятия может варьироваться от 10 до 20 минут. Занятие может включать до 4-5 игр и упражнений. Также, игры и упражнения с использованием ИО, могут быть элементом, частью занятия учителя-дефектолога. Использование интерактивного оборудования в работе позволило:
- обогатить представления детей об окружающем мире, используя проекции, приближенные к реальности, преодолевая влияние пребывания в закрытом учреждении;
- развить эмоциональную сферу; создать атмосферу успешности для каждого ребёнка, поощряя уверенность и инициативу в самостоятельных проявлениях детей;
- активизировать познавательный интерес, развить познавательные навыки, зрительно-двигательную координацию;
- стимулировать речевую активность, предоставить возможность общения и взаимодействия в разных ситуациях;
- одновременно использовать графическую и аудиовизуальную информацию, что обеспечивает полисенсорное восприятие материала.
Следует отметить, что бесконтрольное взаимодействие детей с интерактивным оборудованием может приводить к появлению стереотипности движений и действий, эмоциональному перевозбуждению, быстрой потере интереса. Любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Интерактивное оборудование – лишь средство, вспомогательный обучающий материал. Оно не заменяет традиционные методы и технологии, а является дополнительным удобным источником информации, наглядности, повышающим эффективность коррекционно – развивающей работы учителя-дефектолога в доме ребёнка.
Ниже представлены подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию речи для детей разного уровня развития.
Занятие № 1
Индивидуальное занятие по развитию речи для ребёнка 1.9-2 лет
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие — Знакомить ребёнка с домашними животными и их голосами. Стимулировать речевое подражание.
Развивающие — Развивать слуховое восприятие. Тренировать крупную моторику.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Познакомить ребёнка с интерактивным столом.
2. Развитие слухового восприятия – игра «Кто сказал му?»
3. Развитие крупной моторики - игра «А ты так можешь?»
4. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить ребёнка.
Занятие № 2
Индивидуальное занятие по развитию речи для ребёнка 2-2.6 лет.
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие — Формировать произвольный целенаправленный выдох; учить правильной артикуляции согласных звуков «П», «Б» и их слияний. Формировать зрительное внимание. Стимулировать речевую активность.
Развивающие — развивать речевое и двигательное подражание; расширять понимание речи; тренировать крупную моторику.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказать ребёнку, что сегодня мы будем играть за интерактивным столом. Вспомнить, что сейчас — зима, на улице много снега.
2. Тренировка воздушной струи — игра «Снежинки».
3. Разработка и тренировка органов артикуляции — упражнения «Блинчик», «Барабанчик», «Лопающиеся пузыри».
4. Вызывание у ребёнка подражание губным звукам с помощью их проговаривания — игра «Тик-так звуки!»
5. Развитие крупной моторики - «А ты так можешь?».
6. Формирование зрительного внимания — игра «Невнимательный художник».
7. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить ребёнка.
Занятие № 3
Индивидуальное занятие по развитию речи для ребёнка 2.6-3 лет.
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие — Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания; учить правильной артикуляции согласных звуков «В», «Ф» и их слияний. Формировать фразу из 3 слов, уточнять и расширять глагольный словарь.
Развивающие — расширять понимание речи; тренировать крупную моторику.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказать ребёнку, что сегодня мы будем играть за интерактивным столом. Вспомнить, кого рассматривали на прогулке (жуков).
2. Тренировка воздушной струи — игра «Ветерок и жуки».
3. Разработка и тренировка органов артикуляции — упражнения «Вкусная конфета», «Качели», «Гриб».
4. Вызывание у ребёнка подражание звукам с помощью их проговаривания — игра «Пожужжим!».
5. Развитие крупной моторики - игра «А ты так можешь?».
6. Формирование фразовой речи – игра «Кто что делает?».
7. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить ребёнка.
Занятие № 4
Индивидуальное занятие по развитию речи для ребёнка 3 лет.
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие — Учить контролировать силу воздушной струи; учить правильной артикуляции согласных звуков «К», «Г» и их слияний. Формировать фразу из 3 слов, уточнять и расширять глагольный словарь.
Развивающие — развивать зрительное восприятие; расширять пассивный и активный словарь.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Тренировка воздушной струи — игра «Торт со свечками».
3. Разработка и тренировка органов артикуляции — упражнения «Киска сердится», «Шарики», «Гриб».
4. Формирование фразовой речи – игра «Кто что делает?».
5. Составление целого из частей – игра «Фрукты- овощи».
6. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить ребёнка.
Занятие № 5
Подгрупповое занятие по развитию речи для детей 1.9-2 лет.
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие — Формировать слуховое восприятие и речевое подражание. Стимулировать речевую активность.
Развивающие —Тренировать крупную моторику.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказать детям, что сегодня они будут играть за интерактивным столом.
2. Подражание речевым звука – игра «Игрозвуки».
3. Развитие крупной моторики - игра «А ты так можешь?».
4. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить детей.
Занятие № 6
Подгрупповое занятие по развитию речи для детей 2-2.6 лет.
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие —Учить детей продолжительному ротовому выдоху. Формировать глагольный словарь. Формировать простую фразу.
Развивающие — Тренировать крупную моторику.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказать детям, что сегодня они будут играть за интерактивным столом.
2. Тренировка произвольного ротового выдоха – игра «Снежинки».
3. Развитие крупной моторики - игра «А ты так можешь?».
4. Называние действий героев – игра «Бежит-лежит».
5. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить детей.
Занятие № 7
Подгрупповое занятие по развитию речи для детей 2-2.6 лет.
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие — Уточнять и расширять словарь по теме «Части тела человека». Формировать фразу из 3 слов, уточнять и расширять глагольный словарь.
Развивающие — тренировать крупную моторику.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Познакомить детей с темой занятия «Части тела».
2. Запоминание названия и местоположения частей тела человека – игра «Комариная школа».
3. Развитие крупной моторики - игра «А ты так можешь?».
4. Правильное называние действий героев игры – игра «Бежит-лежит».
5. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить детей.
Занятие № 8
Подгрупповое занятие по развитию речи для детей 2.6-3 лет.
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие — Уточнять и расширять словарь по теме «Домашние животные». Формировать зрительное внимание.
Развивающие — Развивать слуховое восприятие. Тренировать крупную моторику.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Напомнить детям, почему домашних животных так называют.
2. Называние животного по его голосу – игра «Кто сказал му?».
3. Развитие крупной моторики - игра «А ты так можешь?».
4. Формирование зрительного внимания - игра «Потерянный хвост».
5. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить детей.
Занятие № 9
Подгрупповое занятие по развитию речи для детей 2.6-3 лет.
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие — Уточнять и расширять словарь по теме «Животные». Формировать фразу из 3-4 слов.
Развивающие — Развивать зрительное внимание. Тренировать крупную моторику.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Сообщить детям тему занятия.
2. Формирование лексики (чем питаются животные) – игра «Мышкин завтрак».
3. Развитие крупной моторики - игра «А ты так можешь?».
4. Формирование зрительного внимания - игра «Потерянный хвост».
5. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить детей.
Занятие № 10
Подгрупповое занятие по развитию речи для детей 3 лет.
ЦЕЛЬ: гармоничное развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие — Формировать многословную фразу.
Развивающие — Развивать представления об окружающем. Тренировать крупную моторику.
ОСНАЩЕНИЕ: интерактивный стол.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказать детям, что сегодня мы узнаем много нового.
2. Наблюдение за явлениями и рассказ о них - игра «Волшебник. Комната чудес».
3. Подведение итогов занятия. Вспомнить, чем сегодня занимались, похвалить детей.