Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Построение и проведение уроков ритмики с детьми дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-11-02 14:29:53
Статью разместил(а):
Ермакова Юлия Анатольевна

Построение и проведение уроков ритмики с детьми дошкольного возраста

Автор: Ермакова Юлия Анатольевна

МБУДО ДШИ № 8 им. А.А. Бабаджаняна, г. Воронеж

 

Введение.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Дошкольное образовательное учреждение может создать такие условия обучения и воспитания каждого ребенка, при которых в комплексе решаются задачи интеллектуально-теоретического, художественно-эстетического, нравственного, физического и эмоционального развития личности. Такая индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования целиком и полностью позволяет удовлетворить запросы детей, используя потенциал искусства.

Среди многообразия видов искусства огромными возможностями обладает хореография. Благодаря своей специфике разностороннего воздействия, она является средством умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания личности широкого профиля. 

Маленькие дети начинают танцевать раньше, чем говорить, и чем раньше ребенок начнет упражнять свое тело, тем лучше будут результаты и тем меньше у него будет проблем и комплексов в дальнейшей жизни. Поэтому хореография, ритмика, танец как учебные дисциплины входят в систему дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях.  

Хореография в детском саду дает ощущение эмоционального и психического комфорта на фоне удовлетворения ребенка потребности в движении. Она является фундаментом для развития потенциала возможностей, способностей и талантов. Занятия танцем развивают образное мышление, творческую фантазию, креативность. 

Процесс обучения хореографии связан с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Во время занятий танцами у детей улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения.

Музыка, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – они становятся более выразительными и четкими. У ребенка развивается чувство ритма, он учится слышать и понимать музыку, согласовывать с ней движения. Музыка способствует выражению радости, вызывает веселое настроение, укрепляя тем самым жизненный тонус. В процессе музыкально-танцевальных игр происходит перевоплощение, уходят в никуда страхи, снижается уровень агрессии, появляется возможность открывать и понимать себя, управлять своими эмоциями. 

Включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать и практический жизненный опыт, усваивать и осознавать социальные ценности. Танец помогает отражать личностные особенности и поведенческие модели ребенка, структуру и характер его межличностных коммуникаций. 

Таким образом, целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цели и задачи хореографического обучения дошкольников

Маленькие дети начинают танцевать раньше, чем говорить, и чем раньше ребенок начнет упражнять свое тело, тем лучше будут результаты и тем меньше у него будет проблем и комплексов в дальнейшей жизни.

Четкое определение структуры танцев делает возможным ее целенаправленное моделирование в системе воспитания и образования с решением широкого спектра личностных и социальных проблем. В связи с формированием ребенка танец может сыграть определенную роль в развитии моторики, ритмичности и координации, обеспечить эмоциональное благополучие. Именно в детском саду и школе ребенок проводит большую часть своего времени. Поэтому так важны на сегодняшний день вопросы сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного школьного возраста в процессе обучения. Необходимо  давать не только знания, но и формировать здоровье подрастающего поколения. Обеспечить здоровье ребенка возможно только благодаря психотерапевтическим основам личностно-ориентированного обучения и здоровье сберегающим технологиям. 

Пока ребенок занимается танцами, повышается кардио-респираторная выносливость, т.е. укрепляется сердечная мышца и увеличивается объем легких, развивается координация движений и вестибулярный аппарат, формируется красивая осанка, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, сохраняется подвижность суставов и эластичность связок. Тело становится гибким, пластичным, появляются легкость и грациозность в движениях. Танец усиливает аппетит, ускоряет процессы пищеварения, что улучшает перистальтику кишечника. Танцы способствуют поддержанию общего тонуса, позволяют сохранить жизнерадостность и работоспособность, помогают избавиться от простудных заболеваний, даже облегчают течение болезни у астматиков. 

Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность, а также развить такие качества, как целеустремленность, организованность, трудолюбие, внимание, волю и коммуникабельность. Народная хореография способна развивать патриотические чувства, восстанавливать и пропагандировать национальные формы танца, фольклора. 

Занятия хореографией в дошкольном учреждении это:

  1. Развитие общефизической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
  2. Ознакомление детей с основами классической хореографии;
  3. Изучение народных танцев;
  4. Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, пластики);
  5. Развитие музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
  6. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством и эмоциональным выражением. «Задача педагога-хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного. И здесь очень важно ощущение внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Необходимо проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки – вот каким должен быть педагог, работающий в дошкольном учреждении. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда ученик совсем еще маленький человечек, и от его настойчивости и целеустремленности зависит успех совместного труда».

Возрастные особенности развития дошкольников

Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов, составляющих первичное знание ребенка о мире. 

По мере умственного и творческого развития ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному.  

В старшем дошкольном возрасте расширяется исследовательский диапазон, и дальнейшее развитие осуществляется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы. С этого этапа основным компонентом развития творческих способностей становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности перехода к более высокому этапу в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

В целом, общее развитие детей дошкольного возраста, с точки зрения и педагогики и психологии в целом, зависит от целого ряда причин: - наследственных биологических особенностей нервной системы, головного мозга, общего физического состояния,

  • от условий развития ребенка в первые годы жизни, от характера взаимодействия социальных факторов;
  • от микросреды, особенности общения с родителями, от того, насколько взрослые, близкие ребенка способствуют развитию познавательной активности ребенка, насколько они сами стимулируют развитие исследовательских манипуляций ребенка с предметами.

При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения может заниматься в течение 30-35 мин. Именно столько и длится занятие хореографией в детском саду.

Заключение.

Дошкольный период общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и всесторонней любознательности. 

Изучение детьми хореографии, вводит их в мир волнующих перевоплощений, радостных переживаний, открывает путь эстетического восприятия и освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Оказывая активное влияние на развитие эмоционально-образной сферы мышления, постоянно побуждая к творчеству, давая примеры нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография может дать детям то, чего не хватает в современном процессе обучения и воспитания детей - попытаться уравновесить, гармонизировать, интеллектуальное развитие ребенка с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным.

В процессе исследования мы сделали следующие выводы:

  1. Использование хореографии как предмета образовательной области «Творчество» в учебном плане общеобразовательного дошкольного учреждения диктуется острой необходимостью, обусловленной существующим положением здоровья подрастающего поколения и стоящими перед детским садом задачами нравственного, физического, художественно-эстетического и эмоционального развития личности.
  2. Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности, при условии, что в содержании будут определены минимальный и оптимальный объем движений партерной гимнастики, классического, народного, бального танцев, которые смогут усвоить дошкольники на протяжении 2-3-х лет обучения.
  3. Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других занятиях: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. В процессе занятий решаются задачи укрепления опорно-мышечного аппарата и формирования правильной осанки, развития двигательной и музыкально-ритмической координации. Изучая простейшие двигательные упражнения, комбинации, танцевальные композиции, дети приобретают навык эмоционального и образного исполнения, знакомятся с богатством и многообразием хореографического искусства.
  4. Эффективность влияния занятий хореографией на разностороннее развитие ребенка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе работы.
  5. Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.
  6. Для реализации активного участия на занятии каждого ребенка, применяются технологии игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве ее средства. Игра позволяет более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации физических усилий детей, особенно это важно на этапе отработки танца, когда процесс многократных повторений кажется нудным и утомительным. В процессе игровой деятельности у детей появляется интерес к самому процессу обучения, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.
  7. Результативность обучения возможна при соблюдении основных педагогических принципов систематичности, доступности и последовательности, а также при использовании традиционных и инновационных технологий во взаимодействии и взаимодополнении.
  8. Успех детей зависит от преподавателя, который должен обладать профессиональными знаниями и умело применять их в учебно-тренировочной работе. Ошибки, которые допускает педагог отрицательно влияют на детей. Педагог, работающий с дошкольниками должен знать особенности психофизического развития детей этого возраста, должен представлять перспективы своих занятий. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога имеет огромное значение для создания устойчивой положительной атмосферы на занятиях.

Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития. Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей.

 

Список литературы:

  1. Барабаш Л.Н. Хореография для самых маленьких. – М., 2002г.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М., 1999 г.
  3. Белая К. Триста ответов на вопросы заведующей детским садом. – М., 2004 г.
  4. Доронова Т., Карабанова О., Соловьева Е. Игра в дошкольном возрасте. Пособие для воспитателей детских садов. – М., 2002.
  5. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б. Обучение дошкольников современным танцам. – Центр педагогического образования. Москва, 2012
  6. Зарецкая Н.В. Веселая карусель //Игры, танцы, упражнения для детей 2-4 лет. – Москва, 2004г.
  7. Зарецкая Н.В., Роот З.Танцы в детском саду. – Киев, 2001г.
  8. Зацепина М.Б. Музыкальное развитие детей. – Москва, 2010г.
  9. Каплунова И. Новосельцева И. Этот удивительный ритм. – Санкт-Петербург, 2005г.
  10. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – Москва, 2000г.
  11. Михайлова Н., Воронина Д. Танцы, игры. – М., 2006г.
  12. Новицкая М., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М., 2005г.
  13. Пинаева Е.А. Детские образные танцы. – Пермь, 2006г.
  14. Программа воспитания и обучения в детском саду, под ред. М.А. Васильевой. – М., 2005 г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь