Занятия с дошкольниками по теме "Живая природа"
Занятия с дошкольниками по теме "Живая природа"
Авторы: Полухина Татьяна Викторовна
и Крамская Нелли Степановна
МАОУ "Школа-комплекс № 33 им. Генерал-полковника Коровникова И.Т.", структурное подразделение детский сад "Ромашка"
Великий Новгород
В начале учебного года к нам в группу пришли новые дети среднего возраста и знакомство с ними, узнавание их особенностей начиналось по-разному. Однажды я заметила, что в уголке природы кто-то из детей «спасает», как ему казалось, растение от засухи. Вся вода из лейки была вылита на одно растение, и оно стояло до половины кашпо в воде.
Так назрела потребность приобщения детей к живому общению с природой, а прививать детям любовь к природе, как известно, нужно с детства. Возможностей для этого много и самых разнообразных. Это уход за растениями, кустарниками, деревьями, растущими на нашем групповом участке, работа на групповом огороде, где растут клубника, мелиса, лук, уход за растениями в уголке природы, кормление птиц в холодное время года, развешивание кормушек на деревьях и т.д.
Работа с детьми на групповом огороде ведётся сезонно, а в уголке природы ежедневно. Чтобы уголок природы привлекал детей и был красивым, были правильно подобраны растения. У нас нет много растений, так как изобилие никогда не создавало красоты. Старалась подбирать растения, контрастные по строению стебля, по форме, величине и окраске листьев. У нас есть тигровая бегония, хлорофитум, пеларгония (герань) , узамбарская фиалка (сенполия).
Уход за растениями предполагает полив, рыхление земли в горшке, опрыскивание водой, обтирание листьев от пыли, удаление сухих листьев, подкормки и размножение. Достаточно объяснить детям, что крупные, плотные листья надо мыть мягкой тряпочкой, мелкие – из лейки через мелкое ситечко, опушенные листья лучше очищать от пыли сухой мягкой кистью (от воды на них остаются пятна), и наши дети охотно принимают эту информацию к сведению и пользуются на практике.
Если сразу обратить внимание на то, что работать нужно в фартуке, при опрыскивании растение ставить в таз, что после себя необходимо всё убрать, эти требования станут нормой и дети овладеют должной культурой труда.
Чтобы исправить нашу проблему с поливом, о котором говорилось в начале, необходимо чтобы все дети усвоили правила полива растений. Если поливать понемногу и часто, то верхний слой всё время будет влажным, а нижний – сухим. Это может привести к гибели корневой системы, а значит и к гибели всего растения. Если растение чрезмерно поливать водой, оно пожелтеет и погибнет из-за загнивания корневой системы. Дети должны знать, что нельзя поливать цветы водой из-под крана - она холодная и с хлором, её нужно отстаивать.
Конечно аквариум, клетка с птицами или каким – либо животным сделали бы уголок природы значимым и привлекательным. Но по медицинским показаниям многим детям это может навредить, поэтому любоваться рыбками, черепахами мы ходим в уголок природы детского сада на 1 этаже. Там у нас огромный аквариум с красноухими черепахами и два аквариума с рыбками, где дети могут познакомиться с обитателями уголка природы и покормить их. Животные, птицы, рыбы заслуживают любовь уже потому, что они часть природы.
Чтобы труд детей был продуктивным и интересным, подобран необходимый инвентарь для ухода. Групповой уголок природы украшен поделками из природного материала, макетами разнообразных природных зон, есть перья птиц, разнообразные камешки, ракушки, собранные на берегу морей и рек и многое другое. Для меня важно, чтобы уголок природы стал для маленьких исследователей источником знаний, радости и местом активной деятельности. Большие возможности появляются у детей в летний период года: сажаем цветы, ухаживаем за ними, работаем на огороде. Стараюсь найти детям посильную работу (собрать прополотую травку, покормить птиц, полить из леечки цветы).
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, пробуждает в нём лучшие чувства. Теперь увидев гусеницу, муравья или другую букашку дети моей группы бережны к ним и предупреждают других: «Не трогай! Это живая природа! Её нужно беречь» Работая на участке и в уголке природы, дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия нужны для их существования. На основе приобретённых знаний у них формируются такие качества как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, уважительно и бережно относиться ко всему живому.