Технологическая карта занятия по познавательному развитию в младшей группе "Дикие животные"
Технологическая карта занятия по познавательному развитию "Дикие животные"
Автор: Стряпунина Елена Викторовна
ГБДОУ Детский сад № 19 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Дети младшей группы общеразвивающей направленности.
Цель: формирование представлений детей о диких животных и их жилищах, активация словарного запаса по данной теме.
Задачи:
Воспитательные:
- создавать условия для формирования у детей положительного отношения к окружающему миру;
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края
- воспитывать доброжелательное отношение к диким животным.
- вызывать стремление беречь животных и помогать им.
- создавать условия для проявления эмоциональной отзывчивости, инициативы на основе сотрудничества со взрослым
Развивающие:
- создать условия для развития мыслительных процессов детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику,
Обучающие:
- познакомить с обобщающим понятием «дикие животные», дать представления детям о жилищах диких животных.
- формировать в импрессивной речи обобщающее понятие «дикие животные».
- уточнять и расширять представления детей о диких животных нашего края и их жилищах, об особенностях внешнего вида, приспособлении их к среде обитания;
- формировать навыки связной речи у детей;
- уточнить и расширить словарь детей по теме. Пополнять активный словарь именами существительными и глаголами.
- совершенствование диалогической речи, обучение ответам на поставленные вопросы.
Планируемые результаты:
Целевые ориентиры |
Образовательные результаты |
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Ребенок актуализирует жизненный опыт с помощью вычленения важных для него отличительных признаков объекта |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения |
Ребенок отвечает на вопросы педагога, делает предположения, доказывает свою точку зрения |
Ребенок интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы |
Ребенок отвечает на вопросы педагога, используя операции сравнения, обобщения, ассоциации для получения представления о диких животных и их жилищах. |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности |
Ребенок самостоятельно и совместно с другими детьми выполняет поставленные задачи, овладевая различными видами деятельности. |
Организация пространства: в центре группы, на диване, за столами.
Материалы к совместной деятельности: игрушечный заяц, волшебная палочка, аудиозапись со звуком леса и воем волка, листы с изображением диких животных и их жилищ, простой карандаш, лист-задание для каждого ребёнка, плакат с изображением леса, конверт с изображением диких животных без хвоста и лисий хвост, мешок с шишками, орешками, семечками, карточки с изображениями животных для игры «Четвёртый лишний», загадка, карточки с изображением снежинки и подснежников.
Задача |
Расположение детей |
Материал |
Действия педагога |
Действия детей |
Вызвать интерес детей к теме Создать проблемный момент |
Дети сидят на диване. |
Игрушечный заяц. |
Воспитатель обращает внимание на гостя. В руке у воспитателя заяц. Ребята, посмотрите, кого я встретила на пороге нашей группы. Это зайчик, и он очень расстроен. Зайчик, расскажи ребятам, что у тебя случилось. Воспитатель говорит за зайца: Здравствуйте, ребята. У нас в лесу случилась беда. Злой волшебник перепутал всех зверей и теперь звери забыли кто они и где живут. Может вы поможете им разобраться? Ну что ж поможем зверям? Тогда отправляемся в лес. |
Проявляют интерес к гостю, демонстрируют желание помочь зверям. |
Организовать решение детьми проблемной ситуации. Развитие зрительного и слухового восприятия. |
Дети в центре |
Волшебная палочка, колонка с аудиозаписью, изображение леса на ватмане. |
Чтобы нам не терять много времени на то, чтобы добраться до леса, мы воспользуемся волшебной палочкой. Подойдите ко мне и закройте глаза. Как только я взмахну палочкой и произнесу волшебные слова, мы с вами окажемся в воображаемом лесу. И так: «Раз, два три - в лес ребят перенеси». Глаза не открывайте, а прислушайтесь. Ребята, слышите звуки леса? (Звучит мелодия «Звуки леса»). Вот мы и в лесу. Открывайте глаза и представьте, что мы в лесу. |
Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают звуки леса с закрытыми глазами. |
Вызвать интерес и желание у детей к решению поставленных задач. Сформировать понятия «дикие» и «домашние» животные. |
Дети стоят рядом с воспитателем в центре группы. Затем усаживаются на диван. |
заяц |
Ну, что ж пора помочь зверям и для начала нужно разобраться какие животные живут в лесу. Как называются животные, которые живут в лесу? Почему мы называем животных дикими? Потому что эти животные живут в лесу, сами добывают себе еду, сами строят себе дом и сами о себе заботятся. Воспитатель обращается к зайцу: ну что ж, мы готовы тебе помочь. С чего начнём? Заяц: помогите, пожалуйста, зверям вспомнить кто они и где живут. Они уже совсем всё позабыли. |
Отвечают на вопросы воспитателя формируя понятие «дикие животные. |
Развивать зрительное и слуховое восприятие. Закрепить знания о характерных признаках диких животных. Расширить словарный запас. Тренировать память с помощью заучивания стихотворения. |
У стола №1 |
Табличка с № 1; папка с изображением волка и логова, аудиозапись с воем волка и аудиоколонка, плакат с изображением леса и тенями животных у своих жилищ. |
Ребята, давайте подойдём к столу с № 1 Нам нужно определить, что за животное здесь находится. Послушайте внимательно аудиозапись и скажите, кто это. (включается аудиозапись с звуком волчьего воя) Волк какой? (ответы детей) Волк – дикое животное, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Волк-хищник. Он питается другими животными. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю.. В: Как называется жилище волков? (ответы детей) Воспитатель показывает иллюстрацию волчьего логова. В: Слово «логово» происходит от слова «лежать». Значит, это место, где волчья стая лежит: спит, дремлет или просто отдыхает. Чтобы нам с вами было проще запомнить это название мы поучим маленькое стихотворение для запоминания: У жилища моего Есть названье «ЛОГОВО» Ну что ж теперь мы знаем где живёт волк и можем отправить его в своё жилище. (дети прикрепляют волка в логово на плакате) |
Слушают аудиозапись и отгадывают, какое животное в папке. Отвечают на вопросы воспитателя Разучивают стихотворение для запоминания слова «логово». Прикрепляют картинку волка на плакат. |
Закрепить знания о характерных признаках диких животных. Расширить словарный запас. Развитие мелкой моторики и образного мышления. |
У стола № 2 |
Табличка с № 2, шишки, орешки, семечки в коробке; карточки с изображениями (лиса, белка, бельчата, корова, свинья), плакат с изображением леса и тенями животных у своих жилищ |
Игра «Чьи это угощения» Детям предлагается достать из мешочка угощения (шишки, орешки, семечки), определяя, что в мешочке на ощупь, и догадаться о каком животном идёт речь Белка! Какая? У неё пушистый хвост и кисточки на ушах. Сама белка маленькая, шерстка у неё летом рыжая, а зимой серая. Она любит орехи, грибы, ягоды. В: Как называется жилище белки? (ответы детей) (Воспитатель показывает дупло.) В: Живет белка на дереве, в дупле. А теперь попробуйте догадаться кто в этом ряду лишний: 1. Белка, корова, свинья, коза. 2. 3 бельчонка и мама белка Ну что ж, давайте посадим белку в своё жилище. |
Отгадывают, кто в папке Отвечают на вопросы воспитателя Играют в игру «кто лишний» Прикрепляют картинку белки на плакат |
Учить отгадывать описательные загадки- закреплять знания о характерных признаках диких животных. -Расширять словарный запас. -Сменить вид деятельности - Снять усталость и напряжение |
У стола № 3 |
Табличка с № 3, загадка, папка с изображениями медведя, берлоги, снежинки и подснежников, плакат с изображением леса и тенями животных у своих жилищ |
А чтобы узнать кто спрятан здесь, нужно отгадать загадку: · Лапу кто зимой сосет? А еще он любит мед, Может громко зареветь. А зовут его… (Медведь) Медведь какой?(ответы детей) Где же живёт медведь? Педагог показывает иллюстрацию жилища медведя. В: Медведь ищет место, не торопясь, придирчиво осматривая глубокие ямы, вывороченные деревья – сосны, ели. Чаще всего мишка устраивает берлогу на склоне холма, берегу реки или ручья. А кто из вас знает, что делает медведь зимой? Д: (спит в берлоге) Правильно. Зимой медведь ложится в свою берлогу и спит до самой весны. Ребята, давайте с вами поиграем. Игра «Медведь». Представьте, что вы медведи. У меня есть две карточки. На одной нарисована снежинка – эта картинка будет обозначать время года ЗИМУ, а на второй подснежники – это будет время года ВЕСНА. Когда я буду показывать снежинку, вы все садитесь на корточки и изображаете спящего медведя, а когда подснежник, то медведь ходит по лесу. (играют) Хорошо поиграли, а теперь пора отправить медведя в своё жилище (прикрепляют изображение медведя на плакат) |
- Отгадывают загадку, - Отвечают на вопросы воспитателя - Играют в подвижную игру - Прикрепляют картинку медведя на плакат |
Закрепить знания о характерных признаках диких животных. Расширить словарный запас. Координация движения руки. |
У стола № 4 |
Табличка с № 4; папка с изображением лисы и норы, изображения диких зверей и хвост лисы, рисунок с заданием для каждого ребёнка, плакат с изображением леса и тенями животных у своих жилищ |
А теперь чтобы догадаться кто лежит в этой папке, мы с вами поиграем в игру «Чей хвост» В этом конверте лежат несколько диких животных и чей-то хвост. Вам нужно догадаться, чей он. (воспитатель выкладывает картинки волка, зайца, белки и хвост лисы. Дети отгадывают, что это лисий хвост) Лиса какая?(пушистая, рыжая, хитра я, с длинным красивым хвостом) На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться В: Лиса – дикое хищное животное Лиса питается мышами, лягушками, ящерицами. Ловит зайцев, диких уток, ворует кур. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая.. В: Как называется жилище лисы? (ответы детей) (Воспитатель показывает лисью нору) В: Жилище лисы называется норой. Лисицы устраивают свои норы на склоне ручьев, рек или под корнями больших деревьев. Давайте поможем лисице добраться до своей норы(дети простым карандашом рисуют путь до норы) А теперь пора отправить лисицу в своё жилище. (дети прикрепляют лису в нору на плакате) |
Отвечают на вопросы воспитателя, Отгадывают чей хвост С помощью простого карандаша помогают лисице по линии дойти до норы Прикрепляют картинку лисы на плакат |
Закрепить знания о жилище зайца. Расширить словарный запас. |
У стола № 5 |
Заяц, папка с Изображением зайца, плакат с изображением леса и тенями животных у своих жилищ. |
А где же живёт заяц? А давайте у нашего зайца и спросим! Диалог воспитателя с зайцем: Зайчик, расскажи ребятам, где же твой дом?! А у меня домика нет. Я живу за кустом. Ну, что ж ребята давайте и зайчика посадим на своё место |
Слушают диалог воспитателя с зайцем Прикрепляют картинку зайца на плакат |
Рефлексия Закрепить знание, где какое животное живёт. Пополнение словарного запаса |
Дети стоят около плаката, затем сидят на диване. |
Заяц, волшебная палочка |
Теперь все животные в своих домиках! Давайте напомним зайчику каких диких животных мы встретили лесу и какие у них жилища. Первым в лесу мы встретили кого? (волка) Как называется его жилище? Давайте вспомним стишок.(У жилища моего есть названье «ЛОГОВО») Второй нам повстречалась (белка) Где её жилище? Дальше мы играли в медведей. В какое время года медведь спит в берлоге? И последней мы познакомились с лисой. Где она живёт? (в норе) У кого же домика нет?(у зайца) Где же он живёт? (под кустом) Диалог воспитателя с зайцем. Ну что, помогли тебе дети7 Заяц: Очень! Спасибо вам, ребята. Теперь у нас в лесу полный порядок. Значит, нам пора возвращаться в садик. Давайте попрощаемся с зайчиком. А теперь подойдите ко мне и закройте глаза. Я произнесу волшебные слова: «Раз, два, три – в группу нас перенеси!» Вот мы и в группе. Вам понравилось наше приключение? Да. Хотите ещё раз навестить зайку в лесу? |
Обсуждают и рассказывают, что им запомнилось. Отвечают на вопросы воспитателя. |
Предполагаемые результаты:
- у ребенка сформировано обобщающее понятие «дикие животные»
- у ребенка сформировано представление о месте их обитания и их жилья
- у ребенка развито речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
- у ребенка сформировано умение отвечать на вопросы полным предложением;
- у ребенка сформировано позитивное отношение к живой природе
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к жизни диких животных;
- у ребёнка пополнен словарный запас.