Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Информационный практико-ориентированный проект "Долгожданные друзья - перелетные птицы"

Дата публикации: 2024-02-23 10:44:22
Статью разместил(а):
Федорова Елена Олеговна

Информационный практико-ориентированный проект "Долгожданные друзья - перелетные птицы"

Автор: Федорова Елена Олеговна

ГБДОУ Детский сад № 107 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Информационный практико-ориентированный проект для подготовительной группы для детей с ОВЗ и ЗПР.

Тип проекта:

По содержанию - познавательный, информационный, творческий, игровой.

По числу участников - групповой.

По характеру участия детей в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.

Сроки исполнения: Краткосрочный (одна неделя).

Участники проекта:

  • Учитель-дефектолог, учитель-логопед (Баба Яга)
  • Воспитатели группы
  • Дети подготовительной группы
  • Родители

Актуальность проекта:

Началу проекта послужила необходимость закрепить представления детей о перелетных птицах, об их повадках.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В современном мире, к сожалению,  есть необходимость привлекать родителей к интересам детей, к совместному с детьми активному отдыху.

Цель проекта: обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность, развивать творческий потенциал, развивать детско-родительские отношения, формировать детский коллектив.

Задачи проекта:

1. Способствовать развитию системного мышления, познавательной активности.

2. Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».

3. Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • интерес детей
  • расширение кругозора
  • проявление творчества
  • использование полученных знаний в жизни
  • укрепление детско-родительских связей
  • укрепление дружеских отношений в группе
  • украшение скворечника, помещение его на детской площадке, наблюдение за птицами, живущими в скворечнике на территории детского сада.

Продукты проекта:

  1. Книжка своими руками «Перелетные птицы».
  2. Скворечник, украшенный детьми. (нужно повесить на площадке для прогулок группы.

Взаимодействие с семьей:

  1. Беседа о детских «ценностях», важности детских желаний получить поощрение в группе.
  2. Беседа о правилах поведения в общественных местах, правилах дорожного движения.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный.

1. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.

2. Изготовить дидактические игры.

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.

4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.

2 этап: реализация проекта.

Понедельник

  1. Проведение бесед с детьми (см. приложение № 1).
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Проведение дидактических, подвижных, сюжетно-развивающих игр (см приложение № 2).
  4. Дать задание : дома с родителями подготовить рисунок/аппликацию на тему «Перелетные птицы»

Вторник

  1. Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме .
  2. Просмотр презентаций, интерактивные игры.
  3. Творческо-продуктивная деятельность : рисование скворца/ласточки, лепка лебедя/утки.
  4. Конструирование птиц из геометрического материала, счетных палочек.

Среда

  1. Конструирование скворечников из конструкторов разного вида, палочек, геометрического материала.
  2. Исследовательская деятельность (рассматривание птиц на прогулке, места их проживания). Наблюдение за птицами на участке детского сада (см. приложение № 3).
  3. Творческо-продуктивная деятельность: лепка лебедя/утки (индивидуальная работа с отстающими).

3 этап: заключительный.

Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц.

Пятница

  1. Выставка детских работ «Птицы в парке» (из пластилина). « Дом для дорогих гостей» (из конструктора)
  2. Участие в групповом конкурсе «Репортажи о перелетных птицах» Дети рассказывают о перелетной птице, которую нарисовали дома с родителями.
  3. Создание книги из рисунков/творческих работ своими руками «Перелетные птицы»

Суббота

  1. Совместная работа детей с родителями и педагогов. (Экскурсия в сквер «Ивана Фомина», встреча с Бабой Ягой (см. приложение № 4).
  2. Обработка результатов реализации проекта.

Приложение 1. Пример беседы о перелетных птицах, живущих в городских скверах и парках.

Утка, грач, ласточка, лебедь, скворец, соловей.

Перелетные птицы — птицы, улетающие зимой в теплые края.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Грач — перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грач питается червями и личинками насекомых, которых он находит, копаясь в земле своим крепким клювом. Любит большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Скворец - певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Соловей — неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

Приложение № 2. Русские народные игры:

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Пчелки и ласточка

Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

- Гуси, вы гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Вы, серые гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Где, гуси, бывали?

- Га-га-га, га-га-га!

- Кого, гуси, видали?

- Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

- Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего.

Самого большого

Далее следует перекличка хоровода и гусей:

- А, гуси, вы гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком «га-га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

«Утка-Гусь».

Количество игроков: любое.

Дополнительно: мяч.

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.

Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим

Дидактические игры:

  • «Разбери птиц» (классификация птиц на перелетных, зимующих, оседлых) Цель: развивать зрительную память, логическое мышление.
  • «Четвертый лишний» (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.
  • Д/и «Какой, какая?» Цель: учить ребенка употреблять в речи прилагательные и расширять знания о перелетных птицах.
  • Д/и «Кто у кого?» Цель: учить называть птенцов перелетных птиц, как в единственном, так и во множественном числе (скворец – скворчонок – скворчата).
  • «Кто как кричит?» Цель: учить детей называть звуки, которые издают птицы (журавль – курлыкает).
  • конструирование птиц ( по образцу, по представлению) из геометрического материала, палочек, деталей мозаики, кубиков Лего
  • «Нарисуй по клеткам» Цель: развитие слухового внимания, графо-моторных навыков, ориентации на листе.
  • «Сложи слово» по первым звукам догадайся .Цель: развивать фонематические процессы
  • «Перепиши» Цель: развивать зрительное внимание, графо-моторные навыки.
  • Работа с презентациями. Цель: развитие слухового внимания, зрительной памяти, мышления.

Приложение № 3. Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Цели:

- учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

- развивать наблюдательность, память;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения:

Трава опять зазеленела, И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!»

Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки

Их желторотые птенцы.

Педагог задает детям вопросы.

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок? (ласточки, скворцы)

♦ Как вы им помогаете? (сделаем скворечник)

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц осенью?

Приложение № 4. «Прогулка с Бабой Ягой».

Оборудование: костюм Бабы Яги, изображения перелетных птиц, скворечник, краски гуашь, кисти, книга из рисунков «Перелетные птицы»

Родители с детьми, педагоги группы встречаются в сквере около детского сада. Педагог рассказывает, что вчера видел на водоеме в сквере уток, которые прилетели с юга. Появляется баба Яга.

Яга: Ой, а что это здесь так много народа!? Зачем вы сюда пожаловали?!

Дети: Хотели на уток посмотреть .

Яга: Летела на ступе и чуть не врезалась в них. Совсем летать стало невозможно, откуда так птиц много?

Дети: Птицы возвращаются домой после зимы.

Яга: А чего это им дома не сиделось?

Дети объясняют, почему птицы улетают и возвращаются.

Яга: Так какие птицы прилетят? Знаете?

Дети называют перелетных птиц. Показывают Яге самодельную книгу.

Яга: А вы про птиц этих все знаете? Отгадайте загадки. Загадывает загадки, Дети отгадывают, Яга показывает изображения.

Яга: Так пойдем их поищем?

Все идут к водоему, ищут птиц разного вида, обсуждают их внешний вид, места гнездования. В нашем сквере у водоема живут: обычные утки- Кряквы ,Красношейные поганки, Мандаринки, живут скворцы, соловьи.

Яга: В воде для уток мы не можем гнездо сделать, а вот для скворцов есть у меня дом, только не красивый он. Давайте украсим.

Дети с Бабой Ягой украшают скворечник. Яга дарит скворечник, все прощаются.

В понедельник следующей недели скворечник вешают на площадке для прогулок.

 

Литература:

Соломенникова О.А., ГаленковаС.А.: Старинные народные игры и забавы для детей. Сфера, 2022 г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь