Туристически-экологический проект творческой направленности "Туристята с "Волшебной полянки"

Дата публикации: 2018-11-18 19:23:12
Статью разместил(а):
Хлебникова Татьяна Николаевна

Туристически-экологический проект творческой направленности

"Туристята с "Волшебной полянки"

Автор: Хлебникова Татьяна Николаевна

МБДОУ "Детский сад № 9 "Волшебная полянка", г. Приморско-Ахтарск

                                                          «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком

всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще

 раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский

 

Тип проекта: комплексный

По содержанию: туристическо-оздоровительный, экологический, творческий

По числу участников: массовый

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: дети, родители, педагогический коллектив ДОУ.

Развитие фундаментальных интегративных качеств ребенка, личностных достижений, которые в будущем могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем  мире – главная задача современного дошкольного образования. Основанием для классификации интегративных  качеств дошкольника с учетом  ФГОС как результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования является выделение сфер развития ребенка, в первую очередь, личностной, физической и интеллектуальной.

Дошкольное детство – особая пора. Современное дошкольное образовательное учреждение должно синхронизировать процессы образования и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен стать субъектом собственной жизнедеятельности, понять свой потенциал, поверить в собственные силы, научиться быть успешным в деятельности.

Уже с дошкольного возраста у ребенка формируются ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, самоорганизация, самообразование - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность, необходимые ему для вхождения в социум. Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы содействовать ребенку в овладении ключевыми компетенциями.

По достижении возраста 6,5 лет дошкольное детство наших детей заканчивается, и они готовятся к поступлению в первый класс. Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.  

Педагоги пришли к единому мнению о том, что именно здоровье дошкольника является основой его познавательной и творческой деятельности и определили роль  туристическо – экологических прогулок в решении оздоровительных задач, задач экологического характера и творчества детей дошкольного возраста в отражении окружающего мира.

Цель: повышение уровня дошкольной зрелости воспитанников ДОУ через интеграцию образовательных областей.

Задачи: Спортивно-оздоровительные:

·        укрепление здоровья детей;

·        развитие координационных видов способностей и выносливости;

·        совершенствование естественных видов движений, выполнение двигательных заданий на ориентировку в пространстве, обогащение двигательного опыта (простейшие упражнения многоборья);

·        формирование дружеских взаимоотношений дошкольников в процессе игровой туристической деятельности.

Экологические:

·        воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятия ее красоты и  многообразия;

·        формирование знаний о природе;

·        развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение;

·        формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

·        развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

·        воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

·        вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

·        формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

·        развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

Творческие:

·        воспитание эмоционально – эстетического отношения к явлениям природы;

·        развитие самостоятельного применения изобразительных умений и навыков в отражении увиденного во время прогулки;

·        формирование умения выражать через рисунок свое отношение к действительности;

·        развитие представлений у детей о многообразии красок в природе.

Актуальность: Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.

Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей  живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, творческой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Каждый выход на улицу, для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать, отражать творчески.

Особое значение в развитии детей уделяется туристическим прогулкам в природу. Туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект – это радостное общение с природой, положительные эмоции, возможность оценить свои силы и способность преодоления препятствий. Это прекрасное средство активного отдыха и  интересного содержания досуга. Такие прогулки дают детям возможность знакомиться с многообразием органического мира, наблюдать за объектами и явлениями природы, ориентироваться на местности, с приспособляемостью организмов к среде обитания, с проблемами  охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе.  Свои впечатления о природе, эмоции можно отражать рисунками, поделками, реально передавая состояния живых существ, их жизнь в различных условиях среды. Вместе со взрослыми изготавливать макеты различных зон природы. Нарисованные картинки, поделки, фотографии можно использовать для театрализованных игр, оформления, устных рассказов, в качестве подарков, выставок.

Туристические прогулки являются вполне приемлемой формой организации деятельности детей в ДОУ, поскольку происходит благоприятное влияние общения ребенка с природой на умственное,  познавательное, физическое, эмоционально-эстетическое и творческое развитие ребенка.

Сотрудничество с родителями:

·      проведение совместного похода на туристическую базу «Лотос»;

походы, туристические прогулки, спортивные игры на стадионе;

·      совместная продуктивная деятельность;

·      совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;

·      сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу, на берегу моря;

·      совместная работа родителей и детей (умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы);

·      сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах;

·      беседы о совместных прогулках в воскресные дни;

·      рассматривание семейных  фотоальбомов, фотоотчеты о совместных походах;

·      планируется поездка в хутор Садки «Этнологический музей природы»;

·      консультации, рекомендации, изготовление буклетов по теме;

·      участие в семейном экологическом проекте «Упаковка» - (проблема мусора или вторая жизнь упаковки)  - Лукьянов Илья  6лет – победитель конкурса.

 

Ресурсное обеспечение проекта: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр экологического  содержания, материал для изобразительной деятельности; монитор (для просмотра мультимедийного видео), видеофильмы, демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».

Музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

Родительская общественность поддерживает социально-значимый проект, инициированный педагогическим коллективом.

  

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план   с родителями).

3. Составление плана – схемы проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.

6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.

Содержание  подготовленности детей по проекту. Беседы на темы:

1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.

Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом.  Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.

2. Удивительный мир растений и животных.

Растения состоят из клеток, почему они зелёные. Разновидности стеблей «Живые барометры» - помощники туристят в определении изменения в состоянии погоды. Разнообразие растений в связи с почвенно- климатическими условиями. Растения родного края.

Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,

насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист - следопыт,

изучающий следы  животных.

3. Как я устроен? Помогу себе сам.

Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения

Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,

мозговых центров.

Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинская помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.

Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.

Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных съедобных грибах. Осторожно - ядовиты!

4. Собирайся, дружок, в поход.

Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.

Малый, большой привал. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.

5. О карте.

Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.

Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.

6. С голубого ручейка начинается река...

Охраняемые территории, зачем они нужны. «Красная книга» просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.

Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки... - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!

Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.

7. Из похода возвратясь... 

 Юный турист исследователь природы. «Путевые заметки» - оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме. Участие туристят в природоохранных делах: очистке территории от мусора.

 

Предполагаемый результат:

·        Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;

·        интерес к познанию живой природы;

·        сочувствие, сопереживание  попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояния объекта, установка необходимых связей;

·        проявление  гуманных чувств к живому;

·        овладение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки), морально волевыми качествами (быстрота, ловкость, выдержка, организованность, дисциплинированность);

·        формирование представлений о здоровом образе жизни;

·        формирование пространственных представлений, ориентирование на местности;

·        воспитывать у детей личностную позицию в умении выражать через рисунок свое отношение к природе;

·        поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.

 

Перспективный план на летний период

(старшая группа)

Направленность деятельности

Тема

Цель

Материал

Июнь

Прогулка 1

ЗОЖ и физ.подготовка

«Зарница» - детская спортивная игра.

 

Формирование интереса к здоровому образу жизни, развитие физической подготовки и патриотическое воспитание детей.

Развивать психофизические качества (выносливость, скорость, силу, сноровку, быстроту, координацию движений).
Воспитывать нравственные качества: патриотизм, инициативу, самостоятельность, сознательную дисциплину, взаимопомощь, дружбу.

Оформление площадки: разноцветные флажки, транспаранты с надписями: «Зарница», «Старт», «Финиш», «Полевая кухня». Размечены игровые зоны для проведения каждого вида эстафет и заданий, месторасположение портфеля с «секретными документами». .

Туризм

«Краски лета»

Продолжать работу по укреплению здоровья детей. Знакомить детей с красками лета. Продолжать обучение прыжкам в длину с места. Учить перебрасывать мячи двумя руками из-за головы через сетку. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками.

Аптечка, корзинки, флажки, атрибуты  для спортивных игр, питьевая вода.

Художественно-эстетическое развитие

«Цветущие кустарники вокруг нас…»

Формировать умение рисовать кусты цветущих растений, выбирать правильную композицию  кустарников на листе. Упражнять детей работать на палитре; совершенствовать технические приемы работы кистью.

Планшеты, альбомы для набросков, простые карандаши, акварель, палитра, кисти, банки с водой.

 Прогулка 2

Экология

Какие бывают почвы.

Уточнять представления детей о разновидности почв, о приспособленности растений к разным почвам. Собрать массовый материал для экспериментирования (хвойную и лиственную землю)

Емкости для массового материала, лупы, лопатки.

Туризм

«Вместе весело шагать…»

Закреплять представление о здоровом образе жизни. Учить преодолевать трудности, совершенствовать физические качества (ловкость, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве). Доставить детям чувство радости.

Аптечка, рюкзаки, мячи, скакалки, кегли, питьевая вода.

Художественно-эстетическое развитие

«Что такое наше лето?»

Закреплять умение детей рисовать пейзажи, изображая небо и землю широкими полосами. Подвести детей к желанию нарисовать деревья, кусты, цветы, насекомых. Учить решать простейшие композиционные задачи – выбор вертикально или горизонтально расположенного листа.

Планшеты, альбомы для набросков, цветные, простые карандаши, фломастеры.

Июль

 Прогулка 3

Экология

Насекомые: бабочки, кузнечики, муравьи, жуки.

Формировать представления детей об особенностях внешнего вида насекомых, их поведении, о взаимосвязи с почвой, растениями, о приспособленности к среде обитания.

Лупы, белая ткань.

Туризм

«Поле, лесополоса»

Знакомить детей с окружающим миром. Совершенствовать двигательные способности детей. Упражнять в ходьбе, беге, прыжках.

Закреплять навыки ориентировки в пространстве.  Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками.

Аптечка, флажки, лошадки, атрибуты для игр, питьевая вода.

Художественно-эстетическое развитие

«Волшебная планета насекомых»

Познакомить детей с насекомыми, которые живут в лесополосе. Учить передавать форму крыльев бабочек, стрекоз и других насекомых по наблюдению. Закреплять навыки рисования карандашами. (растушевка в одном направлении, накладывание более яркого цвета на менее яркий)

Планшеты, альбомы, цветные карандаши.

 Прогулка 4

Экология

«Птицы нашего края»

Формировать представления детей о птицах нашего края. Развивать умение слушать пение птиц, узнавать их по голосу, умение видеть красоту природы и радоваться ей.

 

Туризм

«Зеленая страна»

Продолжать знакомить детей с явлениями природы и окружающим миром. Совершенствовать умения и навыки адаптироваться к условиям природы и умение использовать ее для  оздоровления. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Доставить детям чувство радости.

Аптечка, атрибуты для  подвижных игр, игр-эстафет с использованием природных материалов, питьевая вода.

Художественно-эстетическое развитие

«Птицы  нашего края летом»

Познакомить детей с новым графическим материалом – углем; учить работать в новой технике, рисуя двухплановый пейзаж. Воспитывать интерес к процессу рисования.

Бумага, уголь, планшеты.

Август 

 Прогулка 5

Экология.

«Деревья, как люди»

Уточнять и закреплять знания детей о породах деревьев, их отличительных особенностях, приспособленности к сезонным изменениям в природе, о взаимосвязи с внешней средой (почва, влага, свет, тепло). Дать детям представление о пользе деревьев человеку, об охране деревьев. Собрать природный материал – шишки еловые и сосновые.

Емкости для природного материала, лупы.

Туризм, ЗОЖ

«Путешествие в страну здоровья»

Закаливать организм воздушными и солнечными ваннами. Формировать туристские умения и навыки. Содействовать формированию положительных личностных качеств с помощью движений выполняемых на местности. Воспитывать выносливость. Развивать силовые качества. Доставить детям радость.

Аптечка, корзинки, флажки, атрибуты для игр, питьевая вода.

Художественно-эстетическое развитие

«Деревья в пейзаже»

Учить детей делать набросок простым карандашом деревьев и кустарников в пейзаже. Продолжать учить решать композиционные задачи (чередование высоких, низких деревьев и кустарников)

Ручные мольберты, бумага, карандаши цветные и простые, ластик.

 Прогулка 6

Экология

«Парковая зона и пляж» Туристической  

базы «Лотос»

Уточнять и расширять знания детей  об Азовском море , на берегу которого находится  база «Лотос».  Формировать у детей экологические знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде. Развивать представления о природе родного края.
Называть  особенности  нашего моря (соленое, мелкое, теплое), обитателей воды и растительности. Собрать речной песок , ракушки для экспериментирования.

Емкость для песка, лопатки, формочки для игры с песком.

Туризм

Встреча с дядюшкой «АУ»

Продолжать учить  детей в игровой форме с растительным и животным миром нашей местности, активно участвовать в развлечении.

Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Аптечка, игрушки: белка, заяц, волк, барабан; шнуры, питьевая вода.

Художественно-эстетическое развитие

«Если с другом вышел в путь…»

Работа на пленере. Учить детей работать на природе – рисовать с натуры. Развивать умение создавать сюжетную характеристику, включая изображаемый объект (море) в определенный пейзаж. Увидеть в рисунках детей то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

Ручные мольберты, бумага, карандаши, восковые мелки, акварель, кисти, баночки для воды.

 

Перспективный план

(подготовительная группа)

Направленность деятельности

Тема

Цель

Материал

Сентябрь

 цикл мероприятий по теме

Экология

Литературная гостиная.

 «Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами»

 

 

Загадки о ягодах и грибах. Сказка «На лесной тропинке»                    Т. Шорыгина

 «Не ешь незнакомые ягоды в лесу"                            Г. Шалаева

«Советы лесной мышки» Т. Шорыгина

Чтение пословиц и поговорок. Игра

"Откуда берётся мусор".

Вопросы, беседы:

1.Почему нужно беречь

и охранять природу?

Отгадывание загадок. Игра "Съедобный грибок положи в кузовок".

Вопросы беседы:

1.Назовите ядовитые ягоды и грибы.

2.Почему нельзя собирать незнакомые грибы и ягоды?

 (муляжи, презентация «Грибы съедобные и ядовитые», иллюстрации ядовитых ягод

Туризм

 «Что такое туризм?»

Уточнить знания  детей со  значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

Просмотр презентации на видео.

Художественно-эстетическое развитие

«Грибы и ягоды нашего края»,

Учить лепить грибы и ягоды, передавая форму и характерные особенности . Лепка конструктивным способом. Создание композиций из вылепленных  грибов и ягод.

Пластилин, стеки, салфетки влажные и сухие. Грибы и ягоды (настоящие или муляжи)

Консультация для родителей: «Детский туризм – дело серьезное» - Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к водоёму, знакомить детей с родным краем, оздоравливать детский организм, учить детей правилам безопасного поведения в природе.

  цикл мероприятий по теме

Экология

Литературная гостиная.

"Хитрые ласки»

Г, Шалаева

«Что нельзя купить»

В. Орлова

«Наша планета»

Я. Аким «Серёжа»

Сформировать представление о том, что красота

природы  бесценна и её надо беречь и

охранять.

Чтение, рассматривание иллюстраций .

Беседы о прочитанном.

Туризм

Игра - исследование. «Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями»

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с прибором. Учить преодолевать трудности, совершенствовать физические качества (умение  ориентироваться  на местности).

Компас,аптечка, рюкзаки, мячи, скакалки, кегли, питьевая вода.

Художественно-эстетическое развитие

«Модель маршрута» и схема маршрута после туристического похода

Закреплять умение детей рисовать схему маршрута, изображая объекты схематично и указывать путь стрелками. Учить решать простейшие композиционные задачи – выбор вертикально или горизонтально расположенного листа.

Планшеты, альбомы для набросков, цветные, простые карандаши.

Октябрь

 цикл мероприятий по теме

Экология

Беседа «Глобус – модель земли. Моя Кубань»

Обобщить знания детей о том, что планета Земля – это огромный шар, а глобус – модель Земли. Познакомить детей с двумя полюсами Земли – северным и южным. Дать понятие, что такое Мировой океан. Уточнить знания о своем крае, Родине, их географическом местоположении. Прививать патриотические чувства, любовь ко всему живому.

 Карта Краснодарского края, атлас «Автодороги Краснодарского края». Планкарта «Океан». Материал для зарисовок: ¼  листа бумаги, фломастеры (по одному на человека). Разрезная карта Краснодарского края (типа пазл).

 

Туризм

 

«На туристичес-

кой   прогулке»

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания. 

Способствовать освоению, простейших 

туристических 

умений и навыков. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками.

Аптечка, флажки, компас, питьевая вода.

Художественно-эстетическое развитие

«Моя Кубань» - схемы-зарисовки о нашем крае

Задание:  Давайте попробуем сделать небольшие зарисовки - схемы о нашем крае. Каким вы его себе представляете? Чем он славится? Дети на небольших листах бумаги рисуют схемы и по очереди обосновывают их. Например, «солнце» - наш край солнечный, «волны» - зона отдыха, курортов, «горы» - туризм, отдых, «дерево» - край лесов, «рожь» - край полей, «овощи» - край богатого урожая и т. д.

Карта Краснодарского края, атлас Планкарта «Океан». Материал для зарисовок: ¼  листа бумаги, фломастеры .

  цикл мероприятий по теме

Экология

 

Как правильно сделать гербарий

Гербарий обычно делают с одной из двух целей. Одна из них – научно-познавательная. Вторая – декоративная, ведь из засушенных листьев и цветов можно сделать красивые панно, открытки, закладки для книг и другие предметы. Как делать гербарий, в первую очередь зависит от того, с какой целью он собирается  и оформляется.

Альбом для рисования, листочки с разных деревьев, разного цвета, бутоны цветов,веточки которые собрали на прогулке.  Книга (для закладки листов на сушку). Утюг.

Туризм

Игра - исследование.

 

«Что такое карта?»

Вызвать интерес к рассматриванию

карты, стремиться научиться её читать. Уточнить знания о своем крае, Родине, их географическом местоположении. Прививать патриотические чувства. Учить детей  ориентироваться по карте своего города.

Карта Краснодарского края, карта нашего города.

Художественно-эстетическое развитие

Творческая мастерская.

 

«На

туристической

 прогулке"

Изготовление макета.

 

Познакомить детей с материалом,  из которого будем лепить макет.    

Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение придумывать и лепить всё то, что встречается туристу на пути. Воспитывать интерес к процессу  изготовления макета коллективно.

Пластилин, коробочки, бумага, природный материал. Карандаши, фломастеры, картон, ножницы.

Работа с родителями: Вместе с детьми собрать и изготовить гербарий. 

НОЯБРЬ

Цикл мероприятий «Здоровый образ жизни» 

"Познавательное развитие"

 

1. «Глаза – главные помощники»

«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия..."

 

Загадывание загадок, рассматривание плакатов, иллюстраций  по теме, гимнастика для глаз «Восьмерки», д/и «Полезно-вредно»

Памятка для родителей и детей «Глаза – главные помощники»

"Познавательное развитие"

 

2. «Чтобы уши слышали»

«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия..."

Загадывание загадок, рассматривание плакатов – строение уха, иллюстраций  по теме. Гимнастика для ушей (точечный массаж), игра «Полезно-вредно».

Литературная гостиная.

Чтение произведений. 

Ознакомление детей с правилами безопасности посредством художественной литературы.

Чтение. Вопросы беседы:

1. Почему нельзя выходить на лёд водоёма весной и в начале зимы?

2. В каких местах лёд может быть непрочным даже в сильные морозы?

3. Что нужно сделать, если лёд затрещал под ногами? 

"Волшебные вороны"

Т. Шорыгина

"Не ходи по

льду водоёма"

Г. Шалаева,

Н. Иванова

"Зима"

М. Фисенко

Физподготовка. Зимние игры-эстафеты.

Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.

 

Совершенствование такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность.

Игры, эстафеты, загадки о зимних видах спорта, презентация.

Памятка для родителей и детей «Чтобы уши слышали»

(Правила, которые помогут сохранить слух на долгое время)

 

ДЕКАБРЬ

Цикл мероприятий «Здоровый образ жизни» 

"Познавательное развитие"

 

 «Почему болят зубы»

«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия..."

Загадывание загадок, рассматривание плакатов- продуктов, полезных и вредных для зубов,

иллюстраций  по теме. Игра «Полезно-вредно».

Работа с родителями.

Памятка для родителей и детей «Почему болят зубы»

Рекомендация «Что делать, чтобы у ребенка были здоровые зубы»

(Как правильно чистить зубы; Чтобы зубы не болели;   Содержите в чистоте зубную щетку; Ешьте то, что полезно для зубов.)

"Познавательное развитие"

 

«Чистота – залог здоровья»

«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия..."

Чтение и заучивание

стихотворения о чистоте. Загадывание загадок о предметах личной гигиены.

Игра  «Полезно-вредно».

Работа с родителями.

Памятка для родителей и детей «Чистота – залог здоровья» 

Художественно-эстетическое развитие

Творческая мастерская.

 

 «Календарь природы» - оформление своих наблюдений в альбом. 

Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности.

Участие туристят в природоохранных делах:

очистке территории от мусора.

 

ЯНВАРЬ

Экология. Познавательное развитие. 

"Правила безопасного

поведения в

лесу, в городе, у водоёма."(в холодное время года)

Закреплять знания детей о

безопасном поведении в лесу, в городе,

у водоёма.

Просмотр презентации на видео.

Беседа.Физподготовка. «Зимние игры и забавы» с родителями 

 

«Санный поезд» и «Хоккей с мячом»

Совершенствование такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. 

учить правильно держать клюшку, перемещаться по площадке, менять темп -  упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость, выносливость                                                                                                                                                                          дать понятие, что зимние прогулки полезны для здоровья.        

Выставка рисунков

 «Зимние забавы»,     «Мы спортсмены»

Увидеть в рисунках детей «Зимние забавы» кубанской зимы. О зимних видах спорта.

Бумага, карандаши цветные и простые, акварель,

гуашь, восковые мелки, ластик

Беседы с родителями «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком интересной», «Зимние травмы».

Час семейных встреч (постройка зимних фигур на участке)- при наличии снега и мороза                                                                                                                               Буклет «О мерах  по  профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  в Краснодарском крае» (Закон Краснодарского края № 1539-КЗ от 21 июля 2008 года «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»)

                                                                                     

ФЕВРАЛЬ

Познавательное развитие ЗОЖ

 

«Путешествие в город «Витамин» 

 

Закрепить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания. Сформировать понятия детей о пользе продуктов, содержащих витамины. 

Формировать познавательный интерес, внимание, активный и пассивный словарь. 

Беседы, иллюстрации: овощей, фруктов, ягод. Стихи и загадки о овощах, фруктах и ягодах. Чтение рассказов и сказок о пользе овощей.

 

Игра-исследование

Туризм

 

"Придумай и

отгадай"

Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных

предметов выбирать

необходимые

для похода, которые удобно переносить в рюкзаке.

Набор предметов, необходимых в походе 

Творческая мастерская

Книга «Здоровье»

Давайте нарисуем и составим книгу полезных продуктов и назовем ее книгой «Здоровья», а когда мы будем знакомиться с другими витаминами, наша книга будет пополняться. Вы можете не только нарисовать полезный овощ или фрукт, но можете придумать свой рецепт.

Продуктивная деятельность детей (Дети рисуют страницы книги здоровья). 

 

"Познавательное развитие"

Необычные виды туризма (презентация) 

Игра "Будь внимательным"

Закрепить умение детей находить карточку с

соответствующим  видом

туризма.

(весло-водный туризм, конный, пеший, путешествие на воздушном шаре и т.д.) 

 

МАРТ

 Литературная гостиная.

Чтение. 

 

 

«Наказание за незнание"

М. Фисенко

«Ландыш»

Е. Серова

 

Познакомить детей с ядовитыми растениями;

учить детей узнавать ядовитые растения.

 

Чтение произведений. Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Игра

"Отыщи опасные

растения". Игра "Ядовито или нет".

Вопросы к беседе:

- Какие ядовитые растения ты знаешь?

Творческая мастерская

 

«Рюкзачок с кармашками»  (коллективная композиция)

Вызвать у детей интерес к составлению оригинальной композиции с заменяемыми деталями в кармашках (рюкзачок с его содержимым). Учить создавать  открывающиеся бумажные детали (карманы, клапаны на рюкзаке). Развивать  глазомер, координацию глаза и руки.

Беседа о туристах и о туризме; рассматривание настоящего туристического рюкзака с его содержимым (фонарик, котелок, кружка, ложка, кепка, фотоаппарат, сухари, бублики, консервные банки и пр.): рассматривание иллюстраций и фотографий на тему туризма. Посещение магазина спорттоваров.

Познавательное развитие. Мир вокруг нас. 

"Животный и

растительный мир родного

края»

Выявить уровень знаний детей о

животных и растениях родного края, о том,  что некоторые виды

занесены в

Красную книгу,

для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями.

Просмотр презентации на видео.

Беседа

Консультация для родителей  "Как научить детей любить и беречь природу" - Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание. Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

Рекомендация родителям воспитанников:  Посетить магазин «Спорттовары», «Туризм и отдых» для знакомства со снаряжением и экипировкой туриста. 

 

АПРЕЛЬ

Экология. Познавательное развитие.

«Что мы знаем о воде, говорят она везде»

 

Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.
Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Литературная гостиная. Слушание музыкальных произведений, пение знакомых песен. Чтение.  

Речёвка  «Мы туристы»

Песни «Когда мои друзья со

мной"» Вместе весело шагать"

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить  детям,  что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

Разучивание туристских речёвок, песен  

Туризм. Экология.

(с родителями воспитанников)

В весенний парк

Формировать у детей экологические знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде. Развивать представления о природе родного края. Выявить знания о деревьях, кустарниках  и травах нашего края. 

Продуктивная деятельность детей, отражающая впечатления от похода (составление фотоотчета, поделки из собранного природного материала, выставки работ)

Литературная гостиная.

Чтение. 

правила поведения на воде.

Чтение.

Вопросы к беседе:

1. Какие правила поведения на воде вы знаете?

2. Почему нельзя купаться в незнакомом месте?

3. Чем опасны шалости на воде

"Как Стобед

бросил бутылку, и что из этого вышло."

Д. Орлова

"Не купайся в запрещённых местах"

Г. Шалаева и Н. Иванова

"Как Владик с Катей ходили купаться"

М. Фисенко 

После туристического похода семьи получают задания: нарисовать маршрут похода, нарисовать рисунки для оформления группового альбома  по теме «Как мы ходили в поход», принести фотографии.

                                                          МАЙ

Литературная гостиная.

Чтение. 

Загадывание загадок.

"Гроза"

А. Барто

"Гроза"

В. Лившиц

Пословицы,

народные

приметы.

Дать знания

о правилах поведения при грозе.

Заучивание «Гроза» А.Барто. Беседа по произведениям. Отражение впечатлений в продуктивной деятельности.

Туризм. Экология.

(с родителями воспитанников)

«Парковая зона и пляж» Туристической 

базы «Лотос» -в весенний период. 

Расширять знания детей  об Азовском море , на берегу которого находится  база «Лотос».  Формировать у детей экологические знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде. Развивать представления о природе родного края. 

Емкости  для сбора красивых ракушек и камешков; мешки для сбора мусора  с побережья, лопатки, грабельки.

Атрибуты для спортивных игр. Вода для питья. Аптечка.