Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Аникина Ольга Яковлевна
учитель-логопед МБДОУ «Лукоморье», г. Черногорск
“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом” Е.А. Стребелева, А.В Зацепина |
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. В последние годы все активнее рассматривается вопрос о равноправной совместной деятельности человека с ограниченными возможностями здоровья с прочими членами общества.
Проблема воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают чувство вины за то, что родился такой ребенок. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.» писал (В. А. Сухомлинский). Участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому, в детском саду созданы условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств.
Практика показывает, что дети с тяжелыми нарушениями речи в отличие от нормально развивающихся сверстников, не могут самостоятельно применить опыт, полученный на специальных коррекционно – развивающих занятиях, им нужны дополнительные занятия со специалистом и дома с родителями. В этой связи взаимодействие специалистов (логопедов, психологов) с родителями, воспитывающими детей с ТНР, имеет определенную специфику, выражающуюся не только в необходимости максимально полного вовлечения родителей в коррекционно-воспитательный процесс, но и в поддержании неугасающего желания к сотрудничеству с педагогами на протяжении всего периода пребывания таких детей в группах компенсирующей направленности.
Современные исследования показывают, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель-логопед, воспитатель, должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития.
Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
Цель работы – раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса, - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
- в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года:
- обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
- проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
- повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
- определение влияния родителей на развитие ребенка.
Доказательством плодотворной работы учителя-логопеда и родителей может служить то, что родители осознают необходимость участия семьи в коррекционно-воспитательном процессе, а не перекладывают всю ответственность за своих детей на работников ДОО, родители владеют некоторыми коррекционно - развивающими приемами, видят результаты совместной работы с логопедом и ориентированы на дальнейшее развитие ребенка, создают пространство, в котором ребенок успешен. Меняется родительская внутренняя позиция, стиль общения, появляются партнерские отношения. Ребенок сам в себе обнаруживает новые умения и навыки, не боится демонстрировать их родителям и другим взрослым.
Нашим дошкольным учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями, имеющими детей с ОВЗ (ТНР). Педагоги ДОУ постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Формы и методы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.
При взаимодействии с родителями нами используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:
- наглядная пропаганда,
- родительские собрания,
- беседы и консультации,
- конференции родителей,
- устные журналы,
- анкетирование,
- дни открытых дверей,
- круглые столы,
- организация клубов,
- организация деловых игр,
- использование интернет-ресурсов.
Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские круглые столы)
2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; участие в праздниках, утренниках и развлечениях и др.). Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ (ТНР)
Для изучения семейной микросреды ребенка с ТНР проводим диагностико-аналитическую работу с родителями.
1. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
2. Поэтому мы подключаем следующую из форм индивидуальной работы с родителями: консультации, беседы. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям.
3. Переписка с родителям - Учитывая быстрые темпы развития информационно – коммуникационных технологий, в перспективе своей работы с родителями мы создали группу «Солнышко» в социальной сети «Viber», которая позволяет размещение фото, а также методических рекомендаций для родителей в соответствии с тематикой недели, мы извещаем родителей о предстоящей совместной деятельности в саду, поздравляем с праздниками, даем советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. И немаловажным фактором создания данной группы является возможность обратной связи в режиме онлайн.
4. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в образовательный процесс. Родители в ходе НОД знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
5. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов совместной или самостоятельной деятельности детей в ДОУ , праздников; с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.
Групповые и коллективные формы.
1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия с семьями, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей. Хорошо, когда родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей.
На первом родительском собрании был предложен прием «Дерево предсказа ний» заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка, американским ученым Дж. Беллансом. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, «листья» -обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Прием помог выстроить предположения по поводу речевого развития детей. Речь наших детей---что будет дальше?---как будут развиваться события, как будем проводить работу, что выполнять?---чем закончится наша совместная работа?
- Оформление совместно с родителями стендов по различным лексическим темам.
- Выполнение рекомендаций учителя – логопеда дома.
- При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок».
2. Родительские лектории, практикумы. Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.
3. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей был проведен в форме круглого стола. В этом случае мы использовали методику «Мировое кафе». Метод «Мировое кафе» позволил вовлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект участников и располагал их к масштабному, многоуровневому диалогу. Технология «Мировое кафе» помогла собрать информацию, организовать обмен мнениями по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия нестандартных решений. Было важно, выработать общее видение проблемы.
4. Совместные досуговые мероприятия повышают активность родителей. Это проводимые развлечения, драматизации сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п.
Достигнуть планируемых результатов Образовательной программы ДОУ помогает, на наш взгляд, планомерная и системно выстроенная работа по формированию предприимчивого мышления у детей и их родителей. Развитие предприимчивости в учебно-воспитательном процессе невозможно без сотрудничества с родителями, поэтому возникла необходимость наладить работу с родителями, благодаря которой они самостоятельно смогут развивать предприимчивость своих детей.
В связи с этим в нашем детском саду в ноябре месяце стартовал Марафон предприимчивости "Моя предприимчивая семья". На пути к успеху».
Целью проведения Марафона было: создание организационно-педагогических условий для формирования предприимчивого мышления воспитанников. Вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада, как полноправных участников. Создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Родителям представилась возможность поделиться своими знаниями умениями, продемонстрировать и помочь овладеть детям то, что они умеют лучше всего. Совместная работа была направлена на повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития ребенка и его предприимчивости.
Участники Марафона - дети старшей и подготовительной группа; педагоги; родители; администрация детского сада. Сроки проведения: октябрь - ноябрь 2016г.
На протяжении 4х недель родители совместно с детьми участвовали в различных конкурсах (именуемыми станциями):
- станция «Где логика?», - станция «Самый умный»,- станция презентация «Моя семья»
- изготовление лэпбука «Моя семья», - конкурс костюма.
На родительском собрании был предложен прием «Понятийное колесо»
Родителям было предложено понятие «Идеальный детский сад». Предлагалось написать слова – ассоциации (словосочетания), которые предлагают родители.
Мероприятия с родителями в детском саду – это проект, он направлен на сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Наша задача выбрать несложное дело для ребенка и вместе провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно - музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия высочайший: родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; их ребенка видят другие родители; сам ребенок получает возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между педагогом и родителями.
5. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
Социализация детей с ТНР происходит не только в процессе обучения. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.
Нам необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. В качестве примера работы является создание родителями, совместно с ребенком ЛЕПБУКОВ. Лэпбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
В саду на протяжении всей работы мы организовываем выставки творческих работ детей по различным темам, где так же непосредственное участие принимают и родители.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей призваны наладить взаимодействие между садом и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ.
В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.