Конспект занятия в мини-музее "Окно в Блокадный Ленинград"
Конспект занятия в мини-музее "Окно в Блокадный Ленинград"
Автор: Пазгалева Ольга Георгиевна
Рассказывайте детям о войне …
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы! (Ю.Воронов)
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда
Задачи:
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые годы Блокады.
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать чувство патриотизма.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
Предполагаемые результаты:
- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
- Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.
- Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Экскурсия в Мини-музее "ГБДОУ №11" "Мы помним, мы гордимся!" для детей дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы), выставка «Окно в Блокадный Ленинград». Во время посещения выставки дети познакомились с бытом ленинградцев в годы Блокады, особенно в тяжелые морозные зимы. На экспозиции представлены предметы, без которых невозможно было выжить в Блокадном Ленинграде и о которых знал каждый ребенок, живший в это страшное время в Ленинграде. Это хлебные карточки, бидон для воды, когда замерз водопровод в городе, санки (средство передвижения по городу, в отсутствие транспорта), блокадное радио, которое было в каждом доме, и по которому днем и ночью стучало «Сердце города» - Метроном. Ребята узнали, что если метроном отстукивает медленный ритм - значит в городе все спокойно, но если пульс метронома учащается, метроном стучит быстрее, значит объявляется воздушная тревога и нужно бежать в бомбоубежище. Дети на выставке видели и значок - «Светлячок», который помогал горожанам в темное время суток передвигаться по городу, «коптилка» - единственный источник света в доме; макет блокадной комнаты с буржуйкой и светомаскировкой на окнах. Также на выставке можно увидеть Новогодний подарок для детей блокадного Ленинграда – два мандарина и кусок блокадного хлеба. Экспозиция включает в себя игрушки детей блокадного Ленинграда и елочные игрушки (подлинные) пережившие Блокаду и бережно сохраненные и переданные в дар музею.
Живое биение сердца Ленинграда.
В блокадном Ленинграде радио являлось практически единственным средством круглосуточного оповещения граждан. Когда по радио были перерывы в вещании, оно не молчало: в эфире транслировался звук работающего метронома. Причины подобного решения были очень серьезные.
Люди в Ленинграде были отрезаны от страны. Не хватало продовольствия, ситуация была критическая и поводов для опасений было предостаточно. Советская власть была всерьез озабочена тяжелейшим психологическим климатом в городе. В первые месяцы блокады на улицах города было установлено более 1 500 громкоговорителей. Почти 450 тысяч радиоточек было установлено в квартирах и учреждениях.
Значение трансляции метронома:
1. Психологическое. Работающее радио означало, что город жив и борется, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то нужно и дальше бороться. Этот равномерный звук успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность в том, что ситуация управляемая.
2. Техническое:
- сигнал метронома подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна.
- сигнал метронома был нужен, чтобы предупреждать население об артиллерийских обстрелах и воздушных налетах.
Такт в 50 ударов в минуту означал, что можно не волноваться, все спокойно. 150 ударов сигнализировали о тревоге, предупреждали о налетах (артобстрелах).
Люди, пережившие блокаду, вспоминали, что у ленинградского метронома было три ритма:
- Медленный. Означал отбой или просто отсутствие воздушной тревоги.
- Чуть быстрее. Означал возможное скорое начало воздушного налета бомбардировщиков врага.
- Самый быстрый темп. Означал воздушный налет фашистов с артобстрелом дальнобойной артиллерии.
Блокадное радио «Нить жизни в блокадном Ленинграде».
Сквозь грохот разрывов, завывания сирен, в звенящей тишине ночей и дней, как биение живого сердца города, пробивался звук метронома. Напряженно вслушиваясь в его стук, ленинградцы ждали, когда в эфире раздастся щелчок, и прозвучат такие мирные слова: «Говорит Ленинград!».
«Радио пусть говорит. Без него страшно, без него, как в могиле. Мы выдержим, но пусть радио не молчит. Если нет возможности говорить, пусть звучит метроном».— письмо в Радиокомитет
Черная тарелка радио – большая, неуклюжая, слегка помятая. Именно из таких тарелок, висящих на стенах коммунальных кухонь, на уличных столбах, доносились во время войны новости, которых ждали все, голоса дикторов, музыка, радиоспектакли – все то, что поддерживало в людях жизнь и надежду.
Новогодняя елка в Блокадном Ленинграде.
Одна из учениц писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти". Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. Потому времени это было очень хорошее угощение". каждый ребенок получит блокадный новогодний подарок-2 мандарина и 125 г черного хлеба.
Санки. В холодные месяцы в блокадном Ленинграде санки стали основным транспортным средством: трамваи и троллейбусы в городе стояли из-за дефицита электроэнергии. На санках перевозили вещи, на них везли людей в больницы.
Коптилка. В сентябре 1941 года в домах было запрещено пользоваться электроприборами, в декабре суточная выработка электроэнергии сократилась в семь раз. Позже жилые дома вообще были исключены из списка объектов, куда подается свет. Осветить свои жилища блокадники пытались при помощи коптилок.
«Коптилки делались из любых маленьких баночек, наливали керосин и зажигали фитиль — она коптит. Электричества так и не было, а на заводах электроэнергию подавали в определенное время, по часам, только на те участки, где без тока никак».
Значок-светлячок.
Фосфоресцирующие значки «светлячки» помогали людям передвигаться в полной темноте: возможно, они были покрыты радиоактивным «светосоставом постоянного действия», СПД, — солью радия в сочетании с фосфором.
«Вечерами по темным улицам двигались призрачные точки фосфорных значков, которые прикрепляли к одежде, чтобы в темноте не налететь друг на друга. 15 ноября мне исполнилось десять лет и мне тоже подарили такую „блямбу“». «„Светлячки“ совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Они крайне просты в обращении. Стоит такой „светлячок“ подержать в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или у горящей спички, и он „займет“ у них энергию света, аккумулирует ее, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать ее в пространство. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный сигнальный фонарь — необходимый спутник ночного пешехода. Его можно использовать и на фронте — в окопах, в блиндажах. Во время ночного марша такой опознавательный световой знак, прикрепленный на спине бойца или на бортах шинели, служит неплохим ориентиром».
Детские игрушки. Игрушки, принадлежавшие детям блокадного Ленинграда, на выставке Петербургского музея кукол «Игрушки блокадных дней». 2017 год.
В начале войны в Ленинграде было 2,6 миллиона жителей, среди них — около 500 тысяч детей. К началу августа 1941 года из Ленинграда эвакуировалось более 300 тысяч детей: часть уехала в Удмуртскую, Башкирскую и Казахскую республики, в Ярославскую, Кировскую, Вологодскую и другие области. Около 175 тысяч детей были вывезены из города в южные и юго-восточные сельские районы Ленинградской области — однако туда приближались немецкие войска, и детей пришлось вернуть в город.
Бидон. Нехватка воды — одна из главных проблем блокадного Ленинграда. Чаще всего бомбежкам подвергались именно водопроводные станции и очистные сооружения: так, на Главную водопроводную станцию было сброшено 55 фугасных бомб, на Южную — 955 артиллерийских снарядов. К концу 1941 года в городе кончилось топливо, насосные станции больше не могли нормально работать. К началу 1942 года вода вообще перестала течь из кранов. За водой шли к рекам и каналам. Жители Ленинграда вспоминают в «Блокадной книге»:
"Мы на коленочки вставали около проруби и черпали воду ведром. Я с папой всегда ходила, у нас ведро было и большой бидон. И вот пока довезем эту воду, она, конечно, уже в лед превращается. Приносили домой, оттаивали ее. Эта вода, конечно, грязная была. Ну, кипятили ее. На еду немножко, а потом на мытье надо было. Приходилось чаще ходить за водой. И было страшно скользко. Спускаться вниз к проруби было очень трудно. Потому что люди очень слабые были: часто наберет воду в ведро, а подняться не может. Друг другу помогали, тащили вверх, а вода опять проливалась. А за водой на санки ставишь два ведра и ковшик, едешь на Неву по Большому проспекту, 20-й линии, к Горному институту. Там спуск к воде, прорубь, и черпаешь в ведра воду. А вверх поднять сани с водой помогаем друг другу. Бывает, половину пути пройдешь и разольешь воду, сама вымокнешь и снова идешь, мокрая, за водой …".
Новогодние подарки-игрушки детям блокадного Ленинграда.
Главную елку в Аничковом дворце украсили игрушками из папье-маше довоенного производства. Пережившие блокаду вспоминают, что на ёлки приводили «укутанных, похожих на маленьких старичков детей, пытались расшевелить их играми и забавами, а малышня тихо радовалась теплу и праздничному обеду, за который не вырезали талоны из их карточек …».
Дети того времени до сих пор вспоминают запах мандаринов, которые специально для них по железной дороге до Ладожского озера доставили из Узбекистана, в изрешеченных снарядами вражеской авиации ящиках на машинах перевезли по «дороге жизни» в Ленинград.
Блокадный мишка. Стихотворение о погибшем в блокаде ребенке и его игрушке-мишке.
Печь - буржуйка совсем остыла.
Стало в комнате холодно слишком.
В целом мире время застыло.
Тихо хнычет мой младший братишка.
Одеяла больше не греют ...
Мы лежим, прижавшись друг к дружке.
Громко воют злые метели.
Стала камнем холодным подушка.
А вчера также выла сирена,
И кричали на улице люди.
А у мамы сегодня смена,
Значит, хлебушек вечером будет.
Брат сжимает в своих объятьях
Мишку с вырванной левой лапой.
Мама в печке сожгла все платья,
А без мишки он очень плакал ...
Расскажу я тебе, братишка,
О том мире, где только лето.
Я читала об этом в книжке ...
Там, наверное, папа наш где-то.
И, возможно, бабушка наша.
Ты скучаешь по ней, братишка?
И, быть может, к лучшему даже,
Что звучат твои всхлипы всё тише.
Ты поспи до прихода мамы.
И горячий чай у нас будет.
А во сне ты увидишь страны,
Где не знают о войнах люди.
Всё закончится скоро, конечно!
Нас спасут, станет всё как надо.
Ведь зима не бывает вечно.
Лишь бы только дождаться маму ...
Тихо падает старый мишка,
Что с оторванной левой лапой.
Осторожно толкну братишку:
Ты зачем его бросил на пол?
Эй, проснись! Возвратилась мама!
Почему ты молчишь, братишка?
... Столько лет прошло, а в кошмарах
Мне всё снится плюшевый мишка ...
На выставке, посвященной героической Блокаде Ленинграда, дети увидят 10 предметов, которые помогли ленинградцам пережить страшное время-Блокаду Ленинграда, а также новогодний подарок, который получили дети на новогодней елке в Блокадном Ленинграде.
Блокадный репродуктор и метроном, который ленинградцы называли «Живое сердце Ленинграда»
Увидеть макет комнаты в Блокадном Ленинграде
И бережно сохраненную коллекцию новогодних игрушек, украшавших новогоднюю елку в Блокадном Ленинграде.