Робототехника – из настоящего в будущее

Дата публикации: 2018-10-03 14:00:01
Статью разместил(а):
Елисеева Светлана Васильевна

Робототехника – из настоящего в будущее

Автор: Елисеева Светлана Васильевна

МБДОУ «Детский сад №41 комбинированного вида»

Ленинградская область, Гатчинский район, посёлок Войсковицы

 

Я приветствую всех, кому небезразлична судьба будущих поколений, судьба тех, кто сейчас еще только начинает свою жизнь – наших детей, дошкольников. Общество, в котором мы живем, называется информационным. Главная его особенность заключается в том, что жизнь во всех сферах постоянно меняется, причем с очень большой скоростью. Известно, что каждое новое поколение (а поколения меняются каждые пять лет) должно усваивать в два раза больше информации, чем предыдущее. Причем, не только запомнить, но и уметь этой информацией оперировать, то есть применять ее. А применение требует таких свойств личности как интеллект и творчество.

Тема моей методической работы в ДОУ – «Конструирование и робототехника как средства развития творческого потенциала дошкольников». Ее выбор определялся тем, что современное общество испытывает потребность в людях, которые способны нестандартно решать возникающие проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Наши дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Человек должен не только владеть определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, уметь добывать эти знания сам, оперировать ими, он должен мыслить творчески и самостоятельно, уметь адаптировать и трансформировать полученный опыт к быстро меняющимся условиям.

Понимая все это, мы, в нашем МБДОУ №41 пос. Войсковицы Гатчинского района, решили развивать в детях творческое начало с самого раннего возраста – с ясельной группы, постепенно усложняя и разнообразя формы учебного и воспитательного воздействия. Для этого нами использовались различные виды конструкторов – сначала простейших, а потом все более сложных.

В любом конструкторе есть небольшие детали и, чтобы дети могли ими манипулировать, мы начали с пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Это – массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, пальчиковые игры, которые сопровождаются рифмованными текстами и движениями в такт с ними. Пальчиковая гимнастика – уникальный способ развития детей. Во-первых, она позволяет развить чувственную сферу (осязание), что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура. Во-вторых, развитие свободных, согласованных, точных, дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук позволяет лучше овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием, например, застёгивание пуговиц. И, в-третьих, высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей. Таким образом, в первый год нам удалось развить мелкую моторику малышей и подготовить их к конструированию.

В младшей группе мы использовали конструктор «Собирай-ка!» – развивающий конструктор, в котором детали довольно крупные и по форме похожи на молекулы. Интерес к конструкторской работе у детей возник сразу. Поначалу мы собирали фигуры по инструкции, но скоро дети стали отходить от шаблона, привносить что-то свое, проявлять фантазию. А это и есть начало творчества, когда ребенок что-то знакомое видоизменяет, добавляет новые элементы. А потом начался этап творчества, когда дети, стремясь превзойти друг друга в оригинальности, начали придумывать свои фигуры.

Итак, к концу обучения в младшей группе мы отметили, что у детей сформировался стойкий интерес к конструкторским занятиям, стали проявляться элементы творческой деятельности.

В средней группе мы перешли к работе с конструктором Лего. Лего – это развивающий конструктор, который собирается из маленьких составных частей и способствует развитию навыка моделирования. Конструктор Лего помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Эксперименты с Лего помогают развить творческие способности и воображение, Лего – это открытое пространство для деятельности, которое предоставляет свободную игру. Творческая игра стимулирует воображение ребенка, которое обеспечивает умственную активность.

Изучая педагогический опыт, мы заметили, что конструкторы Лего начинают многими воспитателями использоваться с детьми более старшего возраста, учителя начальной школы также успешно их применяют для развития учебного и творческого потенциала младших школьников. Но мы решили рискнуть и начать процесс конструирования уже в среднем дошкольном возрасте. Практика показала, что в таком возрасте Лего предоставляет возможности для разнообразного игрового творчества, дети могут придумывать новые и интересные идеи многократно. Возможности Лего бесконечны – это расширяет воображение, развивает концентрацию, процесс построения модели принуждает к сосредоточению и проявлению мастерства. Дети могут творить все, что их душе угодно, они могут разбирать конструкции до основания, а затем строить их заново.

Мышление, умение решать проблемы, концентрация и внимание – все это применяется при конструировании с Лего. Мы увидели, что в процессе активной работы детей по конструированию, исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству не только существенно улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. Работая парами, тройками, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие. В процессе коллективной работы появляются новые, зачастую фантастические идеи, которые дети, во что бы то ни стало, стремятся

воплотить. Нередко было такое, что дети, уходя домой, не оставляли свои попытки воплотить задуманное, привлекали к конструированию своих домашних. Так и родители многих детей, их старшие братья и сестры втянулись в творческую конструкторскую работу, и мы уже получали продукты творчества сразу нескольких поколений.

В старшей группе мы стали использовать конструктор Тико. Тико – это новейшая разработка трансформируемого игрового конструктора для обучения. Он состоит из различных многоугольников, из которых можно конструировать объемные тела обтекаемой формы – космические корабли, звездолеты, автомобили и многое другое. Эти же многоугольники можно использовать при изучении и конструировании объемных геометрических фигур и их разверток. К старшему дошкольному возрасту, наши воспитанники уже смогли справляться с деталями Тико, которые требуют крепких рук и точных движений. И здесь детям мало было только собирать фигуры по образцу. Поэтому часто задания давались лишь на определенную тему, например, «Космос» или «Волшебный мир», а остальное уже было делом самих ребят. К концу учебного года старшие дошкольники уже самостоятельно создавали целые сюжеты из конструктора Тико.

Во второй половине учебного года уже в старшей группе мы постепенно стали вводить основы робототехники и продолжили эту работу в подготовительной группе. Робототехника – создание из деталей специального конструктора движущихся моделей. Занятия робототехникой, общение детей в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Занятия робототехникой – не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный и развивающий инструмент. «Роботоконструирование» из конструкторов нового поколения, программирование, исследование, а также общение в процессе работы предоставляют уникальную возможность для детей дошкольного возраста освоить основы робототехники, создавая действующие модели роботов. Сначала мы использовали конструкторы

HUNA-MRT для начинающих – это наборы серии FUN&BOT и KICKY (MRT2). Все детали конструкторов пластмассовые, яркие. Конструкторы HUNA-MRT – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. К конструкторам прилагаются подробные инструкции и схемы по сборке деталей.

В процессе освоения конструктора HUNA-MRT, появилась идея воплощать задумки, комбинируя фигуры, созданные из двух конструкторов – знакомого Тико и нового HUNA-MRT. Это расширило возможности для творчества и разнообразило результат.

Затем мы уже стали использовать проектируемые конструкторы, то есть такие, которые могут двигаться. Детям понадобилось около двух месяцев, чтобы освоить новую технологию. Ну, а когда знания, умения и навыки были получены, детское творчество стало поистине безграничным. На сегодняшний день созданы движущиеся модели по темам «Насекомые», «Автомобили», «Животные», «Космос» и многие другое.

Эта деятельность дала толчок для рождения идеи создания мультипликационного фильма «Сказка о Колючке и других обитателях пустыни». И мы его создали!

Таким образом, применение технологии конструирования и робототехники в детском саду позволил нам существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению новому, организовать их творческую и исследовательскую работу в форме познавательной игры.

Отметим также, что такая работа дала еще один эффект. В нашей группе более половины детей имеют проблемы речевого развития и нуждаются в специальных занятиях с логопедом. Так вот, в ходе конструкторской деятельности у детей начала более активно развиваться и речь, что отметили специалисты, когда дети обучались еще в старшей группе. Так что, несомненно, за робототехникой – будущее ДОУ!