Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Обновление методической службы ДОО в контексте ФОП ДО

Дата публикации: 2023-09-29 14:20:41
Статью разместил(а):
Торбичева Анна Константиновна

Обновление методической службы ДОО в контексте ФОП ДО

Автор: Торбичева Анна Константиновна

ГБДОУ "Детский сад № 115 Адмиралтейского района", Санкт Петербург

 

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Сейчас педагоги дошкольных обра­зовательных организаций работают в условиях обновления нормативной базы, что требует от них переосмысления многих позиций.

Цель: Знакомство педагогов с ФОП ДО: цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО. Обсуждение состава рабочей группы для перехода на ФОП, определение задач перед членами группы: разработка плана-графика мероприятий и согласование его с коллегами.

План проведения:

1. Что такое ФОП ДО?

2. Цели, задачи, сроки перехода на ФОП ДО.

3. Новая образовательная программа детского сада.

4. Структура ФОП ДО.

5. Состав и задачи рабочей группы.

6. План-график по переходу на ФОП ДО.

7. Ответы на вопросы педагогов.

Что рассказать воспитателям о ФОП ДО:

Воспитателям нужно рассказать о целях, задачах, структуре программы, сроках реализации в ДОО. Обсудить, кого включить в рабочую группу для перехода на ФОП, какие задачи поставить членам группы. Необходимо разработать также план-график мероприятий и согласовать его с коллегами.

Слайд 1. Цели, задачи, срок перехода на ФОП ДО

Минпросвещения приказом от 25.11.2022 № 1028 утвердило Федеральную основную программу дошкольного образования (ФОП ДО). Цель ее – создать единое образовательное пространство. Детские сады всех форм собственности обязаны взять ее за основу. Программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования. Им должны соответствовать образовательные программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Поэтому мы должны разработать и утвердить свою образовательную программу с учетом ФГОС ДО и федеральной программы.

Слайд 2. Новая образовательная программа детского сада.

Обязательную часть образовательной программы необходимо оформить в виде ссылки на Федеральную программу. Часть ОП, которую формируют участники образовательных отношений, как и раньше, должна учитывать национальные, социокультурные, региональные условия, в которых находится детский сад, его традиции. Но мы так же, как и раньше, можем выбирать парциальные образовательные программы, формы работы с детьми с учетом их потребностей и интересов, возможностей ДОО.

Слайд 3. Структура ФОП ДО.

Федеральная программа содержит три части: целевую, содержательную и организационную. Я раздам вам таблицу, в которой вы найдете информацию по каждому разделу. Но это общая ознакомительная информация. Более подробно о каждом разделе мы будем говорить на отдельных встречах.

Таблица. Структура ФОП ДО:

Раздел

Содержание

Целевой

1. Пояснительная записка: цели и задачи; принципы и подходы к формированию программы.
2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.
3. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.

Содержательный

1. Задачи и содержание образовательной деятельность по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп.
2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП.
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
6. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
7. Федеральная рабочая программа воспитания: пояснительная записка; целевой раздел; содержательный раздел; организационный раздел.

Организационный

1. Описание условий реализации программы: психолого-педагогические условия; особенности организации РППС; материально-техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП; кадровые условия.
2. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах.
3. Федеральный календарный план воспитательной работы.

 

Слайд 4. Состав и задачи рабочей группы.

Чтобы перейти на ФОП ДО, мы создадим рабочую группу. Она должна скомплектовать команды и распределить, какую часть кто будет писать. Возглавлять рабочую группу буду я, т.е - старший воспитатель. Остальные члены рабочей группы будут ответственными за определенный раздел плана перехода на ФОП. Состав рабочей группы и положение о ее работе заведующий утвердит приказом.

Образец приказа.

Слайд 5. План-график по переходу на ФОП ДО.

Чтобы учесть все направления работы для перехода на ФОП ДО и распределить обязанности, мы составили план-график мероприятий с февраля по август 2023 года. Он включает шесть разделов. Для каждого мероприятия указаны сроки и ответственные. Обратите внимание на документы, которые должны стать результатом реализации каждого мероприятия плана.

Образец плана.

Ответы на вопросы педагогов.

1. ФОП или ФООП – как правильно?

В Закон об образовании ввели новое понятие «федеральная основная общеобразовательная программа» (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Несмотря на такую формулировку в Законе об образовании, ведомство использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Таким образом, понятия ФООП и ФОП можно считать синонимами.

2. Можно ли работать полностью по ФОП ДО?

Это спорный вопрос. Нет единого мнения, но полагаем, что надо разработать свою ООП. ФОП только основа для разработки своей ООП, обязательная часть оформляется в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). При этом помимо обязательной части в ООП ДО должна быть еще и формируемая часть, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. Закон об образовании разрешает не разрабатывать учебно-методическую рекомендацию из ФОП, но не всю ООП ДО (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также не стоит забывать о том, что ООП ДО должна учитывать индивидуальные потребности, интересы и особенности обучающихся.

3. Какие УМК использовать?

УМК пока будем использовать прежние до специальных рекомендаций Мипросвещения. Но Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию. Закон разрешает детским садам использовать ее и не разрабатывать и не утверждать свою аналогичную документацию (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

4. Можно использовать при разработке ООП ДО на основе ФОП ДО вариативные и парциальные программы?

Да, можно. Используйте вариативные и парциальные программы в части, которая не противоречит ФГОС ДО и ФОП ДО. Эти программы можно использовать при разработке формируемой части ООП ДО. Детский сад выбирает парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Об этом говорит и ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

5. Нужно разрабатывать календарный план воспитательной работы или можно работать по федеральному плану?

Да, нужно. Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех детских садов перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. ФОП ДО дает право наряду с федеральным планом проводить иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей согласно программе воспитания (п. 36 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей ООП ДО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей дошкольников.

6. Может ли детский сад самостоятельно разработать режимы дня групп.

Да, может. Закон об образовании оставляет за детскими садами право самостоятельно определять режим занятий обучающихся и разрабатывать локальные акты, которые в том числе устанавливают режимные моменты (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Кроме того, ФОП ДО содержит только примерный режим и распорядок дня для дошкольных групп (п. 5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

Система внедрения ФОП в работу ДОУ.

 25 ноября 2022г был подписан приказ Министерства просвещения России №1028 «Об утверждении федеральной образовательной  программы дошкольного образования». С 01.09.203г все дошкольные учреждения обязаны перейти на ФОП.  Начать  вовремя и качественно  выполнить переход ОУ на ФОП поможет план-график по внедрению в работу ФОП. План-график не обязателен, но важен для тех, кто  хочет основательно проработать документ и по-настоящему внедрить его в работу.

Министерство просвещения Российской Федерации подготовило методические рекомендации (+ медиапрезентация).

В методических рекомендациях по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования прописаны: 

- нормативно-правовые и научно-теоретические основы Федеральной программы;

- федеральная программа  как обязательная часть образовательной программы ДОО;

- вариативная часть образовательной программы ДОО;

-  анализ соответствия программы обязательному минимуму содержания, заданному в федеральной программе;

-  Приложение 1: Перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработана федеральная программа;

-  Приложение 2: Диагностическая карта соответствия образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в федеральной программе.

2. Приказ об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования + ФОП  ДО.

Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.

Коротко о важном:

ФОП определяет функции дошкольного образования:

- обучение и воспитание на основе российских ценностей;

- создание единого ядра дошкольного образования на базе духовных ценностей российского народа;

- единое федеральное образовательное пространство от рождения до школы.

Что нового?

- появились новые виды деятельности, особенно для младенческого возраста, который раньше не выделяли;

- внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по  ФГОС, чтобы они не противоречили ФОП;

- добавлены ценности: жизни, милосердия и добра, а ценность знания преобразовалась в ценность познания;

- новая аббревиатура: ФОП – «федеральная образовательная программа», ОП – «образовательная программа», а ООП – «основные образовательные потребности»;

- требования к содержанию и планируемым результатам полушкольные и имеют обязательный характер;

- целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО;

 - планируемые результаты конкретизированы по годам;

- патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП.

Изменения в содержании образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Много российского и патриотического.
  2. Указание на то, что ребенок должен уметь планировать свои действия, а надзорные органы должны увидеть, что ребенок это делает САМ.
  3. Указание на необходимость формирования инициативности ребенка.
  4. Новая формулировка – основа социальной навигации.
  5. Появилась цифровая образовательная среда.

«Познавательное развитие»:

  1. В содержании данной области видим конкретные предметные результате о счете, величине, пространстве, времени и т.д.
  2. Появился запрос на конкретное обучающее действие от воспитателя, что должно найти отражение в рабочих программах.

«Речевое развитие»:

  1. Появилось понятие «пассивная речь».
  2. Появились требования к непросто знанию, а осмыслению информации.
  3. В арсенале воспитателя все инструменты, способствующие обучению грамоте.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Существенно обогатилось содержание данной области, что влечет за собой увеличение нагрузки на воспитателя.
  2. Уделено огромное внимание формированию умения ребенка подбирать достаточные средства для выразительности своих произведений.
  3. Появился запрос на формирование ассортимента художественных средств.

«Физическое развитие»:

  1. Появились воспитательные моменты.
  2. Требование к овладению движений: ползанье, метание, лазанье.
  3. Появились требования к формированию глазомера и чувства равновесия.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь