Тематическое познавательно-речевое развлечение "Осенние дары"
Тематическое познавательно-речевое развлечение "Осенние дары"
Авторы: Демчук Надежда Александровна
и Ефимова Анна Владимировна
ГБДОУ Детский сад № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В данной статье представлен сценарий тематического познавательно-речевого развлечения для детей старшего дошкольного возраста на материале лексических тем «Овощи и фрукты». Целью развлечения является систематизация и обобщение знаний детей, посредством организации игровых заданий, в пространстве музыкального зала дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: развлечение, осенние дары, осень, фрукты, овощи.
Задачи:
- Систематизировать представления детей об окружающем мире, посредством дифференциации понятий овощи и фрукты.
- Упражнять детей в словоизменении: образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением и существительных множественного числа.
- Упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным (цвет, форма).
- Упражнять детей в словообразовании, посредством игры «Какой, какая?».
- Развивать умение отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения.
- Развивать фонематические способности детей: умение слышать разную музыку, реагировать в соответствии с заданием.
- Формировать у детей эстетическое восприятие окружающей красоты родной природы, посредством музыки и художественной литературы.
Оборудование:
- корзина с муляжами овощей и фруктов, накрытая салфеткой;
- 2 больших фрукта муляжа – папье-маше (груша и яблоко);
- осенние листья красного, жёлтого, оранжевого и зелёного цвета;
- 3 осенних листа с геометрическими фигурами: круг, треугольник, овал;
- 6 вёдер, по 6 шт. овощей - картофель, свёкла, морковь, 6 обручей;
- 2 листа с изображением большой и маленькой кастрюли;
- силуэты фруктов и овощей;
- клей карандаш и салфетки на каждого ребёнка.
Ход развлечения
Дети под музыку входят в зал в осеннем убранстве. Присаживаются на стульчики.
Ведущая: |
Если на деревьях Листья пожелтели. Если в край далёкий Птицы улетели. Если небо хмурится. Если дождик льётся. Что за время года? Как оно зовётся? |
||||||||||
Дети: |
Осень. |
||||||||||
Ведущая: |
Осень – очень красивое и волшебное время года. Давайте поговорим сегодня об осени и дарах, которые люди собирают в это время года. Но сначала, я приглашаю вас спеть песенку. |
||||||||||
«Песенка про осень». Слова и муз. Л.А. Хисматуллина. На последних словах песни в зале появляется Осень, с корзинкой в руках. |
|||||||||||
Ведущая: |
Ох, как же весело мы пели, и своим пением, посмотрите, кого позвали. |
||||||||||
Осень: |
Здравствуйте, мои друзья! К вам пришла на праздник я! Всё кругом я нарядила, Тёмный лес озолотила! Стало в нём светло, как днём, Листья там горят огнём! |
||||||||||
Ведущая: |
Здравствуй, Осень. Мы очень рады тебя видеть, и хотим с тобой поиграть. |
||||||||||
Осень: |
У меня в руках корзинка (показывает), В ней осенние дары. Все, чем только я богата. Принесла для детворы. Я предлагаю вам поиграть с моими осенними дарами. |
||||||||||
Речевые игры «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Назови много». Дети по очереди опускают руку в корзину под салфетку, нащупывают какой-то предмет (фрукта или овоща), называют его, а потом достают из корзины, проверяя, угадали или нет. Если предмет назван был не правильно, то дают его правильное название, а затем подбирают ласковое название и называют это слово во множественном числе. |
|||||||||||
Музыкальная игра «Свой фрукт ищи», польская народная мелодия. Дети делятся на две команды и выстраиваются в круг около своего фрукта. Под музыку они идут по кругу вокруг своего фрукта, на смену мелодии выстраиваются центральной стены, поворачиваются спиной к залу. Педагог в это время меняет фрукты местами. Звучит музыкальный аккорд, дети поворачиваются, находят свой фрукт и встают вокруг него в круг. Игра продолжается снова. |
|||||||||||
Ведущая: |
Ребята, а где растут фрукты? |
||||||||||
Дети: |
В саду, на деревьях. |
||||||||||
Ведущая: |
Молодцы. Вот как весело играли И немножечко устали. Мы присядем, отдохнём Стихи осени прочтём. |
||||||||||
Дети: |
|
||||||||||
Осень: |
Да, самые красивые деревья именно осенью, ведь листочки на них разного цвета. Посмотрите-ка, ребята, как много листиков на полу в нашем зале, и все разные жёлтые, зелёные, оранжевые, красные. Мы сейчас с ними поиграем, а ещё с нашими фруктами и овощами. |
||||||||||
Игра – дифференциация «Раз, два, три нужный листик найди». У центральной стены на столе разложены овощи и фрукты красного, зелёного, жёлтого и оранжевого цвета. Дети стоят в большом кругу. Под музыку легко бегут по кругу. По команде «Раз, два, три жёлтый (красный/ оранжевый/ зелёный) листик найди», дети поднимают листик нужного цвета и несут его на стол, чтоб положить рядом с фруктом (овощем) такого цвета. Игра продолжается пока все листики с пола не будут подняты. |
|||||||||||
Осень: |
По окончании игры: Ребята, назовите мне красные (жёлтые / зелёные / оранжевые) овощи и фрукты. Дети называют овощи и фрукты, согласовывая цвет и название. Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Но у меня к вам есть задание посложнее. Посмотрите, на этих листочках (показывает детям) изображены геометрические фигуры. Давайте их назовём. |
||||||||||
Дети: |
Круг, овал, треугольник. |
||||||||||
Осень: |
Молодцы. Эти листочки я положу вот тут на стульчиках (кладёт листья на стульях). Мы будем сейчас наши фрукты и овощи сортировать по форме. |
||||||||||
Игра – дифференциация «Подбери предметы к форме». Каждый ребёнок берёт по 1 предмету и под музыку легко бежит к листикам, чтоб положить его у листика с нужной формой. Затем возвращаются обратно за др. предметом. Игра продолжается пока все фрукты и овощи будут распределены. |
|||||||||||
Осень: |
Ребята, давайте назовём круглые (овальные/ треугольные) предметы. Дети называют овощи и фрукты, согласовывая форму и название. |
||||||||||
Ведущая: |
Вот пришла пора, ребятки отгадать наши загадки. |
||||||||||
|
|||||||||||
Осень: |
Ох, и порадовали вы меня, ребята, все загадки разгадали. Щедра осень разноцветьем красок, да и богатым урожаем. Предлагаю поиграть, осенний урожай собрать. Но сначала скажите мне, где растут овощи? |
||||||||||
Дети: |
В огороде на грядках. |
||||||||||
Музыкально-речевая игра «Посади и собери картофель, морковь, свёклу». Игра проводится в двух командах, в каждой по 6 человек. Первым трём детям в каждой команде раздают по ведру с тремя морковками, тремя свёклами и тремя картофелинами. Напротив каждой команды на полу разложены по 3 обруча - грядки. Первые три участника команды под музыку по очереди бегут и сажают в каждой грядке по одному овощу. По возвращении к команде передают пустые вёдра товарищам по команде. Следующие три участника по очереди бегут и собирают каждый какой-либо один вид овощей. По окончании игры уточняется: Где растут овощи? (Морковь, свёкла – в земле, а картофель – под землёй). Как собирают овощи? (Морковь и свёклу – выдергивают, а картофель - выкапывают). |
|||||||||||
Осень: |
Вот какой богатый урожай мы собрали. Что же мы будем с ним делать? |
||||||||||
Ведущая: |
Я предлагаю приготовить из них суп и компот. Ребята, из чего мы будем готовить компот? |
||||||||||
Дети: |
Из фруктов. |
||||||||||
Ведущая: |
А если компот из фруктов, значит он какой? |
||||||||||
Дети: |
Фруктовый. |
||||||||||
Ведущая: |
А из овощей, что приготовим? |
||||||||||
Дети: |
Суп. |
||||||||||
Ведущая: |
А суп из овощей какой? |
||||||||||
Дети: |
Овощной. |
||||||||||
Ведущая: |
Посмотрите, ребята, я приготовила для вас 2 кастрюли (показывает детям 2 листа с нарисованными кастрюлями). Скажите, кастрюли одинаковые или разные? |
||||||||||
Дети: |
Разные. Одна большая, а другая маленькая. |
||||||||||
Ведущая: |
Молодцы. В большой кастрюле мы будем варить суп, поэтому наклеим на этой кастрюле что? |
||||||||||
Дети: |
Овощи |
||||||||||
Ведущая: |
А в маленькой мы будем готовить компот, поэтому на неё наклеим там … |
||||||||||
Дети: |
Фрукты |
||||||||||
Звучит музыка Чайковского «Времена года». Дети берут готовые силуэты овощей и фруктов и наклеивают их на нужную по размеру кастрюлю. По окончании работы педагог уточняет, какой будет компот из яблок, груш, слив и пр. или суп из картофеля, моркови, свёклы и пр. Игра «Какой, какая?» |
|||||||||||
Осень: |
Очень весело мне было! Всех ребят я полюбила. Но прощаться нам пора. Что поделать? Ждут дела! |
||||||||||
Ведущая: |
Спасибо тебе, Осень, что пришла с нами поиграть. Ждём тебя ещё в гости. |
||||||||||
Осень: |
Спасибо вам, ребята. За знания благодарю, Детям я дары дарю. Ешьте побольше фруктов и овощей, они богаты витаминами. Передаёт ведущему подарки - угощение. До свидания. |
||||||||||
Ведущая: |
Спасибо тебе Осень за угощение. До встречи. Осень уходит. А мы ребята, возвращаемся в свою группу и будем угощаться (заглядывает в корзину) круглыми, румяными, красными, ароматными, хрустящими…. |
||||||||||
Дети: |
Яблоками. |
||||||||||
Дети с педагогом покидают зал, и в группе кушают угощение. |
Список литературы:
1. Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми», М, Академический проект, 2017г.
2. Ушакова О.С. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников», М., Сфера, 2018г.