НОД по познавательному развитию "Дружная семья"
Конспект занятия в старшей группе
"Дружная семья"
Автор: Ивченко Наталья Анатольевна
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи: Уточнить и обобщить знания о семье, о том кто такие родственники. Формировать представления о составе семьи; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных; Понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
Рассматривание семейных фотографий.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Закрепление знаний пословиц о семье.
Материал:
Карточки солнышка и тучки, свеча в подсвечнике, микрофон, диктофон,
оборудование к аппликации.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете.
Вот таким хорошим, пригожим, я предлагаю образовать круг.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты- мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к вам по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.
Воспитатель зажигает свечу в подсвечнике. Ребята, скажите, что я сделала?
(зажгли свечу, огонь)
-А как вы думаете, чем служил огонь для древних людей? (обогревал, давал свет, пищу)
Воспитатель: В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека- о семье. Пусть и нам сегодня светит символ домашнего очага- огонь. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они дали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи-близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Поэтому ещё семью называют по-другому: «родительский дом». Послушайте, как поёт певец Лев Лещенко об этом песню «Родительский дом».
- Я сегодня вам хочу рассказать сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жил-был мальчик, который жил один-одинешенек на свете. (показывает 1 слайд мальчика). А как вы думаете бывает так, что у человека никого нет (ответы детей)
Дети: нет.
Воспитатель: тогда мы изменим сказку, и у нашего мальчика появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком (показывает по очереди слайды членов семьи). А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Дети: семья (Слайд семьи).
Воспитатель: А теперь мы поговорим о ваших семьях. Воспитатель берёт микрофон, диктофон. Я буду корреспондентом и сейчас возьму у вас интервью о вашей семье. Ответы должны быть полными предложениями, только тогда они запишутся на дик-то-фон.
Корреспондент задаёт детям вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший в вашей семье?
- Для мамы ты кто?
- Для бабушки ты кто?
- Маша, я знаю, ты очень любишь своих близких, а почему?
- По секрету я могу сказать вам, ребята, что Кирилл очень заботливый. Хотелось бы узнать у тебя, Кирилл, как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь для них?
- Кто о тебе заботится?
- Расскажи, какая твоя мама?
- Расскажи, твой папа, какой? (ответы детей)
Воспитатель: А еще всех членов семьи называют родственниками- это люди, родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, отчествами. А если у разных семей одинаковые фамилии, значит они однофамильцы. Ещё семьи отличаются внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах.
А теперь давайте поиграем в игру кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: уважать, защищать, ухаживать, любить.
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! Давайте с вами поиграем?
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/
Воспитатель: теперь давайте вспомним про нашего мальчика, помните у него есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом, где они все счастливо будут жить!
Давайте подойдем к столу, здесь разложены детали дома, их нужно наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом (инструкция: сначала наклеивается основа дома, затем наклеивается крыша, потом окна и двери, наклеивается все в определенной последовательности, аккуратно и красиво)
Какие вы все молодцы, ребята! У нас получился красивый городок, нашей семье будет в нем жить уютно и хорошо. Давайте мы немного поиграем.
Игра «Назови пропущенное словечко»
Воспитатель: ребята, я буду зачитывать пословицы с пропущенными словами, а вы постарайтесь узнать, какие слова я пропустила, и назовите их.
«При солнышке тепло, при (матери) – добро».
«Нет милее дружка, чем родная (матушка)».
«Золото и серебро не стареют, (отец и мать) цены не имеют».
Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).
Д/и «Радость и печаль».
Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Разбили чашку;
Воспитатель: Ребята, чтобы вы хотели пожелать своей семье?
(ответы детей)
Воспитатель: давайте, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево»
Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой(поглаживает по голове)
С теплым солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются)
У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево и улыбается своим деревьям-соседям.
Итог занятия.
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Ребята!
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.