Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования
Автор: Костерина Светлана Александровна
МБДОУ «Детский сад №124» комбинированного вида
город Дзержинск Нижегородской области
Современному обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Дошкольное детство — период первоначального самораскрытия личности, становления основ индивидуальности.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах дальнейшей жизни.
Понимание сущности творческих способностей, их природы приводит нас к необходимости рассмотрения сущности понятия «творчество». Любой ребенок по природе созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с практическими видами деятельности. Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности разного рода.
Обобщая приведённые определения, мы можем сделать вывод о том, что творческие способности представляют собой некий сплав особенностей и качества человека, которые влияют на успешность в разных видах деятельности. Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Образовательная задача заключается в организации условий, провоцирующих детское действие. В связи с этим огромное значение отводится практическим видам детской деятельности, к которым относится конструирование - вид деятельности, основное назначение которого развитие творческих способностей.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.
Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей детей.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, чтобы заинтересовать дошкольника.
Конструктивное творчество, по мнению А. Н. Давидчук, представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Она выделяет два основных этапа, таких как: этап замысла и этап его практической реализации. На этапе замысла у ребёнка формируется представление о конечном результате предмета деятельности и способах его достижения. Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребёнка. Сравнение, анализ, синтез уже известных конструкций лежат в основе замысла. На этапе практической реализации непосредственно происходит создание предмета замысла.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения. В результате на этапе дошкольного детства не только создаются условия для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются начальные технические навыки. А это очень важно для подготовки ребенка к переходу на следующий уровень образования — начальное общее образование.
Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования .
Актуальность педагогического опыта заключается в том, что инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры. Одним из средств активизации интеллектуального и творческого потенциала ребенка является конструирование. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Игра, по-прежнему, остается ведущим видом деятельности. Работа с конструктивными материалами позволяет ребенка исследовать мир через игру.
Конструирование в детском саду было всегда, однако, обучение способам конструирования происходило как передача определенных программных знаний, умений и навыков и развивала в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности оставались на втором плане, то теперь в соответствии с новыми стандартами предусмотрен новый подход. ФГОС ДО выделяет конструирование в обязательную часть основной образовательной программы и направлено на решение важных образовательных и воспитательных задач, решение которых осуществляется за счет того, что в основе управления процессом развития конструкторских и творческих способностей дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования, позволяющие детям проявить творческий потенциал. ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, то есть от непосредственно-образовательной деятельности. Это требует обращения воспитателей к новым нетрадиционным формам работы с детьми.
Такое многостороннее значение в формировании конструктивных и творческих способностей детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Для реализации данного направления работы с детьми страшего дошкольного возрата, нами была сформулирована цель: развитие конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования.
Задачи:
1. Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах.
2. Способствовать освоению детьми обобщенных способов конструирования и узнавать знакомые способы, использовать их в новых условиях для создания различных поделок.
3. Способствовать возникновению, развитию, осознанию и оформление замысла.
4. Способствовать развитию действий планирования, т.е. установление последовательности действий для реализации поставленной конструктивной задачи.
5. Развивать у детей действия соотнесения эталонных образцов формы, пропорций, пространственных отношений и других с реальными предметами и для выделения в них этих свойств. В качестве эталонов используется строительный материал, детали которого имеют четкую геометрическую форму, и графические изображения этих деталей. Развивается главным образом восприятие.
6. Развивать действия пространственного моделирования.
Оно осуществляется в двух формах: предметной и графической. Предметные модели создаются в ходе самого практического конструирования из строительных деталей (по образцу). Способствовать пониманию видоизменяемости, вариативности конструкции, возможность строить её в пространстве.
7. Развивать действия творческого воображения.
Такие действия направлены на создание новых образов предметного мира путем преобразования имеющихся представлений о нем.
8. Развивать действия символизации.
Дети овладевают умением создавать творческие постройки, отражающие их восприятие и эмоциональное отношение к миру. Это одна из форм проявления детского творчества в конструировании.
9. Совершенствовать технические умения и навыки конструирования из объемных строительных деталей.
10. Ознакомление детей с формами организации их самостоятельной индивидуальной работы совместно с другими детьми. (Планирование действий, следование инструкциям, правилу).
Для решения поставленных задач была разработана система занятий, отраженная в перспективном плане. Особенности работы заключаются в том, что основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по конструированию, развитию конструктивных и творческих способностей дошкольников.
Разделы и краткое содержание перспективного плана по развитию конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста:
1.Здания «Домик для куклы» «Дом для моей семьи» «Домик бабушки в деревне» «Гараж» «Двухэтажное здание» «Сказочный домик» «Дома на нашей улице» «Волшебный замок» |
2.Транспорт «Грузовой автомобиль» «Фургон» «Автобус» «Городской транспорт»
|
3. Мосты «Простой мост» «Мост для пешеходов» «Разнообразные мосты» |
4.Суда «Судно» «Пароход» « Корабль» « Разные суда» |
5.Летательные аппараты « Самолет» « Вертолет» « Ракета» |
6. Я - архитектор своего города «Детский сад» «Стадион» «Железнодорожный вокзал» «Почтовое отделение» «Кинотеатр» «Морской порт» «Цирк» |
Как было сказано выше, основной формой организации деятельности конструирования является организация непосредственной образовательной деятельности в виде тематических занятий. Для решения поставленных задач при организации НОД по конструированию использовали методические рекомендации, составленные Л.А. Парамоновой и О.А. Сафоновой. Педагоги – практики разработали новый подход к обучению, в основу которого положено обобщение способов конструирования в процессе их «распредмечивания» (способ, который раскрывается вне контекста изготовления какой-либо постройки, а также наполняется конкретным предметным содержанием).
Цель данной стратегии - формирование у детей конструировать самостоятельно и творчески. Обучение детей осуществляется поэтапно.
I этап. Способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера, отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных построек. При этом у педагога есть возможность успешно использовать игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме (отражение «образа действия по А.В. Запорожцу»).
II этап. Постановка задачи проблемного характера: соотнести усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию трансформировано. Таким образом, обеспечивается их обобщение.
III этап. Создание условий для самостоятельного конструирования.
Обучение, построенное по принципу «от общего к частному», переориентирует ребёнка от практического результата (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средств изготовления разных новых интересных игрушек. Его результат: у детей формируются умения конструировать самостоятельно и творчески, т.е. претворять на практике новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого): находить нестандартные решения - существенно изменять и разнообразить комбинирование известных операций: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определённом сочетании, соответствующем замыслу. Последнее - это свидетельство художественного характера деятельности (что невозможно при традиционном подходе), влияния обучения на эстетическое развитие.
Кроме того, данная система обучения предусматривает сочетание различных форм конструирования: использовали все основные формы конструирования в следующей последовательности:
- конструирование по образцу,
- конструирование по условиям: преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям,
- конструирование по собственному замыслу.
Для обучения детей конструированию использовались разнообразные методы и приемы которые представлены в таблице:
Методы |
Приёмы |
Наглядный |
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный |
Обследование деталей конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный |
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический |
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный |
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный |
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой |
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый |
Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Решая задачу способствовать освоению детьми обобщенных способов конструирования и узнавать знакомые способы, использовать их в новых условиях для создания различных, в непосредственно организованной образовательной деятельности поделок формировали у детей обобщённые способы обследования предметов.
Последовательность обследования:
1) Целостное восприятие – рассматривание — предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.)
2) Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины
3) Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже)
4) Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, его качества и т.п.)
5) Повторное восприятие (рассматривание) предмета в целом с определением его общей характеристики («вот высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.)
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к постройкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей.
Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста:
1. Информационно-аналитический блок.
Анкета для родителей на тему: «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»
2. Досуговый блок
Создание «игротеки» (приобретение родителями наборов конструктивного материала).
3. Познавательный блок
Консультации:
«Роль конструирования в развитии познавательной активности детей»
«Программные задачи по конструированию в подготовительной группе»
«Методика обучения конструированию в подготовительной группе»
«Конструируем в дружной семье»
«Создание условий для конструктивной деятельности в домашних условиях»
Семинар-практикум
«Задачи и основные приемы обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте»
«Руководство конструированием детей в игре»
Проведение круглого стола с целью распространения семейного опыта по организации конструктивной деятельности.
4. Наглядно – информационный блок:
Папки – передвижки
«Совместная работа по конструктивной деятельности в детском саду и семье».
«Методика организации конструктивной деятельности для детей разного возраста в домашних условиях»
«Организация конструирования из бросового и природного материала»
Устный журнал
«Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста».
«Условия, необходимые для игр и занятий со строительным материалом»
«Обучение конструированию»
В ходе реализации поставленной цели были выделены основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:
- Создание эмоционального комфорта: взаимодействие с партнером, позволяющее добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса; предоставление возможности периодически, по желанию, остаться ребенку одному, заниматься своими делами, так как избыток шефства может затруднить творчество.
- Применение личностно - ориентированного подхода к детям. У каждого ребёнка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребёнка и другими врождёнными качествами. Я строю свою работу так, чтобы стимулировала развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребёнка - это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления.
- Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
- Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
- Использование ресурсов предметно – развивающая среды в группе. Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
- Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
В заключение отмечу, что каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире.