Литературно-музыкальные праздники – эффективная форма организации образовательного процесса в ДОУ
Литературно-музыкальные праздники – эффективная форма организации образовательного процесса в ДОУ
Авторы: Горбачева Ирина Владимировна,
Шумкина Яна Валерьевна,
Малинина Стэла Геннадьевна,
Сутягина Татьяна Николаевна
МКДОУ "Д/с № 110 города Новосибирска"
Всегда, а не только на данном этапе развития общества и образования, одним из важнейших социальных заказов государства, родителей являлась и является хорошо развитая речь у ребенка.
Однако результаты обследований детей дошкольного возраста в нашем ДОУ, статистические данные по городу, по России в целом, показывают, что отмечается тенденция увеличения среди дошкольников детей, имеющих нарушения речи различной степени тяжести. Поэтому важнейшей задачей именно в последнее время является организация коррекционной логопедической работы, которая будет способствовать полноценному развитию речи дошкольников.
Речь – это деятельность, сложная, присущая только человеку, который реализует в ней свои потребности, мотивы, цели, задачи, средства, деятельность, которая является инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности.
Речь средство общения, обмена информацией (в том числе и письменная), мышления, познания, исследования, воздействия (надо так выстраивать фразы, подбирать такие слова, чтобы побудить другого человека к какому-либо действию), выражения чувств, эмоций, переживаний. Таким образом, речь выполняет множество функций: коммуникативную, познавательную, экспрессивную, исследовательскую, планирующую (во внутреннем и внешнем плане).
Развитой речь считается тогда, когда человек владеет разными ее функциями, а именно, может ярко и образно выразить свои чувства, эмоции, связно и последовательно рассказать о событии, планировать, исследовать, воздействовать на другого человека или группу людей.
Речь как деятельность, связанная с другими видами деятельности, представлена в двух основных формах: диалогическая и монологическая. Чаще всего дети достаточно хорошо овладевают диалогической речью: могут информировать других, могут задать вопросы, ответить на них, поучаствовать в разговоре. Значительно хуже у детей-дошкольников развита монологическая речь.
Речь всегда представлена разными речевыми жанрами и типами высказываний: просьба, требования, угрозы, уговоры, жалобы, деловые переговоры, повествование, описание, рассуждение, доказательство, объяснение.
Процесс освоения речи – творческий. Большинство зарубежных и отечественных психологов-исследователей считают, что после 1,5 – 2 лет жизни ребенок осваивает речь путем осуществления активного экспериментирования с языком, когда ребенок осуществляет поиск слов в процессе активного мышления, «здесь и сейчас» выстраивается речевое высказывание.
Таким образом, исходя из вышесказанного, обозначаются следующие задачи:
1. Развитие у детей потребности в использовании речи как инструмента общения и познания.
2. Освоение разных функций речи; разных видов речевых высказываний; разных форм речи (диалогической, монологической).
3. Развитие у ребенка рефлексивного отношения к речи других и своей собственной.
4. Развитие речевого творчества. Взрослым следует намеренно создавать ситуации, когда ребенку нужно решать определенную речевую задачу, осуществлять разнообразные речевые пробы; мотивировать на высказывания.
5. Преодоление имеющихся у детей речевых нарушений.
6. Личностное развитие детей, развитие способностей.
С целью создания максимально благоприятных условий для развития, образования ребенка, коррекции имеющихся недостатков необходимо объединение усилий педагогов и родителей. То есть, нужна система взаимодействия с семьей, основанная на принципах сотрудничества. Если детский сад семье может помочь в повышении педагогической культуры родителей и тем самым способствовать успешному развитию ребенка, то семья детскому саду важна в плане включения родителей в образовательный процесс.
Для успешного решения задач важно:
- способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, формированию понимания актуальности проблемы речевого, творческого развития детей,
- способствовать развитию интереса к совместной с ребенком деятельности, созданию партнерских отношений между детьми и родителями,
- содействовать практическому освоению родителями приемов развития детей.
Помимо традиционных средств коррекционной работы огромный коррекционно-развивающий потенциал, особые возможности для решения этих задач заключает в себе художественная литература. Она позволяет ребенку узнать и понять новое о мире, о себе; пережить разные чувства, эмоции, состояния; «услышать» автора и поделиться своими впечатлениями с другими людьми; почувствовать красоту родного языка; приблизится к прекрасному, доброму, настоящему.
Поэтому в нашей дошкольной организации одним из основных направлений образовательного процесса является организация целостной творческо-речевой деятельности на основе художественных произведений признанных мастеров детской литературы.
Одним из эффективных способов организации образовательного процесса , позволяющим комплексно решать поставленные задачи, являются литературные недели, посвященные творчеству детского писателя. Воспитанники совместно с воспитателями, специалистами детского сада (учитель-логопед, музыкальный руководитель) и родителями погружаются в особый, неповторимый мир классика детской литературы (С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, А.С. Пушкина и др.) или современного автора (М. Яснова, И. Токмаковой, А. Усачева и др.). Темы литературных недель могут определить и педагоги, и сами дети, и родители, а зависят они от юбилейных дат писателей, времени года, продолжительность их проведения - от поставленных задач, от интереса детей и взрослых.
Литературные недели организуются как проект и имеют свой алгоритм:
1. С детьми организуются беседы, в ходе которых обсуждается, что ребята хотят узнать о жизни и творчестве, по желанию детей распределяются вопросы, на которые нужно вместе с родителями или воспитателями найти ответ и представить информацию всей группе.
2. Различными способами (официальный сайт ДОУ, WhatsApp, информационные стенды в группах, письма, объявления, видеообращения детей) родители информируются о теме, мероприятиях недели. В некоторых группах родители проявляют инициативу и подключаются к планированию литературных недель, предлагают ценные идеи.
3. Неделя открывается выставкой в литературных центрах групп: выставляются портрет писателя, его книги из детского сада и из домашней библиотеки воспитанников, иллюстрации, поделки по произведениям.
4. В течение недели жизнь детей и взрослых насыщенна разнообразными видами творческой деятельности: иллюстрации, сочинение, игры, беседы, импровизации, танцы, песни, слушание музыки, знакомство с живописью, просмотр мультфильмов и фильмов по произведениям писателя или поэта, посещение выставок в музыкальном зале и группах. Дети разучивают стихи, запоминают отрывки прозаических произведений, готовят инсценировки, вместе с родителями творят и в условиях детского сада (творческие мастерские) и в условиях семьи. Чтобы личность писателя стала ближе, а творчество понятнее, педагоги создают слайд-программы, в которых рассказывается о семье, о детстве, о событиях жизни, переживаниях, успехах.
Благодаря «проведенным с писателем» дням, у детей появляются интерес, желание и дальше читать произведения этого автора, определяются литературные предпочтения, проявляется любимые виды творческой деятельности, а в собственной деятельности формируется авторский почерк. Родители и педагоги имеют возможность обратиться к любимым произведениям своего детства, а порой открывают для себя новых авторов.
5. Организация литературно-музыкального праздника.
Несомненно, одним из самых запоминающихся событий в жизни ребенка является праздник, особенно музыкально-литературный: эмоционально-насыщенный, объединяющий разнообразные виды творческой деятельности, являющийся кульминацией литературных недель.
Проходит он в музыкальном зале, а в подготовке участвуют все сотрудники детского сада: повара могут приготовить любимые блюда писателя, младшие воспитатели помогают в украшении. В них участвуют родители, разучивая с детьми стихотворения или прозу, готовя костюмы, атрибуты к танцам и сценкам, декорации, принимая непосредственное участие в этом событии.
С особым удовольствием и вдохновением дети (и взрослые):
- читают друг другу подготовленные ранее стихи,
- инсценируют полюбившиеся им эпизоды произведений,
- показывают хореографические постановки,
- вокальные номера,
- игру на музыкальных инструментах,
- отвечают на вопросы викторины,
- рассматривают поделки и рисунки, слушают «живое исполнение» музыкальных произведений педагогами и родителями.
В ходе подготовки праздника дети и взрослые много общаются, обсуждая различные вопросы и делясь впечатлениями; работать в микрогруппах сверстников, со взрослыми, учатся договариваться, рассуждать, распределять деятельность, просить, доказывать, объяснять и т.д. Дети являются авторами и соавторами взрослых при подготовке инсценировок художественных текстов, игре на музыкальных инструментах, создании танца. С помощью взрослых дети формулируют вопросы разного характера и находят их решения, играют, творят...
Важно заметить, что подготовка и проведение праздника предполагают, что все участники будут общаться на равных, будут иметь право на выбор (темы, материала, партнера), будут учитывать предпочтения и интересы друг друга, помогут друг другу решить познавательные и творческие задачи, с интересом и уважением отнесутся к творческим продуктам.
Созданию праздничной атмосферы, особого состояния участников и ярким впечатлениям в день поведения мероприятия способствуют такие факторы как оформление зала портретом писателя. Это может быть фото, репродукция большого формата, расположенные на мольберте или портрет, созданный с помощью мультимедиа.
Выставка совместных детско-родительских работ. На творческой мастерской, организуемой в течение литературной недели в детском саду, или в условиях семьи родители и дети создают по произведениям писателя аппликации, поделки, рисунки, коллажи, которые предоставляются общему вниманию.
Предметы, связанные с литературными текстами. Это могут быть сказочные или старинные предметы, принесенные детьми и родителями из дома, могут быть предметы, изготовленные в качестве сюрприза педагогами на творческих мастерских.
Яркое освещение или свет свечей в зависимости от характера литературных произведений, которые будут звучать на празднике, от настроения, которое хотят «задать» авторы праздника.
Музыка. Очень важно, чтобы музыкальные произведения для оформления праздника гармонично сочетались, чтобы были едины по смыслу, характеру, настроению с литературными произведениями.
Мультимедийные продукты (презентация, видео), сопровождающие паздник. Это должны быть качественные, выполненные с учетом возраста и поставленных задач материалы.
Качественное ведение. Несомненно, ведущие, их манера общения, их настроение, темп, эмоциональность и выразительность речи, собственное отношение к авторам и литературным текстам, «погруженность в тему» оказывают большое влияние на проведение праздника и впечатления от него.
Стараясь не повторяться, учитывая индивидуальные особенности детей, все специалисты и воспитатели детского сада находят интересные формы проведения праздника. Это может быть игра «Что? Где? Когда?». Проходит она не совсем так, как известная телевизионная игра. Дети и родители объединяются в команды, их несколько (в зависимости от количества играющих), придумывают названия и представляются друг другу. Командам по очереди задаются вопросы, которые определяет расположенный на столе волчок. Есть время на обсуждение. За правильный ответ команда получает очко. Выигрывает одна из команд, набравшая наибольшее количество очков.
Фестиваль чтецов. Бывают фестивали одного поэта. Бывают фестивали юмористических, «космических», «морских», «ягодных», городских стихов. Бывает, что фестиваль посвящен определенному времени года: лету, зиме, осени, весне. И тогда на празднике звучат произведения разных авторов в сопровождении музыки, фото, репродукций картин. Фестиваль дает возможность еще раз услышать знакомые произведения и просто порадоваться за ребят, старающихся выразительно прочитать полюбившиеся стихотворения.
Костюмированный бал. Вызывает особый эмоциональный подъем, интерес со стороны детей и необходимость активной подготовки со стороны родителей. Семьи принимают участие в создании костюмов героев произведений определенного автора для детей и взрослых, не уставая удивлять творческими способностями, безудержной фантазией.
Литературный вечер при свечах. Такая форма проведения праздника оптимальна для лирических стихотворений классиков литературы, понятных детям. Их могут читать и дети и взрослые, а также мастера художественного слова, чьи выступления представлены в виде видеозаписей.
Вечера поэзии. Организуются именно осенним, зимним или весенним вечером, когда за окном уже темно, а в группе или музыкальном зале - особо уютно и даже таинственно, потому что приглушается свет и звучат великолепные строки признанных мастеров литературы.
Посиделки на основе фольклорных произведений. Организуются и в дни Масленицы, и к 1 апреля, и ранней осенью и поздней весной. Звучат на таких посиделках колыбельные, потешки, прибаутки, дразнилки, сказки, небывальщины… А народные музыкальные инструменты дополняют впечатления и помогает создать неповторимую атмосферу.
Даже традиционные календарные праздники становятся особыми, потому что сценарии основаны на полюбившихся детям произведениях литературы. Например, новогодний утренник «Дед Кокос» был создан на основе стихов современного писателя Андрея Усачева, а потом появились «Морозко», «Снежная королева», «По сказкам зарубежных писателей».
Надолго останутся в памяти детей и взрослых проведенные в нашем саду красочные, наполненные волшебными звуками музыки и поэзии, радостью и светом праздники!
Хотелось бы обратиться к впечатлениям мамы одной из воспитанниц о деятельности детского сада в этом направлении: «Как повезло моей дочери, что в течении стольких лет она видела только самое красивое, самое лучшее, самое доброе! Жизнь в нашем детском саду была яркой и незабываемой, а прекрасное всегда было рядом!»
Итак, литературно-музыкальные праздники:
- вызывают большой эмоциональный отклик у ребят, у родителей, у педагогов,
- благоприятствует раскрытию творческого потенциала детей и взрослых,
- способствует развитию интереса к литературе, музыке, хореографии, изобразительному искусству,
- вдохновляет на дальнейшую творческую деятельность,
- объединяет детей и взрослых, детский сад и семью.
Необходимо еще раз отметить, что важными условиями полноценной реализации задач является взаимодействие всех участников образовательного процесса.
При подготовке и проведении литературно-музыкального праздника учитель-логопед совместно с воспитателями группы определяют задачи речевого развития каждого ребенка в зависимости от темы литературной недели; осуществляют выбор произведений для прочтения на празднике в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; обучают ребенка приемам выразительного чтения, «работают» над грамматической и семантической сторонами речи и звукопроизношением. Музыкальный руководитель осуществляет выбор музыкальных произведений, подготовку с детьми музыкальных и хореографических номеров, инсценировок. Воспитатель информирует родителей, организует взаимодействие с семьями, изготовление атрибутов костюмов. Старший воспитатель является координатором деятельности педагогов, организует обсуждение планируемых и проведенных мероприятий, обобщает положительный опыт.
Развивающая предметно-пространственная среда. Нужна богатая библиотека произведений детской литературы в соответствии с программой детского чтения, разнообразные изобразительные материалы и виды театров для экспликации художественных впечатлений. В музыкальном зале, где, как правило, организуются литературно-музыкальные праздники, необходимыми являются мультимедийное оборудование, обширная и разнообразная аудиотека, видеотека, детские музыкальные инструменты, детские и взрослые костюмы и элементы костюмов для создания выразительных образов. Важно, чтобы пространство могло трансформироваться, изменяться в зависимости от задач, определяемых педагогами, от темы и возраста детей.
Компетентность педагогов. У педагогического коллектива МКДОУ № 110 есть счастливая возможность осуществлять образовательную деятельность при осуществлении научного консультирования ведущим специалистом в области дошкольного образования города Новосибирска - заведующим отделом профилактической работы с образовательными организациями, семьей и детьми городского центра образования и здоровья «Магистр», доцентом НГПУ Т.Д. Яковенко. Совместно со старшим воспитателем она организует семинары, практикумы, литературные гостиные, которые способствуют развитию у педагогов интереса к детской литературе, понимания важности и необходимости целенаправленной деятельности по приобщению дошкольника к книге, повышению методической и психологической компетентности. Такая целенаправленная деятельность содействует высокому уровню организации литературно-музыкальных праздников.
В заключении можно отметить, что именно такая форма, как литературно-музыкальный праздник, является качественной и современной формой организации образовательной деятельности, взаимодействия детского сада и семьи. Праздник позволяет объединить всех участников образовательных отношений темой, именем талантливого писателя, многообразием деятельностей, которые можно организовать вокруг литературных произведений одного или нескольких авторов, способствует созданию благоприятных условий для развития речи, коммуникативных, творческих способностей, познавательного интереса, установлению особых взаимоотношений между детьми и взрослыми, между сверстниками.
Таким образом, организация литературной недели, ее кульминация – литературно-музыкальный праздник являются эффективным средством решения коррекционно-развивающих образовательных задач в условиях детского сада для детей с нарушениями речевого развития.