Туристически-экологический проект творческой направленности "Туристята с "Волшебной полянки"
Туристически-экологический проект творческой направленности
"Туристята с "Волшебной полянки"
Автор: Хлебникова Татьяна Николаевна
МБДОУ "Детский сад № 9 "Волшебная полянка", г. Приморско-Ахтарск
«Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком
всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще
раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский
Тип проекта: комплексный
По содержанию: туристическо-оздоровительный, экологический, творческий
По числу участников: массовый
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: дети, родители, педагогический коллектив ДОУ.
Развитие фундаментальных интегративных качеств ребенка, личностных достижений, которые в будущем могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем мире – главная задача современного дошкольного образования. Основанием для классификации интегративных качеств дошкольника с учетом ФГОС как результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования является выделение сфер развития ребенка, в первую очередь, личностной, физической и интеллектуальной.
Дошкольное детство – особая пора. Современное дошкольное образовательное учреждение должно синхронизировать процессы образования и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен стать субъектом собственной жизнедеятельности, понять свой потенциал, поверить в собственные силы, научиться быть успешным в деятельности.
Уже с дошкольного возраста у ребенка формируются ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, самоорганизация, самообразование - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность, необходимые ему для вхождения в социум. Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы содействовать ребенку в овладении ключевыми компетенциями.
По достижении возраста 6,5 лет дошкольное детство наших детей заканчивается, и они готовятся к поступлению в первый класс. Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Педагоги пришли к единому мнению о том, что именно здоровье дошкольника является основой его познавательной и творческой деятельности и определили роль туристическо – экологических прогулок в решении оздоровительных задач, задач экологического характера и творчества детей дошкольного возраста в отражении окружающего мира.
Цель: повышение уровня дошкольной зрелости воспитанников ДОУ через интеграцию образовательных областей.
Задачи: Спортивно-оздоровительные:
· укрепление здоровья детей;
· развитие координационных видов способностей и выносливости;
· совершенствование естественных видов движений, выполнение двигательных заданий на ориентировку в пространстве, обогащение двигательного опыта (простейшие упражнения многоборья);
· формирование дружеских взаимоотношений дошкольников в процессе игровой туристической деятельности.
Экологические:
· воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятия ее красоты и многообразия;
· формирование знаний о природе;
· развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение;
· формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
· развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
· воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
· вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
· формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
· развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Творческие:
· воспитание эмоционально – эстетического отношения к явлениям природы;
· развитие самостоятельного применения изобразительных умений и навыков в отражении увиденного во время прогулки;
· формирование умения выражать через рисунок свое отношение к действительности;
· развитие представлений у детей о многообразии красок в природе.
Актуальность: Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.
Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, творческой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Каждый выход на улицу, для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать, отражать творчески.
Особое значение в развитии детей уделяется туристическим прогулкам в природу. Туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект – это радостное общение с природой, положительные эмоции, возможность оценить свои силы и способность преодоления препятствий. Это прекрасное средство активного отдыха и интересного содержания досуга. Такие прогулки дают детям возможность знакомиться с многообразием органического мира, наблюдать за объектами и явлениями природы, ориентироваться на местности, с приспособляемостью организмов к среде обитания, с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе. Свои впечатления о природе, эмоции можно отражать рисунками, поделками, реально передавая состояния живых существ, их жизнь в различных условиях среды. Вместе со взрослыми изготавливать макеты различных зон природы. Нарисованные картинки, поделки, фотографии можно использовать для театрализованных игр, оформления, устных рассказов, в качестве подарков, выставок.
Туристические прогулки являются вполне приемлемой формой организации деятельности детей в ДОУ, поскольку происходит благоприятное влияние общения ребенка с природой на умственное, познавательное, физическое, эмоционально-эстетическое и творческое развитие ребенка.
Сотрудничество с родителями:
· проведение совместного похода на туристическую базу «Лотос»;
походы, туристические прогулки, спортивные игры на стадионе;
· совместная продуктивная деятельность;
· совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;
· сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу, на берегу моря;
· совместная работа родителей и детей (умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы);
· сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах;
· беседы о совместных прогулках в воскресные дни;
· рассматривание семейных фотоальбомов, фотоотчеты о совместных походах;
· планируется поездка в хутор Садки «Этнологический музей природы»;
· консультации, рекомендации, изготовление буклетов по теме;
· участие в семейном экологическом проекте «Упаковка» - (проблема мусора или вторая жизнь упаковки) - Лукьянов Илья 6лет – победитель конкурса.
Ресурсное обеспечение проекта: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр экологического содержания, материал для изобразительной деятельности; монитор (для просмотра мультимедийного видео), видеофильмы, демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».
Музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.
Родительская общественность поддерживает социально-значимый проект, инициированный педагогическим коллективом.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Составление плана – схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.
6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.
Содержание подготовленности детей по проекту. Беседы на темы:
1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.
Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.
2. Удивительный мир растений и животных.
Растения состоят из клеток, почему они зелёные. Разновидности стеблей «Живые барометры» - помощники туристят в определении изменения в состоянии погоды. Разнообразие растений в связи с почвенно- климатическими условиями. Растения родного края.
Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,
насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист - следопыт,
изучающий следы животных.
3. Как я устроен? Помогу себе сам.
Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения
Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,
мозговых центров.
Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинская помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.
Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.
Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных съедобных грибах. Осторожно - ядовиты!
4. Собирайся, дружок, в поход.
Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.
Малый, большой привал. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.
5. О карте.
Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.
Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.
6. С голубого ручейка начинается река...
Охраняемые территории, зачем они нужны. «Красная книга» просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.
Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки... - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!
Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.
7. Из похода возвратясь...
Юный турист исследователь природы. «Путевые заметки» - оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме. Участие туристят в природоохранных делах: очистке территории от мусора.
Предполагаемый результат:
· Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;
· интерес к познанию живой природы;
· сочувствие, сопереживание попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояния объекта, установка необходимых связей;
· проявление гуманных чувств к живому;
· овладение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки), морально волевыми качествами (быстрота, ловкость, выдержка, организованность, дисциплинированность);
· формирование представлений о здоровом образе жизни;
· формирование пространственных представлений, ориентирование на местности;
· воспитывать у детей личностную позицию в умении выражать через рисунок свое отношение к природе;
· поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.
Перспективный план на летний период
(старшая группа)
Направленность деятельности |
Тема |
Цель |
Материал |
||
Июнь |
|||||
Прогулка 1 |
|||||
ЗОЖ и физ.подготовка |
«Зарница» - детская спортивная игра.
|
Формирование интереса к здоровому образу жизни, развитие физической подготовки и патриотическое воспитание детей. Развивать психофизические качества (выносливость, скорость, силу, сноровку, быстроту, координацию движений). |
Оформление площадки: разноцветные флажки, транспаранты с надписями: «Зарница», «Старт», «Финиш», «Полевая кухня». Размечены игровые зоны для проведения каждого вида эстафет и заданий, месторасположение портфеля с «секретными документами». . |
||
Туризм |
«Краски лета» |
Продолжать работу по укреплению здоровья детей. Знакомить детей с красками лета. Продолжать обучение прыжкам в длину с места. Учить перебрасывать мячи двумя руками из-за головы через сетку. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками. |
Аптечка, корзинки, флажки, атрибуты для спортивных игр, питьевая вода. |
||
Художественно-эстетическое развитие |
«Цветущие кустарники вокруг нас…» |
Формировать умение рисовать кусты цветущих растений, выбирать правильную композицию кустарников на листе. Упражнять детей работать на палитре; совершенствовать технические приемы работы кистью. |
Планшеты, альбомы для набросков, простые карандаши, акварель, палитра, кисти, банки с водой. |
||
Прогулка 2 |
|||||
Экология |
Какие бывают почвы. |
Уточнять представления детей о разновидности почв, о приспособленности растений к разным почвам. Собрать массовый материал для экспериментирования (хвойную и лиственную землю) |
Емкости для массового материала, лупы, лопатки. |
||
Туризм |
«Вместе весело шагать…» |
Закреплять представление о здоровом образе жизни. Учить преодолевать трудности, совершенствовать физические качества (ловкость, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве). Доставить детям чувство радости. |
Аптечка, рюкзаки, мячи, скакалки, кегли, питьевая вода. |
||
Художественно-эстетическое развитие |
«Что такое наше лето?» |
Закреплять умение детей рисовать пейзажи, изображая небо и землю широкими полосами. Подвести детей к желанию нарисовать деревья, кусты, цветы, насекомых. Учить решать простейшие композиционные задачи – выбор вертикально или горизонтально расположенного листа. |
Планшеты, альбомы для набросков, цветные, простые карандаши, фломастеры. |
||
Июль |
|||||
Прогулка 3 |
|||||
Экология |
Насекомые: бабочки, кузнечики, муравьи, жуки. |
Формировать представления детей об особенностях внешнего вида насекомых, их поведении, о взаимосвязи с почвой, растениями, о приспособленности к среде обитания. |
Лупы, белая ткань. |
||
Туризм |
«Поле, лесополоса» |
Знакомить детей с окружающим миром. Совершенствовать двигательные способности детей. Упражнять в ходьбе, беге, прыжках. Закреплять навыки ориентировки в пространстве. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками. |
Аптечка, флажки, лошадки, атрибуты для игр, питьевая вода. |
||
Художественно-эстетическое развитие |
«Волшебная планета насекомых» |
Познакомить детей с насекомыми, которые живут в лесополосе. Учить передавать форму крыльев бабочек, стрекоз и других насекомых по наблюдению. Закреплять навыки рисования карандашами. (растушевка в одном направлении, накладывание более яркого цвета на менее яркий) |
Планшеты, альбомы, цветные карандаши. |
||
Прогулка 4 |
|||||
Экология |
«Птицы нашего края» |
Формировать представления детей о птицах нашего края. Развивать умение слушать пение птиц, узнавать их по голосу, умение видеть красоту природы и радоваться ей. |
|
||
Туризм |
«Зеленая страна» |
Продолжать знакомить детей с явлениями природы и окружающим миром. Совершенствовать умения и навыки адаптироваться к условиям природы и умение использовать ее для оздоровления. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Доставить детям чувство радости. |
Аптечка, атрибуты для подвижных игр, игр-эстафет с использованием природных материалов, питьевая вода. |
||
Художественно-эстетическое развитие |
«Птицы нашего края летом» |
Познакомить детей с новым графическим материалом – углем; учить работать в новой технике, рисуя двухплановый пейзаж. Воспитывать интерес к процессу рисования. |
Бумага, уголь, планшеты. |
||
Август |
|||||
Прогулка 5 |
|||||
Экология. |
«Деревья, как люди» |
Уточнять и закреплять знания детей о породах деревьев, их отличительных особенностях, приспособленности к сезонным изменениям в природе, о взаимосвязи с внешней средой (почва, влага, свет, тепло). Дать детям представление о пользе деревьев человеку, об охране деревьев. Собрать природный материал – шишки еловые и сосновые. |
Емкости для природного материала, лупы. |
||
Туризм, ЗОЖ |
«Путешествие в страну здоровья» |
Закаливать организм воздушными и солнечными ваннами. Формировать туристские умения и навыки. Содействовать формированию положительных личностных качеств с помощью движений выполняемых на местности. Воспитывать выносливость. Развивать силовые качества. Доставить детям радость. |
Аптечка, корзинки, флажки, атрибуты для игр, питьевая вода. |
||
Художественно-эстетическое развитие |
«Деревья в пейзаже» |
Учить детей делать набросок простым карандашом деревьев и кустарников в пейзаже. Продолжать учить решать композиционные задачи (чередование высоких, низких деревьев и кустарников) |
Ручные мольберты, бумага, карандаши цветные и простые, ластик. |
||
Прогулка 6 |
|||||
Экология |
«Парковая зона и пляж» Туристической базы «Лотос» |
Уточнять и расширять знания детей об Азовском море , на берегу которого находится база «Лотос». Формировать у детей экологические знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде. Развивать представления о природе родного края. |
Емкость для песка, лопатки, формочки для игры с песком. |
||
Туризм |
Встреча с дядюшкой «АУ» |
Продолжать учить детей в игровой форме с растительным и животным миром нашей местности, активно участвовать в развлечении. Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни. Воспитывать дружеские взаимоотношения. |
Аптечка, игрушки: белка, заяц, волк, барабан; шнуры, питьевая вода. |
||
Художественно-эстетическое развитие |
«Если с другом вышел в путь…» |
Работа на пленере. Учить детей работать на природе – рисовать с натуры. Развивать умение создавать сюжетную характеристику, включая изображаемый объект (море) в определенный пейзаж. Увидеть в рисунках детей то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы. |
Ручные мольберты, бумага, карандаши, восковые мелки, акварель, кисти, баночки для воды. |
Перспективный план
(подготовительная группа)
Направленность деятельности |
Тема |
Цель |
Материал |
|||||||
Сентябрь |
||||||||||
цикл мероприятий по теме |
||||||||||
Экология Литературная гостиная. |
«Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами»
|
Загадки о ягодах и грибах. Сказка «На лесной тропинке» Т. Шорыгина «Не ешь незнакомые ягоды в лесу" Г. Шалаева «Советы лесной мышки» Т. Шорыгина |
Чтение пословиц и поговорок. Игра "Откуда берётся мусор". Вопросы, беседы: 1.Почему нужно беречь и охранять природу? Отгадывание загадок. Игра "Съедобный грибок положи в кузовок". Вопросы беседы: 1.Назовите ядовитые ягоды и грибы. 2.Почему нельзя собирать незнакомые грибы и ягоды? (муляжи, презентация «Грибы съедобные и ядовитые», иллюстрации ядовитых ягод |
|||||||
Туризм |
«Что такое туризм?» |
Уточнить знания детей со значением слов туризм, туристы. Выявить знания детей о туризме. Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы. |
Просмотр презентации на видео. |
|||||||
Художественно-эстетическое развитие |
«Грибы и ягоды нашего края», |
Учить лепить грибы и ягоды, передавая форму и характерные особенности . Лепка конструктивным способом. Создание композиций из вылепленных грибов и ягод. |
Пластилин, стеки, салфетки влажные и сухие. Грибы и ягоды (настоящие или муляжи) |
|||||||
Консультация для родителей: «Детский туризм – дело серьезное» - Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к водоёму, знакомить детей с родным краем, оздоравливать детский организм, учить детей правилам безопасного поведения в природе. |
||||||||||
цикл мероприятий по теме |
||||||||||
Экология Литературная гостиная. |
"Хитрые ласки» Г, Шалаева «Что нельзя купить» В. Орлова «Наша планета» Я. Аким «Серёжа» |
Сформировать представление о том, что красота природы бесценна и её надо беречь и охранять. |
Чтение, рассматривание иллюстраций . Беседы о прочитанном. |
|||||||
Туризм |
Игра - исследование. «Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями» |
Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с прибором. Учить преодолевать трудности, совершенствовать физические качества (умение ориентироваться на местности). |
Компас,аптечка, рюкзаки, мячи, скакалки, кегли, питьевая вода. |
|||||||
Художественно-эстетическое развитие |
«Модель маршрута» и схема маршрута после туристического похода |
Закреплять умение детей рисовать схему маршрута, изображая объекты схематично и указывать путь стрелками. Учить решать простейшие композиционные задачи – выбор вертикально или горизонтально расположенного листа. |
Планшеты, альбомы для набросков, цветные, простые карандаши. |
|||||||
Октябрь |
||||||||||
цикл мероприятий по теме |
||||||||||
Экология |
Беседа «Глобус – модель земли. Моя Кубань» |
Обобщить знания детей о том, что планета Земля – это огромный шар, а глобус – модель Земли. Познакомить детей с двумя полюсами Земли – северным и южным. Дать понятие, что такое Мировой океан. Уточнить знания о своем крае, Родине, их географическом местоположении. Прививать патриотические чувства, любовь ко всему живому. |
Карта Краснодарского края, атлас «Автодороги Краснодарского края». Планкарта «Океан». Материал для зарисовок: ¼ листа бумаги, фломастеры (по одному на человека). Разрезная карта Краснодарского края (типа пазл).
|
|||||||
Туризм
|
«На туристичес- кой прогулке» |
Поднять эмоциональный настрой и настроение детей. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания. Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками. |
Аптечка, флажки, компас, питьевая вода. |
|||||||
Художественно-эстетическое развитие |
«Моя Кубань» - схемы-зарисовки о нашем крае |
Задание: Давайте попробуем сделать небольшие зарисовки - схемы о нашем крае. Каким вы его себе представляете? Чем он славится? Дети на небольших листах бумаги рисуют схемы и по очереди обосновывают их. Например, «солнце» - наш край солнечный, «волны» - зона отдыха, курортов, «горы» - туризм, отдых, «дерево» - край лесов, «рожь» - край полей, «овощи» - край богатого урожая и т. д. |
Карта Краснодарского края, атлас Планкарта «Океан». Материал для зарисовок: ¼ листа бумаги, фломастеры . |
|||||||
цикл мероприятий по теме |
||||||||||
Экология
|
Как правильно сделать гербарий |
Гербарий обычно делают с одной из двух целей. Одна из них – научно-познавательная. Вторая – декоративная, ведь из засушенных листьев и цветов можно сделать красивые панно, открытки, закладки для книг и другие предметы. Как делать гербарий, в первую очередь зависит от того, с какой целью он собирается и оформляется. |
Альбом для рисования, листочки с разных деревьев, разного цвета, бутоны цветов,веточки которые собрали на прогулке. Книга (для закладки листов на сушку). Утюг. |
|||||||
Туризм Игра - исследование.
|
«Что такое карта?» |
Вызвать интерес к рассматриванию карты, стремиться научиться её читать. Уточнить знания о своем крае, Родине, их географическом местоположении. Прививать патриотические чувства. Учить детей ориентироваться по карте своего города. |
Карта Краснодарского края, карта нашего города. |
|||||||
Художественно-эстетическое развитие Творческая мастерская.
|
«На туристической прогулке" Изготовление макета.
|
Познакомить детей с материалом, из которого будем лепить макет. Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение придумывать и лепить всё то, что встречается туристу на пути. Воспитывать интерес к процессу изготовления макета коллективно. |
Пластилин, коробочки, бумага, природный материал. Карандаши, фломастеры, картон, ножницы. |
|||||||
Работа с родителями: Вместе с детьми собрать и изготовить гербарий. |
||||||||||
НОЯБРЬ |
||||||||||
Цикл мероприятий «Здоровый образ жизни» |
||||||||||
"Познавательное развитие"
|
1. «Глаза – главные помощники» |
«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия..."
|
Загадывание загадок, рассматривание плакатов, иллюстраций по теме, гимнастика для глаз «Восьмерки», д/и «Полезно-вредно» |
|||||||
Памятка для родителей и детей «Глаза – главные помощники» |
||||||||||
"Познавательное развитие"
|
2. «Чтобы уши слышали» |
«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия..." |
Загадывание загадок, рассматривание плакатов – строение уха, иллюстраций по теме. Гимнастика для ушей (точечный массаж), игра «Полезно-вредно». |
|||||||
Литературная гостиная. Чтение произведений. |
Ознакомление детей с правилами безопасности посредством художественной литературы. |
Чтение. Вопросы беседы: 1. Почему нельзя выходить на лёд водоёма весной и в начале зимы? 2. В каких местах лёд может быть непрочным даже в сильные морозы? 3. Что нужно сделать, если лёд затрещал под ногами? |
"Волшебные вороны" Т. Шорыгина "Не ходи по льду водоёма" Г. Шалаева, Н. Иванова "Зима" М. Фисенко |
|||||||
Физподготовка. Зимние игры-эстафеты. |
Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.
|
Совершенствование такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. |
Игры, эстафеты, загадки о зимних видах спорта, презентация. |
|||||||
Памятка для родителей и детей «Чтобы уши слышали» (Правила, которые помогут сохранить слух на долгое время) |
ДЕКАБРЬ
Цикл мероприятий «Здоровый образ жизни»
"Познавательное развитие"
|
«Почему болят зубы» |
«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия..." |
Загадывание загадок, рассматривание плакатов- продуктов, полезных и вредных для зубов, иллюстраций по теме. Игра «Полезно-вредно». |
||
Работа с родителями. Памятка для родителей и детей «Почему болят зубы» Рекомендация «Что делать, чтобы у ребенка были здоровые зубы» (Как правильно чистить зубы; Чтобы зубы не болели; Содержите в чистоте зубную щетку; Ешьте то, что полезно для зубов.) |
|||||
"Познавательное развитие"
|
«Чистота – залог здоровья» |
«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия..." |
Чтение и заучивание стихотворения о чистоте. Загадывание загадок о предметах личной гигиены. Игра «Полезно-вредно». |
||
Работа с родителями. Памятка для родителей и детей «Чистота – залог здоровья» |
|||||
Художественно-эстетическое развитие Творческая мастерская.
|
«Календарь природы» - оформление своих наблюдений в альбом. |
Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности. |
Участие туристят в природоохранных делах: очистке территории от мусора.
|
ЯНВАРЬ
Экология. Познавательное развитие. |
"Правила безопасного поведения в лесу, в городе, у водоёма."(в холодное время года) |
Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, в городе, у водоёма. |
Просмотр презентации на видео. Беседа.Физподготовка. «Зимние игры и забавы» с родителями |
«Санный поезд» и «Хоккей с мячом» |
Совершенствование такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. |
учить правильно держать клюшку, перемещаться по площадке, менять темп - упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость, выносливость дать понятие, что зимние прогулки полезны для здоровья. |
|
Выставка рисунков |
«Зимние забавы», «Мы спортсмены» |
Увидеть в рисунках детей «Зимние забавы» кубанской зимы. О зимних видах спорта. |
Бумага, карандаши цветные и простые, акварель, гуашь, восковые мелки, ластик |
Беседы с родителями «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком интересной», «Зимние травмы». Час семейных встреч (постройка зимних фигур на участке)- при наличии снега и мороза Буклет «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (Закон Краснодарского края № 1539-КЗ от 21 июля 2008 года «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае») |
ФЕВРАЛЬ
Познавательное развитие ЗОЖ
|
«Путешествие в город «Витамин»
|
Закрепить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания. Сформировать понятия детей о пользе продуктов, содержащих витамины. Формировать познавательный интерес, внимание, активный и пассивный словарь. |
Беседы, иллюстрации: овощей, фруктов, ягод. Стихи и загадки о овощах, фруктах и ягодах. Чтение рассказов и сказок о пользе овощей.
|
Игра-исследование Туризм
|
"Придумай и отгадай" |
Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных предметов выбирать необходимые для похода, которые удобно переносить в рюкзаке. |
Набор предметов, необходимых в походе |
Творческая мастерская |
Книга «Здоровье» |
Давайте нарисуем и составим книгу полезных продуктов и назовем ее книгой «Здоровья», а когда мы будем знакомиться с другими витаминами, наша книга будет пополняться. Вы можете не только нарисовать полезный овощ или фрукт, но можете придумать свой рецепт. |
Продуктивная деятельность детей (Дети рисуют страницы книги здоровья).
|
"Познавательное развитие" Необычные виды туризма (презентация) |
Игра "Будь внимательным" |
Закрепить умение детей находить карточку с соответствующим видом туризма. |
(весло-водный туризм, конный, пеший, путешествие на воздушном шаре и т.д.) |
МАРТ
Литературная гостиная. Чтение.
|
«Наказание за незнание" М. Фисенко «Ландыш» Е. Серова
|
Познакомить детей с ядовитыми растениями; учить детей узнавать ядовитые растения.
|
Чтение произведений. Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Игра "Отыщи опасные растения". Игра "Ядовито или нет". Вопросы к беседе: - Какие ядовитые растения ты знаешь? |
Творческая мастерская
|
«Рюкзачок с кармашками» (коллективная композиция) |
Вызвать у детей интерес к составлению оригинальной композиции с заменяемыми деталями в кармашках (рюкзачок с его содержимым). Учить создавать открывающиеся бумажные детали (карманы, клапаны на рюкзаке). Развивать глазомер, координацию глаза и руки. |
Беседа о туристах и о туризме; рассматривание настоящего туристического рюкзака с его содержимым (фонарик, котелок, кружка, ложка, кепка, фотоаппарат, сухари, бублики, консервные банки и пр.): рассматривание иллюстраций и фотографий на тему туризма. Посещение магазина спорттоваров. |
Познавательное развитие. Мир вокруг нас. |
"Животный и растительный мир родного края» |
Выявить уровень знаний детей о животных и растениях родного края, о том, что некоторые виды занесены в Красную книгу, для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями. |
Просмотр презентации на видео. Беседа |
Консультация для родителей "Как научить детей любить и беречь природу" - Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание. Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться. Рекомендация родителям воспитанников: Посетить магазин «Спорттовары», «Туризм и отдых» для знакомства со снаряжением и экипировкой туриста. |
АПРЕЛЬ
Экология. Познавательное развитие. |
«Что мы знаем о воде, говорят она везде»
|
Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. |
Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой. |
Литературная гостиная. Слушание музыкальных произведений, пение знакомых песен. Чтение. |
Речёвка «Мы туристы» Песни «Когда мои друзья со мной"» Вместе весело шагать" |
Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их, объяснить детям, что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа. |
Разучивание туристских речёвок, песен |
Туризм. Экология. (с родителями воспитанников) |
В весенний парк |
Формировать у детей экологические знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде. Развивать представления о природе родного края. Выявить знания о деревьях, кустарниках и травах нашего края. |
Продуктивная деятельность детей, отражающая впечатления от похода (составление фотоотчета, поделки из собранного природного материала, выставки работ) |
Литературная гостиная. Чтение. |
правила поведения на воде. |
Чтение. Вопросы к беседе: 1. Какие правила поведения на воде вы знаете? 2. Почему нельзя купаться в незнакомом месте? 3. Чем опасны шалости на воде |
"Как Стобед бросил бутылку, и что из этого вышло." Д. Орлова "Не купайся в запрещённых местах" Г. Шалаева и Н. Иванова "Как Владик с Катей ходили купаться" М. Фисенко |
После туристического похода семьи получают задания: нарисовать маршрут похода, нарисовать рисунки для оформления группового альбома по теме «Как мы ходили в поход», принести фотографии. |
МАЙ
Литературная гостиная. Чтение. |
Загадывание загадок. "Гроза" А. Барто "Гроза" В. Лившиц Пословицы, народные приметы. |
Дать знания о правилах поведения при грозе. |
Заучивание «Гроза» А.Барто. Беседа по произведениям. Отражение впечатлений в продуктивной деятельности. |
Туризм. Экология. (с родителями воспитанников) |
«Парковая зона и пляж» Туристической базы «Лотос» -в весенний период. |
Расширять знания детей об Азовском море , на берегу которого находится база «Лотос». Формировать у детей экологические знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде. Развивать представления о природе родного края. |
Емкости для сбора красивых ракушек и камешков; мешки для сбора мусора с побережья, лопатки, грабельки. Атрибуты для спортивных игр. Вода для питья. Аптечка. |