Проект в подготовительной к школе группе «Масленица Кривошейка»

Дата публикации: 2021-03-24 09:35:28
Статью разместил(а):
Канева Наталья Михайловна

Проект в подготовительной к школе группе «Масленица Кривошейка»

Авторы: Габова Елена Александровна

и Канева Наталья Михайловна

МАДОУ «Детский сад № 4», г. Сыктывкар

 

Аннотация: Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, он возвещает об окончании зимы и начале весны. Так и в нашей группе детского сада состоялась масленичная неделя, целью которой было знакомство детей с традиционным русским народным праздником и развитие пониманий названий праздника, воспитание любви к традиционным праздникам. В ходе проекта у детей сформировалось представление о культуре и традициях русского народа, были продемонстрированы традиции и обряды празднования Масленицы, а совместная деятельность детей, педагогов и родителей помогла сплочению, инициативности и ответственности всех участников. Итогом проекта стал праздник «Масленица». На празднике звучала веселая музыка, создавая настроение радости, веселья и задора у ребят. Участники праздника радовались приходу Весны и охотно участвовали в различных конкурсах, водили хороводы, отгадывали загадки. В заключение прощания с зимой отведали блиночков румяных, да чаю ароматного. Заряд веселья получили все.

Ключевые слова: Масленица, дети подготовительной группы, десткий сад.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Срок реализации проекта: 2 недели.

Тип проекта: Образовательный, краткосрочный.

Актуальность проекта: Воспитание интереса к традициям своего народа; развитие конструктивного взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода.

Цель проекта: познакомить с традиционным русским народным праздником; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; развивать понимание названий праздника, воспитывать любовь к традиционным праздникам.

Задачи проекта:

1. Приобщить детей к традициям русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России.

2. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками.

3. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Ожидаемые результаты проекта: сформированность представлений детей о культуре и традициях русского народа; воспитание чувства сопричастности к народным праздникам; удовлетворение потребности детей в самовыражении; успешное взаимодействие педагогов и родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный.

Постановка проблемы, определение цели и задач проекта. Изучение литературы, интернет - ресурсов, условий для проведения проекта, выбор форм и методов подготовки.

Организационный.

Беседы с детьми, педагогами, родителями; изготовление атрибутов, символов праздника; подбор костюмов, аудио сопровождения,  распределение ролей.

Заключительный.

 Создание сценария; проведение праздника, оформление презентации проекта.

Виды деятельности:

• НОД «Приобщение к социокультурным ценностям» «История Масленицы», просмотр презентации по теме.

• НОД  «Художественно –эстетическое развитие» Рисование «Масленицу провожаем».

• НОД Модельно-конструктивная деятельность  «Чучело масленицы».

Речевое развитие: 

• Беседа «История Масленицы». Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России

• НОД «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной песни-колядки.

• НОД «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели, пение обрядовых песен.

Художественная литература: 

• Разучивание русской народной песенки «Блины».

• Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.

• Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.

• Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

• Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»: углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.

• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка»: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.

• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Про Филю»: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Игровая деятельность 

•    Подвижная игра «Масленица»

•    Хороводная игра «Ровным кругом»

•    Танец «Топа-топ»

•    Логоритмическая игра «Радуга-дуга»

•    Подвижная игра «В каравай»

•    Игры на прогулке «Взятие снежной горы», «Водить козла», «Горелки», «Жмурки»;

•    Игра малой подвижности «Летят – не летят»

•    Дидактические игры «Масленичная неделя»,

•    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

•    Русские народные подвижные игры «Горелки « «Удар по веревочке», «Золотые ворота», «Волки во рву»  и т.д.

•    Разучивание Русских народных запевок « Весна, весна красная….».

Работа с родителями

1. Папка  передвижка «История масленицы»

2. Совместное мероприятие Развлечение «Масленица-Кривошейка»

3. Консультации «Русские народные праздники»

4. Альбом стихов и пословиц о масленице

5. Выставка совместных работ родителей и детей.

 

Список  литературы:

1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. Дет. литература, 2001г.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры –СПб, Детство-пресс, 1998г.

3. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду – Волгоград, 2007г.

4. Мельникова Л.И., Зимина А.Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.

5. Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001г.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.

7. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г.

8. Резунков А.Г. Яковлева М.В. Масленица. Сценарий праздника,игры, скороговорки «композитор» С. Пб 2013г.

9. Соколова Л.В, Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003г.