Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Современная практика в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-11-20 20:53:25
Статью разместил(а):
Базанова Венера Никифоровна

Современная практика в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Автор: Базанова Венера Никифоровна

ГБДОУ Детский сад № 14 Кировского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье раскрываются основные принципы гуманистической педагогики, которые лежат в основе взаимодействия педагога с ребенком. Описан опыт по поддержке исследовательского поведения детей в художественной деятельности. Представлен опыт сочетания музейных занятий и в творческой изостудии. Использование нетрадиционных материалов и техник, позволяющих интегрировать творческий процесс в повседневную жизнь ребенка.

Ключевые слова: гуманистическая педагогика, принятие ребенка, уважительное отношение к личности ребенка, вовлечение семьи в образовательную деятельность.

 

Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека — это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире. Этим целям созвучна природа творческого развития личности в системе эстетического воспитания и художественного образования. В настоящее время развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих тенденций. Дошкольный возраст – это «золотой век» детского рисования.

В этот период художественная деятельность становится наиболее предпочтительной формой самореализации. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности ребенка. Творческая личность с присущей ей умственной активностью, способностью нестандартно мыслить может проявить себя в любом виде деятельности. Результат развития творческого потенциала в системе эстетического воспитания и художественного образования – человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.

Развитие творческого потенциала детей ставит новую задачу – совершенствование системы образования и воспитания, в центре которой стоит ребенок. Творческое развитие ребенка предполагает наличие творческой личности педагога. Можно ли редкий дар творческого педагога сделать нормой педагогического процесса? Прежде всего, педагог, работающий с дошкольниками, должен быть хорошо образован. Образование развивает не только интеллектуально, давая широту взглядов, но и повышает общую культуру человека. Педагог несет не только знания, педагог ответственен за духовное здоровье и развитие ребенка. Развивая подлинную интеллигентность в педагоге, мы создаем психологически комфортную среду для развития ребенка.

На базе нашего дошкольного учреждения мною проводится педагогический проект с целью повышения квалификации педагогов. Педагогам творческой группы предлагается современная педагогическая практика, направленная на профессиональный рост педагогов, ориентированных на творческое развитие личности ребенка.

В творческой работе педагоги знакомятся с новыми технологиями, которые дают возможность раздвинуть рамки изобразительной деятельности. Одной из таких форм работы является поддержка исследовательского поведения детей. Нужна ли эта работа в области художественно-эстетического развития?

Система образования предоставляет ребенку большой багаж знаний, но не каждый может полноценно реализовать его. Трудоемкость процесса обучения нередко отталкивает ребенка от желания учиться. Получать знания — это тяжелая работа, а добывать их может оказаться интересной игрой. Ребенок настроен на познание мира, исследовательская, поисковая активность, творчество - органично природе ребенка.

Познавательное развитие — это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. Этой направленности в развитии ребенка отвечает исследовательское поведение, экспериментирование. Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций. Оно способствует развитию творческой личности, способной нестандартно мыслить, развивает самостоятельность, дает ребенку возможность самореализации.

Роль педагога заключается в поддержке исследовательского поведения детей. В работе изостудии используется метод проблемного обучения, который помогает в решении таких сложных задач, как развитие творческого мышления, познавательной активности, самостоятельности в творчестве. Детям предоставляется возможность получить опыт в экспериментировании с художественными материалами и инструментами, расширяются знания о физических свойствах предметов и явлений, что способствует мотивации детей к самостоятельному экспериментированию в группе, дома.

Воспитатели и родители объединены в творческом сотрудничестве – это необходимое условие в реализации познавательного развития ребенка. В группах и дома создается развивающая среда по поддержке исследовательского поведения детей. Создаются условия психологического комфорта, выстраиваются партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком. Организовать увлекательную, познавательную жизнь в детском саду поможет самостоятельное, творческое экспериментирование детей. Знания, полученные опытным путем, не окажутся тяжелым грузом, ребенок научится их применять в жизни, при решении других интересных и сложных задач. Вера в себя, свои силы даст импульс к новым открытиям.

Эксперименты художников с материалами зачастую опережали время. Секреты древних мастеров до сих пор остаются не раскрытыми. Научный прогресс обогатил творческую мастерскую художника, но не оборвал порыв к поиску нового. Материалы, инструменты, формы – все это было и остается для художника предметом поиска и эксперимента. Преимуществом развития исследовательского поведения детей в художественной деятельности является возможность практического применения своих открытий здесь и сейчас, а не в отложенном времени.

Изучение проблемы исследовательского поведения детей в художественной деятельности привело к выводам, что имеющегося опыта недостаточно, круг экспериментов узок. На базе нашего дошкольного учреждения создается и внедряется система работы по поддержке исследовательского поведения детей старших групп дошкольного возраста в художественной деятельности.

Педагоги знакомятся с музейно-педагогической программой. Музейные занятия обогащают опытом чувственного восприятия мира, способствуют интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию. Опыт работы показал, что наиболее эффективным является сочетание занятий музейных и в творческой изостудии. Музей способствует эстетическому развитию, даёт новый жизненный и эмоциональный опыт; студия углубляет полученный опыт, предоставляет возможность творческой самореализации. В результате комплексного подхода реализуется свобода самовыражения, раскрепощение личности и ее право на индивидуально-эмоциональное видение и переживание произведений искусства.

На практических занятиях педагоги создают художественные работы, используя современные технологии изобразительной деятельности. К ним относятся многообразие художественных материалов, использование нетрадиционных инструментов, различные техники в живописи, графике, скульптуре.

Например, раздувая многослойное цветовое пятно трубочкой, можно показать не только красоту естественных (живых) линий растущего дерева, травы, водорослей, но и получение нового цвета. Воздух из трубочки деликатно смешивает цвет, проявляя удивительные оттенки нового цвета. Создавая художественную работу при помощи трубочки, мы играем. На первый взгляд все происходит произвольно. Это психологически раскрепощает не только ребенка, но и взрослого в художественном процессе. Результат игрового занятия демонстрирует возможности цвета, линии. Показывает разницу между ровной линией и «живой» (произвольной), между плоским цветом и объемным. Учит рисовать живыми линиями и живым цветом, создавая живописные работы.

Использование нетрадиционных материалов и инструментов снимают психологическую нагрузку с занятия, позволяют увидеть изобразительные материалы вокруг себя, расширив возможности для творчества. Комком бумаги можно передать шершавую фактуру коры дерева, опавшие листья. При помощи ватных палочек узор становится доступным даже для самых маленьких, для тех, кому трудно регулировать нажим кисти. Нетрадиционные материалы и инструменты развивают воображение, дают возможность оттолкнуться от внезапно получившегося образа и дорисовать его. Раскрепощают в творческом процессе, дают возможность смело, активно использовать цвет, форму, фактуру в художественной работе. Появляется опыт взаимодействия с различными материалами и инструментами, современные технологии раскрепощают в творческом поиске, можно играть с различными материалами, создавая художественные образы. Нетрадиционные материалы дают возможность интегрировать творческий процесс в повседневную жизнь ребенка. Для творчества необязательны рамки изостудии.

Образовательный процесс опирается на систему взглядов гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к реализации своего внутреннего творческого потенциала, что способствует развитию собственной творческой активности ребенка. Основной принцип взаимодействия с детьми опирается на естественный процесс развития и познания, органичный природе ребенка – это игра. Игра как творчески активный процесс развития, игра это и есть механизм творчества. Игра позволяет педагогу уйти от авторитарности и стать с детьми партнерами.

Партнерство дает ребенку возможность почувствовать свою значимость, перейти от пассивного обучения к активному самостоятельному поиску, где знания не даются, а добываются. Педагог, стимулируя творческую реакцию, создает условия для собственных шагов ребенка. Каждый ребенок, делая самостоятельное открытие, поднимается на свою ступень понимания, не ломая сознание, не перескакивая индивидуальные ступени развития. А самое главное, не утрачивая веры в себя в свои силы, в свою способность познавать и создавать новое.

Одним из важнейших механизмов успешного творческого развития детей является педагог. Роль педагога - способствовать собственной творческой активности ребенка. Это возможно при условии взаимодействия, что предполагает подлинность (искренность), безусловное принятие ребенка и способность к эмпатическому пониманию (сопереживанию) со стороны взрослого, право на ошибку, уважительное отношение к личности ребенка. Без этих условий предполагающих личностный и профессиональный рост педагога невозможно говорить о творческом развитии ребенка, поэтому актуальной задачей является не только повышение развивающего эффекта образования, но и необходимость внедрения гуманистической педагогики в образовательный процесс, что предполагает поворот к личности ребенка, его индивидуальности, учет его потребностей и способностей.

Изучение опыта работы может быть полезно старшим воспитателям, организующим образовательный процесс в дошкольном учреждении, а также педагогам гуманистической направленности, находящимся в творческом поиске.

 

Список литературы:

  1. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия / Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д.; – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1995.
  2. Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей» / Столяров Б.А. – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1994.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
  4. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. – Ленинград.: 1991.
  5. Левин В.А. Воспитание и творчество. – М.: Педагогика, 1997.
  6. Осорина М.В., Некрасова-Каратеева О.Л. Курс лекций «Психология детского рисования». СПб.: Государственный университет, 1994
  7. Арапов К.А., Рахматуллина Г.Г. «Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников». Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.
  8. Геращенко Л.И., Степанова Н.А. «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ». Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.
  9. Полякова М.Н. «Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста». Журнал Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь