Проект "Расскажем детям о войне"
Проект "Расскажем детям о войне"
Пусть сияет солнце над Землёй!
День Победы – праздник всей страны!
Празднуют и взрослые и дети.
Чтобы в мире не было войны,
Человек Земли за всё в ответе.
Пусть улыбнётся солнце на рассвете,
И радостью прольётся в каждый дом.
Пусть веселятся дети на планете.
И будет ясным синий небосвод.
Тип проекта: творческий , информационно-практико-ориентированный
Продолжительность: долгосрочный
Участники: воспитатели, дети 6-7 лет, родители, специалисты
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во взаимодействии с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним. Одной из основных задач дошкольного образования является воспитание патриотизма, чувства любви к Родине. У нашей страны великое прошлое, которое учит нас, воспитывает, формирует чувство гордости. Именно события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников. Приближается самый трогательный душевный, патриотический праздник – День Победы. Всё дальше от нас уходит эта дата – 9 мая 1945г. Наши дети не до конца проникнуты тем временем, теми впечатлениями и переживаниями. Необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, систематизировать знания детей о праздновании Дня Победы, пробудить гордость за принадлежность к России.
Проблема: недостаточность знаний у детей о событиях и участниках ВОВ.
Цель: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Реализация проекта осуществлялась в соответствии с ФOП в пяти образовательных областях.
Задачи ОО «Познавательное развитие»:
- Способствовать развитию познавательных интересов детей.
- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
- Помочь в формировании первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств
- Использование ИКТ в изготовлении книг по теме
Задачи ОО «Речевое развитие»:
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении (орден, награда, георгиевская ленточка, герой, защитник, победа).
- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка
- Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
- Пропагандировать необходимость патриотического воспитания дошкольников среди родителей.
Задачи ОО «Художественно-эстетического развития»
- Заинтересовать детей изготовлением книжек – самоделок.
- Развивать представление детей о способах изготовления книжек – самоделок.
- Поддерживать стремление детей проявлять оригинальность и творчество.
Задачи ОО «Физическое развитие»:
- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений,
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
В основу работы легли следующие ПРИНЦИПЫ:
- Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений
- Принцип гуманизации: ориентации на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, Отечеству
- Принцип дифференциации:создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о ВОВ с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы
- Принцип интегративности: сотруднечество с семьёй, библиотекой , краеведческим музеем, сочетание разных видов деятельности
- Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое:
- Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
- Материалы для продуктивной деятельности
Учебно-методическое:
- Детская художественная литература
- Методическая литература
- Дидактические игры
- Конспекты занятий и бесед о Великой Отечественной войне.
- Мультимедийных презентации к занятиям и беседам о Великой Отечественной войне.
Ожидаемый результат:
Дети: получение новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания в нравственно-патриотическом воспитании детей, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Продукт проектной деятельности: Книжки – самоделки с использованием ИКТ посвященные Дню Победы в ВОВ.
Проект включает в себя 3 этапа:
1 этап. Подготовительный.
Подборка материала по теме ВОВ для детей и родителей, составление плана основного этапа, определение целей, задач проектной деятельности.
Цель: самосовершенствование по данной теме, привлечение родителей:
- Составление перспективного плана по реализации проекта.
- Изучение и подбор литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.
- Семинар-практикум «Использование информационных технологий для нравственно-патриотического воспитания в работе с детьми»
- Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к изготовлению интерактивных книг к Дню Победы.
2 этап: Основной. Включает в себя совместную деятельность взрослых с детьми.
Познавательное развитие:
- Просмотр и обсуждение презентаций на темы: «Они сражались за Родину»; «Память»;«День Победы»«Блокада».
- Беседы с детьми на темы: «Что такое героизм?»;«Блокада»«Герои Великой Отечественной войны»;«Герои, которые ковали победу в тылу»;«Почему война называется Великой Отечественной?»; «Дети и война»; «Праздник День Победы»; «Победа».
- Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»; Е. В. Вучевич «Воин освободитель»; А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
- Проведение НОД на темы: «История Георгиевской ленточки»; «Блокада», «Дети войны»; «День Победы – 9 мая»; «Вспомним те дни…».
- Ознакомление детей с книгами, изготовленными дома с родителями к Дню Победы.
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Праздничный салют ко Дню Победы»; «За Родину»; «Портрет героя ВОВ»; «Краски Победы».
- «Поздравительная открытка «С Днем Победы!».
- Аппликация с элементами квилинга «Звезда».
- Конкурс открыток«Память сквозь поколения»
- Выставка рисунков «Война глазами детей».
- Лепка «Военная техника».
- Пластилинография «Танк».
- Слушание музыки и разучивание песен: «Вставай страна огромная». муз. А. Александровой, сл. В. Лебедева-Кумача; «Прадедушка» - муз.А. Ермолова, сл. М. Загота.
Речевое развитие:
- Разучивание стихотворения «Нет войне» О. Воробьева; «День Победы» Т. Белозёрова.
- Чтение художественной литературы- Ч. С. Баруздин «Страна, где мы живем»; Лев Кассиль – «Твои защитники», «Таран», «Защитники морей», «Катюша», «Никто не знает, но помнят все» и др.; А. Суркова «Утро Победы», Исаева А. «Нет солдат неизвестных…»;
- Словарная работа: великая, Отечественная, таран, ветераны, тыл, мемориал, обелиск, Георгиевская ленточка,
- Описательные рассказы по картинам и составления рассказов о прочитанном
- Изготовление книжек самоделок по данной теме.
Физическое развитие:
Спортивные игры с детьми: «Меткий стрелок», «Флажки», «Донеси пакет», «Пройди через колючую проволоку», «Преодолей препятствие» - составление картотеки подвижных игр.
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевая игра «Военные», «Пограничники», «Военный корабль», «Медсестры», «Парад войск».
- Посещение историко-краеведческого музея.
- Целевая прогулка к Стелле, месту стоянки крейсера «Авроры», в воинскую мотострелковую часть.
Работа с родителями:
- Подборка исторического материала (фотографий, писем, орденов, медалей боевой славы) о своих родственниках, принимавших участие в боевых сражениях ВОВ 1941-1945гг., детей - фронту).
- Оформление «Стены памяти».
- Изготовление интерактивной книги, посвященной событиям ВОВ и Дню Победы.
- Консультации для родителей «Познакомьте детей с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми войны».
- Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
- Слушание песен на военную тематику «Катюша», «Синий платочек», «Журавли», «Смуглянка», «День Победы».
3 этап: Заключительный.
- Организация выставки «Чтим. Помним».
- Блиц опрос детей «Что ты знаешь о войне».
- Демонстрация книг, изготовленных родителями вместе с детьми.
- Подведение итогов.
Заключение.
За время реализации проекта «Расскажем детям о войне» уровень форсированности знаний о ВОВ у детей значительно повысился. Дети горды за своих бабушек и дедушек. Активно обсуждают друг с другом, с родителями и педагогами то, что узнали в процессе реализации проекта. В результате дети имеют представления о военных профессиях, о родах войск, военной технике; знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику; владеют расширенным словарным запасом; имеют представление о памятных местах родного города; о земляках-героях, о героях своей семьи. Таким образом, анализируя проделанную работу, можно с уверенностью сказать, что проведенный цикл мероприятий с детьми по ознакомлению детей с темой войны вызвал у них огромный эмоциональный отклик. Они узнали исторические факты из жизни своих дедов и прадедов, о традиции празднования Дня победы – 9 мая. Во время реализации проекта у детей возрос познавательный и творческий интерес к данной теме. Дети делились впечатлениями друг с другм, с большим желанием учили стихи и песни о войне. Родители с удовольствием принимали участия во всех мероприятиях по данной теме.
Перспективы:
- Открытка для ветерана и вручение её в праздник на площади и у стеллы.
- Праздник для ветеранов «Этот праздник со слезами на глазах…».
- Возложение цветов к мемориалам города.