Организация и методика работы на экологической тропинке в условиях городского дошкольного учреждения
Организация и методика работы на экологической тропинке в условиях городского дошкольного учреждения
Авторы: Байтенова Эльмира Николаевна
и Суздалева Галина Николаевна
МДОУ "Детский сад № 17 Дзержинского района Волгограда"
Стандарт дошкольного образования – это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками» (А.Г. Асмолов).
Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д. Зверев).
Экологическое образование в МОУ детском саду № 17 г. Волгограда является приоритетным в течение 10 лет. С 2005 года учреждение работает в режиме опытно-экспериментальной педагогической площадки по проблемам экологического образования и воспитания дошкольников и младших школьников. В настоящее время дошкольной образовательной организации присвоен статус региональной инновационной площадки по проблемам экологического образования дошкольников.
В детском саду разрабатывается эффективная экологическая модель эколого-ориентированного образования в условиях детского сада. Педагоги занимаются поиском, отбором, разработкой наиболее эффективных форм работы с детьми в системе непрерывного экологического воспитания и образования дошкольников.
Наше образовательное учреждение расположено в центре промышленного района. Мы крайне ограничены (в силу возрастных возможностей детей) в общении с естественными экосистемами (леса, луга, водоема), но наш многолетний опыт показывает, что без непосредственного взаимодействия ребенка с миром природы невозможно сформировать: навыки экологически грамотного поведения в природе; эмоционально-личностного отношения к природе, следовательно, невозможно сформировать основы экологической культуры у детей.
Одним из эффективных средств экологического образования в условиях городского образовательного учреждения является экологическая тропа. Нами была разработана экологическая тропа на участке детского сада, оформлен паспорт, определены объекты тропы. Основное назначение экологической тропы: реализация процесса экологического воспитания, образования и просвещения обучающихся, их родителей.
Маршрут экологической тропы проходит по всему периметру участка, окружающего детский сад. К каждой остановке имеется удобный подход для рассматривания, исследования объектов.
Маршруты разработаны в зависимости от возраста детей, продолжительность экскурсии от 10 до 30 минут соответственно. На маршруте исследуются как объекты растительного, так и животного мира, их взаимовлияние друг на друга, а так же последствия деятельности человека на изучаемые объекты экологической тропы.
Режим пользования тропы: экскурсионные учебные занятия, внеклассные экологические исследования; экологические прогулки; элементарное экспериментирование; отдых; место проведения досуговых мероприятий (экологические праздники, конкурсы).
Информационное содержание тропы: Познавательная информация тропы: рассказ о видах растений, животных, почвы, элементах живой и неживой природы. Просветительская информация: видовое многообразие природы; экологическая роль почв, насекомых, птиц и других животных, среда их жизнедеятельности (искусственные гнездовья, кормушки, гнезда врановых и др. птиц, ботанические площадки лекарственных, редких и исчезающих растений); кострище, образцы восстановления почвы на старых кострищах. Предписывающая информация: лозунги; призывы; правила; указатели.
Экологическая тропа оборудована: общим указателем и схемой экологической тропы; правилами поведения; характеристикой местных видов природопользования; призывами и лозунгами; информацией о трудовых делах в решении местных экологических проблем; экологическими дорожными знаками и указателями.
Педагоги разработали практические занятия и экскурсии на экологической тропе для всех возрастных групп детей нашего образовательного учреждения. Содержание работы носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в осуществлении эколого-педагогической деятельности. Информационные материалы разработанных конспектов можно использовать во всех формах работы на экологической тропе.
В процессе мониторинга мы выявили четкую тенденцию повышения уровня экологической воспитанности наших детей. Проявляется выраженный интерес к познанию окружающего мира. Выросла потребность у детей к наблюдению, отслеживанию жизненных изменений окружающей природы. У детей сформированы представления об экологических связях, происходящих в природе.
В настоящее время коллектив детского сада активно работает над внедрением инновационных подходов в экологическое образование дошкольников в условиях введения ФГОС.
Cписок литературы:
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд.Дом. «Карапуз», 2001 .- 432 с.
- Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. –М.: Русское слово, 2017 г.