Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Увеличение словарного запаса у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-03-13 22:59:37
Статью разместил(а):
Юнцова Ольга Владимировна

Увеличение словарного запаса у детей дошкольного возраста

Автор: Юнцова Ольга Владимировна

 

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. В настоящее время наблюдаются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей, включая скудность их словаря. Причинами такой плачевной ситуации выступают и наследственность, и врожденные патологии развития, и несовершенство образовательной системы, и недостаточность компетентности педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников. Обычно, словарная работа наиболее интенсивно ведется в раннем и младшем дошкольном возрасте, но она должна продолжаться и в более старших возрастных группах детского сада. 

Существуют определенные нормы развития речи, показателем которых, в частности, является количество слов, которые знает ребенок. К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби). На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.

Перед поступлением в школу в обязательном порядке проводится тестирование, которое включает в себя оценку речевого развития. Если у ребенка бедный словарный запас, то это серьезная проблема, которая приводит к тому, что такие дети оказываются элементарно не готовы к обучению в школе. И в первую очередь это сказывается на овладении грамотой – детям просто не хватает знаний, чтобы подобрать проверочные слова.

Чтобы этого не допустить, необходимо предпринять действенные меры для обогащения словарного запаса ребенка, чтобы он знал как можно больше слов перед поступлением в школу.

Виды словарного запаса.

Словарный запас ребенка бывает двух видов – пассивный и активный. Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи и письме. Как правило, пассивный словарь всегда больше активного.

Таким образом, основная задача – это расширение пассивного словаря, а также помощь в активизации активного словаря. Наиболее активным периодом, когда ребенок начинает осваивать наибольшее количество слов, является возраст от 1 года. Если в 12 месяцев ребенок знает порядка 12 слов, то к 4 годам он уже осваивает до 2000 слов.

Важно понимать, что слова не усваиваются сами по себе – это результат планомерной работы по расширению словарного запаса ребенка. И работа должна проводиться каждый день – только так можно добиться хороших результатов. Огромную роль в этом процессе играют родители, от участия которых напрямую зависит, как быстро начнет ребенок говорить и насколько его словарный запас будет богатым.

Есть ряд рекомендаций, позволяющие сформировать и увеличить словарный запас у детей дошкольного возраста. Выполнение большинства из них не требует особых усилий со стороны родителей.

Норма развития словарного запаса.

Все дети находятся в разных условиях развития речи, поэтому количество слов, которые они знают, отличается в каждом конкретном случае. Но есть определенный перечень терминов и понятий, которые дети должны знать к 5-7 годам:

· Бытовой словарь (названия игрушек, посуды, предметов гигиены и обихода).

· Пространственное ориентирование (верх, низ, право, лево).

· Понятия времени (секунда, минута, час, год), дни недели, месяцы и времена года.

· Природоведческий словарь (названия явлений природы, животных, растений, птиц, которые находятся в его непосредственном окружении).

· Числительные (в идеале до ста).

· Термины из области обществознания (названия праздников, слова, обозначающие труд людей, человеческие ценности и т.д.).

· Виды спорта (футбол, хоккей и т.д.).

· Слова, обозначающие эмоции, чувства и переживания.

· Части человеческого тела.

· Названия транспортных средств.

· Цвета и оттенки.

Формирование и расширение словарного запаса: основные рекомендации.

Существуют множество способов, которые позволяют сформировать пассивный и активный словарь ребенка. Ниже мы перечислим основные рекомендации, соблюдение которых позволит достаточно быстро достичь результата.

Больше общайтесь с ребенком. Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет ребенку узнавать новые слова, спрашивать взрослого о тех предметах и явлениях, которые он наблюдает.

Во время общения нужно стараться использовать не только знакомые ребенку определения, вроде «маленький», «большой», «хороший» и т.д. Вводите в речь синонимы, которые делают речь более красочной, используйте метафоры и эпитеты.

Важно понимать, что речь дошкольников преимущественно состоит из существительных и глаголов, поэтому нужно как можно чаще употреблять прилагательные. Дети с трудом их запоминают, поэтому нужно знакомить ребенка с формой и цветом, запахом, материалом, назначением предметов.

Читайте книги. Нужно не просто читать книги вслух, а делать это медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного, или какие-то слова ему непонятны. Это очень важно, потому что даже при прочтении самой простой книги, у ребенка может возникнуть уйма вопросов, о которых вы даже не догадываетесь. Объясняйте значения незнакомых ему слов, а также задавайте вопросы по поводу прочитанного.

Метод наблюдения. Наблюдать с ребенком можно практически за всем. Проводите осмотр помещений, в которых вы бываете (во время похода в гости, посещения поликлиники и т.д.), наблюдайте с ним за явлениями природы, детьми во дворе, животными и птицами.

Но не оставайтесь просто наблюдателем – комментируйте сами то, что вы видите. Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте те чувства, которые вы испытываете при этом. Сами наблюдения должны быть интересны для ребенка, поэтому если он не хочет рассматривать играющих детей на детской площадке, а хочет сам принимать в этом участие, то не препятствуйте ему в этом.

Рассматривание картин. Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию пассивного словаря. Вы должны описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы ребенку.

Очень полезным оказывается составление рассказа по картинкам. Сначала можно разобрать каждое изображение в отдельности, а потом вместе с ребенком составить простой мини-рассказ на основании этих картинок.

Проводите больше времени с ребенком за каким-нибудь делом. Здесь можно совмещать приятное с полезным. К примеру, возьмите с собой ребенка на кухню, где вы можете вместе приготовить семейный ужин. Здесь просто огромное количество новых предметов, названия и назначения которых могут быть ему неизвестны. Демонстрируйте и называйте ему имеющиеся кухонные предметы, рассказывайте ему, для чего именно они нужны.

Можно обсуждать с ним классификацию продуктов. Так он будет понимать, что растительное масло нужно для жарки, а не чтобы его пить, что ложкой удобнее есть суп и т.д. Наверняка ребенок захочет вам помочь, поэтому можно доверить ему какое-то простое и безопасное занятие (перемешивать ложкой салат, перебирать гречку и т.д.).

Игры и упражнения на развитие активного словаря.

Игра – это та форма обучения, которая оказывается наиболее эффективной именно в детском возрасте. При этом вам не понадобится каких-то специальных приспособлений, поэтому играть можно практически в любом месте.

Вот несколько примеров таких игр:

· Называем признак предмета и соотносим с ним определенный предмет. К примеру, большой (слон, небоскреб, мир), белый (хлеб, лист бумаги и т.д.).

· «Угадай профессию». Примеры: человек, который водит машину… (водитель), человек, который продает продукты … (продавец).

· «Я знаю пять». В раннем возрасте важно знать не только много слов, но и относить их к определенным категориям. Можно предложить ребенку назвать 5 видов животных, типов транспорта и т.д.

· «Съедобное-несъедобное». Вы называете любое слово и бросаете ребенку мяч. Если слово «съедобно» (мороженое, яблоко, арбуз), то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.

· «Скажи наоборот». Вы говорите слово, а ребенок должен назвать его антоним: горячий – холодный, медленный – быстрый, чистый – грязный.

· «Кто где живет?». Вы называете животное или птицу и бросаете мяч ребенку. Он ловит мяч, называет место, где живет животное, и возвращает мяч. Примеры: - медведь – в берлоге, лиса – в норе и т.д.

Игры очень сильно влияют на увеличение слов, которые ребенок в дальнейшем будет использовать в своей повседневной речи. Важно использовать как можно больше сложных и незнакомых ему терминов, понятий, подробно объясняя, что они обозначают. Помните о том, что все занятия следует проводить в веселой и непринужденной обстановке, а также хвалить ребенка, даже если его успехи на данном этапе незначительны.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь