Проект в подготовительной к школе группе «Масленица Кривошейка»
Проект в подготовительной к школе группе «Масленица Кривошейка»
Авторы: Габова Елена Александровна
и Канева Наталья Михайловна
МАДОУ «Детский сад № 4», г. Сыктывкар
Аннотация: Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, он возвещает об окончании зимы и начале весны. Так и в нашей группе детского сада состоялась масленичная неделя, целью которой было знакомство детей с традиционным русским народным праздником и развитие пониманий названий праздника, воспитание любви к традиционным праздникам. В ходе проекта у детей сформировалось представление о культуре и традициях русского народа, были продемонстрированы традиции и обряды празднования Масленицы, а совместная деятельность детей, педагогов и родителей помогла сплочению, инициативности и ответственности всех участников. Итогом проекта стал праздник «Масленица». На празднике звучала веселая музыка, создавая настроение радости, веселья и задора у ребят. Участники праздника радовались приходу Весны и охотно участвовали в различных конкурсах, водили хороводы, отгадывали загадки. В заключение прощания с зимой отведали блиночков румяных, да чаю ароматного. Заряд веселья получили все.
Ключевые слова: Масленица, дети подготовительной группы, десткий сад.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Тип проекта: Образовательный, краткосрочный.
Актуальность проекта: Воспитание интереса к традициям своего народа; развитие конструктивного взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода.
Цель проекта: познакомить с традиционным русским народным праздником; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; развивать понимание названий праздника, воспитывать любовь к традиционным праздникам.
Задачи проекта:
1. Приобщить детей к традициям русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России.
2. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками.
3. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Ожидаемые результаты проекта: сформированность представлений детей о культуре и традициях русского народа; воспитание чувства сопричастности к народным праздникам; удовлетворение потребности детей в самовыражении; успешное взаимодействие педагогов и родителей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный.
Постановка проблемы, определение цели и задач проекта. Изучение литературы, интернет - ресурсов, условий для проведения проекта, выбор форм и методов подготовки.
Организационный.
Беседы с детьми, педагогами, родителями; изготовление атрибутов, символов праздника; подбор костюмов, аудио сопровождения, распределение ролей.
Заключительный.
Создание сценария; проведение праздника, оформление презентации проекта.
Виды деятельности:
• НОД «Приобщение к социокультурным ценностям» «История Масленицы», просмотр презентации по теме.
• НОД «Художественно –эстетическое развитие» Рисование «Масленицу провожаем».
• НОД Модельно-конструктивная деятельность «Чучело масленицы».
Речевое развитие:
• Беседа «История Масленицы». Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России
• НОД «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной песни-колядки.
• НОД «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели, пение обрядовых песен.
Художественная литература:
• Разучивание русской народной песенки «Блины».
• Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.
• Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.
• Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
• Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»: углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.
• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка»: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.
• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Про Филю»: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
Игровая деятельность
• Подвижная игра «Масленица»
• Хороводная игра «Ровным кругом»
• Танец «Топа-топ»
• Логоритмическая игра «Радуга-дуга»
• Подвижная игра «В каравай»
• Игры на прогулке «Взятие снежной горы», «Водить козла», «Горелки», «Жмурки»;
• Игра малой подвижности «Летят – не летят»
• Дидактические игры «Масленичная неделя»,
• Дидактическая игра «Подскажи словечко»
• Русские народные подвижные игры «Горелки « «Удар по веревочке», «Золотые ворота», «Волки во рву» и т.д.
• Разучивание Русских народных запевок « Весна, весна красная….».
Работа с родителями
1. Папка передвижка «История масленицы»
2. Совместное мероприятие Развлечение «Масленица-Кривошейка»
3. Консультации «Русские народные праздники»
4. Альбом стихов и пословиц о масленице
5. Выставка совместных работ родителей и детей.
Список литературы:
1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. Дет. литература, 2001г.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры –СПб, Детство-пресс, 1998г.
3. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду – Волгоград, 2007г.
4. Мельникова Л.И., Зимина А.Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
5. Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.
7. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г.
8. Резунков А.Г. Яковлева М.В. Масленица. Сценарий праздника,игры, скороговорки «композитор» С. Пб 2013г.
9. Соколова Л.В, Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003г.