Современный родитель - какой он?
Современный родитель - какой он?
Автор: Старикова Хеда Хамзатовна
ГБДОУ Детский сад № 34 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Высокая образованность родителей, компетентность во многих вопросах, правовых, экономических, развития и воспитания. Учителя и школьные психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями детей. Большинство родителей с трудом способны развить тему «какой у меня хороший ребёнок», а о том, «какой плохой ребёнок», могут говорить часами. В условиях социальной и экономической нестабильности под гнётом страха «не справиться» с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть, родители сами становятся неуверенными, уязвимыми, эмоционально нестабильными, появился новый социальный страх – «не успешность» детей.
Родители боятся, что ребёнок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми. Психологи отмечают, что в современных условиях эталон «хороших родителей» - это родители, стремящиеся контролировать каждую минуту жизни ребёнка, день которого полностью расписан, так что невозможно «продохнуть». Родители считают это благом для ребёнка, поскольку готовят его к жизни в современном мире, где нужно конкурировать и побеждать. Поэтому он должен «освоить всё, что возможно - тогда что-нибудь из него да получится».
Современные родители так спешат научить своих детей всему и сразу, что отбирают у них самое дорогое — радости этого неповторимого возраста. Дети стремительно взрослеют. Так, уже в два года дети учат английский или французский. В три родители добавляют им ещё один иностранный язык. Мы торопим детские жизни. Концентрируем и складываем, как фокусники, разнообразные предметы в один маленький рукав. Разумеется, хотим сделать лучше. И не чувствуем, что, нагрузив ребёнка знаниями, умениями, практичностью, лишаем его детства.
Модная сейчас концепция раннего развития добивается противоположного эффекта. Чрезмерная загрузка разными методиками обучения - даже в игровой форме не дает мозгу самостоятельности, у него нет времени анализировать, он только запоминает. Современные дети рано начинают жить по законам взрослых. А это убирает из их фантазии очень существенное - сказочные острова и волшебные планеты, куда взрослый мысленно возвращается в сложные периоды своей жизни. У психологов даже есть такой термин - «детский ресурс». Этот ресурс формируется в играх в воображаемых мирах, таких же реальных для ребенка, как и обычная реальность для взрослого. Индустрия детской моды, кастинги, салоны красоты, интернет кафе, глянцевые журналы - все как у взрослых! Ребенок отыгрывает сценарии взрослой жизни уже не понарошку.
Компетентный родитель - кто это? Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Многие проблемы системы родитель-ребенок кроются в неумении взрослых своевременно передавать детям ответственность за их собственную жизнь.
Детство – это не подготовка к жизни, это жизнь. Нет в ней черновиков. Если ты признаешь себя главным режиссером своей жизненной истории, то и ответственность появляется. Что нарисуешь, в том жить и будешь – твой личный выбор.
В заключение хочу привести многоговорящую цитату: "Ребенок это не "Сосуд" который надо наполнить, а "Факел" который надо зажечь.".