Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа учебного предмета Химия для 8 класса

Дата публикации: 2019-04-09 19:53:06
Статью разместил(а):
Семенова Венера Гайсовна

Рабочая программа учебного предмета Химия для 8 класса

Автор: Семенова Венера Гайсовна

МБОУ «Муслюмовская гимназия», с. Муслюмово

 

Место предмета в учебном плане.

В Федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения химии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа по химии разработана к УМК:

Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2018 г; Н.Н. Гара. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Пособие для учителей общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2014 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Выпускник научится:

·           описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

·           характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

·           раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

·           изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

·           вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

·           сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

·           классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;

·           описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;

·           пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

·           проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·           различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами;

·           классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

·           раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

·           описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

·           характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

·           различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

·           изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

·           выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);

·           характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

·           описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;

·           определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

·            составлять формулы веществ по их названиям;

·            определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

·            составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов.

Выпускник получит возможность научиться:

·      грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

·      осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

·      понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

·      использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

·      развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

·      объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;

·      осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

·      описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

·      применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

·      развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- осознание роли веществ: 

- определять роль различных веществ в природе и технике; 

- объяснять роль веществ в их круговороте.

- рассмотрение химических процессов: 

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;

- использование химических знаний в быту;

- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

- объяснять мир с точки зрения химии;

- перечислять отличительные свойства химических веществ;

- различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов;

- овладение основами методов познания, характерных для естественных наук;

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

- умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

- различать опасные и безопасные вещества;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). 

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). 

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 

 

Содержание курса

Тема 1. Первоначальные химические понятия (21ч.)

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерения, эксперимент. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Чистые вещества и смеси.  Разделение смесей.  Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы.  Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.

Демонстрации:

  1. Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости, температуры, твердости.
  2. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
  3. Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).
  4. Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ.
  5. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы вещества.
  6. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

Лабораторная работа:

  1. «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами».  
  2. «Разделение смеси». 
  3. «Примеры химических и физических явлений». 
  4. «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов». 
  5. «Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 ∙Cu(OH)2».
  6. «Реакция замещения меди железом». 

Практическая работа:

  1. «Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием».
  2. «Очистка загрязненной поваренной соли». 
  3. «Признаки химических реакций».

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение» (6ч).

Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации:

  1. Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
  2. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
  3. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
  4. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
  5. Опыты, выясняющие условия горения.
  6. Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).

Лабораторная работа: «Ознакомление с образцами оксидов».

Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».    

Тема 3. Водород (3 ч).

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации.

  1. Получение водорода в аппарате Киппа,
  2. Проверка водорода на чистоту.
  3. Горение водорода.
  4. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Практическая работа.

 Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Тема 4. Вода. Растворы. (7 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации:

1.      Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).

2.      Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикаторами.

Практическая работа: «Приготовление раствора с определенной массовой долей».

Тема 5. Количественные отношения в химии (6 ч).

Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Относительная плотность газов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

Демонстрации: Образцы металлов и неметаллов количеством вещества 1 моль.

Тема 6. «Важнейшие классы неорганических соединений» (12 ч).

Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами, основаниями, кислотами и солями.

Демонстрации:

Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.

Плакат «Связь между классами неорганических веществ».

Лабораторная работа:

1.      «Разложение гидроксида меди (II) при нагревании».

2.      «Взаимодействие щелочей с кислотами».

3.      «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».

4.      «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».

Практическая работа: «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

 

Тема 7. «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (7ч).

Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д. И. Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона.  Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

1.      Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.

2.      Плакат «Строение атома».

3.      Плакат «Электронные оболочки атомов».

Лабораторная работа: «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».

 

Тема 8. «Химическая связь» (8 ч).

Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).

Лабораторная работа: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».

 

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Первоначальные химические понятия

21

Различают предметы изучения естественных наук. Наблюдают свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Учатся проводить химический эксперимент. Соблюдать правила техники безопасности. Знакомятся с лабораторным оборудованием. Учатся разделять смеси, определять признаки химических реакций.

Знакомятся с понятием «атом», «молекула», «химический элемент». Различают понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения», «простые вещества» и «сложные вещества», «чистые вещества», «смеси» и «соединения». Определяют понятие «кристаллическая решетка». Определяют валентность атомов, состав простейших соединений по формуле. Учатся составлять формулы по валентности элементов, простейшие схемы химических реакций. Учатся рассчитывать относительные молекулярные массы веществ, массовую долю элементов в молекуле. Вычислять по уравнении химических реакций массу и количество веществ по известной массе и количеству одного из вступающих в реакцию или образующихся веществ.

Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. Готовят тематические презентации.

2

Кислород. Оксиды. Горение.

6

Исследуют свойства изучаемых веществ. Наблюдают физические и химические свойства изучаемых веществ. Получают и распознают опытным путем кислород. Определяют понятия «оксид», «окисление», «горение». Составляют формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывают простейшие уравнения химических реакций. Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. Готовят тематические презентации.

3

Водород.

3

Исследуют свойства изучаемых веществ. Наблюдают физические и химические свойства изучаемых веществ. Получают и распознают опытным путем водород. Определяют понятие «кислота», «кислотный остаток». Работают с формулами кислот, определяют валентность кислотного остатка. Записывают простейшие уравнения химических реакций. Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. Готовят тематические презентации.

4

Вода. Растворы.

7

Исследуют свойства изучаемых веществ. Наблюдают физические и химические свойства изучаемых веществ. Определяют понятия «растворы», «растворимость», «массовая доля растворенного вещества». Изучают практическое использование воды, методы очистки воды. Учатся вычислять массовую долю растворенного вещества. Готовят растворы с определенной массовой долей. Записывают простейшие уравнения химических реакций. Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. Готовят тематические презентации.

5

Количественные отношения в химии

6

Вычисляют молярный объем газов, относительную плотность газов, объемное отношение газов при химических реакциях. Используют внутри- и межпредметные связи. Используют приведенные в учебнике и задачниках алгоритмы решения задач. Вычислять по уравнении химических реакций массу и количество веществ по известной массе и количеству одного из вступающих в реакцию или образующихся веществ.

Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. Готовят тематические презентации.

6

Важнейшие классы неорганических соединений.

12

Определяют понятия «оксид», «основание», «кислота», «соль». Изучают состав веществ, классификацию по составу и свойствам, способы получения данных веществ. Называют вещества. Составляют формулы оксидов, оснований, кислот и солей. Исследуют свойства изучаемых веществ. Наблюдают физические и химические свойства изучаемых веществ. Записывают простейшие уравнения химических реакций. Выявляют генетическую связь между классами неорганических веществ. Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. Готовят тематические презентации.

7

Периодический закон и периодическая система химических элементов.

7

Классифицируют изученные элементы и их соединения. Сравнивают свойства веществ, принадлежащих разным классам; химические элементы разных групп. Формулируют Периодический закон Д.И. Менделеева и раскрывают его смысл. Описывают и характеризуют структуру таблицы ПСХЭ. Различают периоды, группы и подгруппы. Определяют понятия «химический элемент», «порядковый номер», «изотоп», «электронная оболочка», «энергетический уровень». Объясняют физический смысл порядкового номера. Определяют число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя ПСХЭ. Составляют схему строения атома первых 20 элементов. Характеризуют химические элементы по их положению в ПСХЭ и особенности строения атома. Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. Готовят тематические презентации.

8

Химическая связь.

8

Конкретизируют понятия «кристаллическая решетка», «химическая связь». Определяют понятия «ковалентная полярная связь», «ковалентная неполярная связь», «ионная связь», «степень окисления». Определяют тип химической связи по молекулярной формуле, степень окисления элементов. Составляют формулы по известным степеням окисления. Моделируют строение веществ с кристаллической решеткой разного типа. Составляют сравнительные и обобщающие таблицы и схемы.

 

Итого

70

 

 

Календарно-тематическое планирование:

№ ур

Тема урока

Вид деятельности ученика

Лабораторные, практические, демонстрационные опыты 

Тема 1. Первоначальные химические понятия (21 час) 

 1

Химия как часть естествознания. Понятие о веществе.

 

Различать предметы изучения естественных наук. Описывать физические свойства веществ.

Различать предметы изучения естественных наук. Формировать первоначальные представления: 

а) о веществе, а также о простых и сложных веществах;

б) начинают формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства 

Д. Коллекция изделий – тела из стекла и алюминия

Л. Вещества с различными физическими свойствами 

2

Методы познания в химии

Знакомиться с лабораторным оборудованием.

 

3

 «Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени». Вводный инструктаж.

Пользоваться лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, оказывать первую помощь при ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. 

Практическая работа №1 Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ. 

4

Чистые вещества и смеси. Способы разделе­ния смесей

 

Проводить химический эксперимент, учиться разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания, а также с помощью магнита. Изучить сущность понятий «чистые вещества». «смеси» и составлять план их разделения. 

Д. Приготовление различных смесей

Л. Разделение смесей 

5

«Очистка загряз­ненной поваренной соли»

Проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов. Готовить презентацию по конкретной теме.

Практическая работа № 2.   

6

Физические и химические явления

 

Учиться наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.  

Д. Физические и химические явления

Л. Примеры физических явлений

Л. Примеры химических явлений 

7

Атомы, молекулы и ионы.

Работать с текстом, находить в нём ответы на заданные учителем вопросы, схематично изображать строение атома на основе словесного описания. Готовить презентации по теме урока. 

Д. Шаростержневые модели 

8

Вещества молекулярного и немоле­кулярного строения. Кристаллические решетки.

Уметь различать понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения», по физическим свойствам вещества определять тип его кристаллической решётки.

 

9

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы

Наблюдать и описывать свойства изучаемых веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Использовать лабораторное оборудование и химическую посуду. 

Л. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. 

10

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

Находить значение относительной атомной массы химического элемента по его положению в периодической таблице Д. И. Менделеева. Характеризовать важнейшие химические понятия: химический элемент, относительная атомная масса. знаки химических элементов. Знакомиться с называниями химических элементов, записью знаков химических элементов 

 

11

Закон постоянства состава веществ. Хими­ческие формулы.

Производить расчёты на основе закона постоянства состава веществ. Уметь формулировать закон сохранения массы веществ.  понимания сущности и значения этого закона. Определять химические формулы веществ.  

 

12

Относительная молекулярная масса. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Научиться записывать химические формулы, вычислять относительную молекулярную массу вещества. Уметь характеризовать понятия об относительной атомной и молекулярной массах.  

 

13

Массовая доля химического элемента в со­единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле. Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов. Определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

 

14

Валентность химических элементов.

Определять валентность элементов в бинарных соединениях. Краткое

 

15

Состав­ление химических формул по валентности.

Составлять химические формулы бинарных соединений по известной валентности элементов. Уметь составлять формулы бинарных соединений по известной валентности элементов. 

 

16

Атомно-молекулярное учение

Составлять конспект урока.

 

17

Закон сохранения массы веществ.

Иллюстрировать закон сохранения массы веществ конкретными примерами, объяснять его с точки зрения атомно-молекулярного учения, работать с учебником для поиска ответов на поставленные вопросы.

Д. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы 

18

Химиче­ские уравнения. Составление уравнений химических реакций.

Составлять схемы химических реакций и преобразовывать их в уравнения химических реакций.

Д. Примеры химических реакций 

19

Типы химических реакций.

Записывать уравнения химических реакций различного типа. Определять тип реакции по данному химическому уравнению. Проводить простейший химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

Л. Разложение основного карбоната меди

Л. Реакции замещения, обмена 

20

«Признаки химических реакций»

Выполнять практическую работу по определению признаков химических реакций. Научиться выполнять химический эксперимент, обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием 

Практическая работа №3 

21

Контрольная работа по теме: «Первоначальные химические понятия». 

Выполнять задание определённой сложности по пройденному материалу.

Контрольная работа №1

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение. (6 часов) 

22

Анализ результатов к/р №1. Кислород, его общая характеристика и на­хождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Описывать химический элемент по предложенному плану. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного эксперимента. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Делать выводы из результатов проведённых опытов.

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни 

Д. Физические свойства кислорода

Д. Разложение пероксида водорода

Д. Разложение перманганата калия 

23

Химические свойства кислорода. Применение. Оксиды. Круговорот кислорода в природе.

Исследовать свойства кислорода. Описывать состав, свойства и значение кислорода, используя план характеристики простого вещества. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного эксперимента. Распознавать опытным путём кислород. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Делать выводы из результатов проведённых опытов

Л. Ознакомление с образцами оксидов  

24

«Получение и свой­ства кислорода»

Исследовать свойства кислорода. Проводить простейшие опыты: получение и собирание кислорода. Соблюдать правила техники безопасности. Делать выводы из результатов проведённых опытов.

Практическая работа №4. 

25

Озон. Аллотропия кислорода

Изучать свойства озона на основании наблюдения за демонстрационным экспериментом. Использовать информацию из разных источников для подготовки кратких сообщений.

 

26

Воздух и его состав.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Изучать состав воздуха на основании наблюдения за демонстрационным экспериментом. Использовать информацию из различных источников для подготовки кратких сообщений. 

Д. Определение состава воздуха (сжигание фосфора под колоколом)

27

Горение и медленное окисление.  Тепловой эффект химических реакций

Определить понятия «оксид», «окисление», «горение». Составить формулы оксидов по известной валентности элементов. Умение вычислять: тепловой эффект химической реакции, теплоту, которая образуется при горении веществ. Определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

Д. Горение веществ в воздухе

Д. Виды топлива 

Тема 3. Водород (3 часа) 

28

Водород, его общая характеристика и нахож­дение в природе. Получение водорода и его физические свойства.

Описывать химический элемент по предложенному плану. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Делать выводы из результатов проведённых опытов. Соблюдать правила техники безопасности 

 Д. Получение водорода и изучение его физических свойств

Д. Определение чистоты водорода 

29

Химические свойства водорода. Применение.

Исследовать свойства водорода. Описывать состав, свойства и значение водорода, используя план характеристики простого вещества. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путём водород. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного эксперимента. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Делать выводы из результатов проведённых опытов. Соблюдать правила техники безопасности. 

Д. Взрыв смеси водорода с воздухом.

30

«Получение водорода и исследование его свойств»

Исследовать свойства водорода. Получать и собирать водород. Проверять водород на чистоту. Соблюдать правила техники безопасности. Делать выводы из результатов проведённых опытов.

Практическая работа №5 

Тема 4. Вода. Растворы (7 часов) 

31

Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды

Выступать с сообщениями, сопровождаемыми презентацией. Самостоятельно работать с информацией. Осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде. 

Д. Перегонка воды 

32

Физические и химические свойства воды. Применение воды

Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды. 

Д. Взаимодействие воды с натрием, магнием, оксидом кальция, оксидом фосфора(V).

33

Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде

Наблюдать растворимость веществ в воде. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки кратких сообщений.

Д. Смешивание с водой сахара (соли), глины, керосина. Растворение серной кислоты в воде. Приготовление ненасыщенного и насыщенного растворов

34

Массовая доля растворённого вещества

Рассчитывать массовую долю растворённого вещества в растворе, массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. Оценивать выступления одноклассников по предложенным критериям.

Д. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

35

«Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»

 

Осуществлять расчёты для приготовления раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Пользоваться техническими весами и мерной посудой. Готовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.  

Практическая работа №6. 

36

Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы»

Решать задачи на определение массовой доли раствора вещества в растворе, массы раствора вещества. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства кислорода и водорода. Демонстрировать собирание кислорода и водорода вытеснением воздуха и воды. 

Проект «Вода»

 

37

Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы»

Выполнять задание определённой сложности по пройденному материалу.

Контрольная работа №2 

Тема 5. Количественные отношения в химии (6 часов) 

38

Моль — единица количества вещества. Молярная масса

Вычислять по химической формуле вещества его молярную массу. Вычислять количество вещества по известной массе и массу вещества по известному его количеству.

Д. Образцы металлов и неметаллов количеством вещества 1 моль. 

39

Вычисления по химическим уравнениям

Производить вычисления по химическим уравнениям, используя единицу измерения молярной массы (моль).

 

40

Закон Авогадро. Молярный объём газов

Вычислять объём определённого количества вещества газа, определённой массы газа, определённого числа молекул исходя из объёма газа при нормальных условиях.

 

41

Относительная плотность газов

Вычислять относительную плотность газа и молярную массу вещества. Решать задачи по химическим уравнениям, используя понятия «молярная масса», «масса», «молярный объём», «количество вещества».

 

42

Объёмные отношения газов при химических реакциях

Производить вычисления по химическим уравнениям, используя понятия «молярная масса», «молярный объём», «количество вещества».

 

43

Обобщающий урок по теме «Количественные отношения в химии»

Производить вычисления по химическим уравнениям, используя единицу измерения молярной массы (моль). Решать задачи по химическим уравнениям, используя понятия «молярная масса», «масса», «молярный объём», «количество вещества».

 

Тема 6. Основные классы неорганических веществ (12 часов)

44

Оксиды: классификация, номенклатура, получение, применение

Составлять химические формулы оксидов по их названиям и валентности элементов. Записывать уравнения реакций получения оксидов. Доказывать основный и кислотный характер оксидов.

Д. Образцы оксидов.

45

Оксиды: химические свойства

Составлять химические формулы оксидов по их названиям и валентности элементов. Записывать уравнения реакций получения оксидов. Доказывать основный и кислотный характер оксидов

Д. Взаимодействие кислотных и основных оксидов с водой, основных оксидов с кислотами, кислотных оксидов с основаниями (щелочами).

46

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение, физические свойства

Составлять химические формулы гидроксидов по их названиям и валентности элементов. Выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

Д. Получение нерастворимых оснований

47

Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований

Сравнивать химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Д. реакция нейтрализации

Л. Свойства растворимых и нерастворимых оснований. Взаимодействие щелочей с кислотами, нерастворимых оснований с кислотами. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.

48

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Прогнозировать химические свойства вещества на основе его состава и строения. Выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Л. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

49

Кислоты: классификация, номенклатура, способы получения

Самостоятельно работать с книгой. Составлять химические формулы кислот и уравнения реакций получения кислот.

 

50

Химические свойства кислот

Выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Л. Действие кислот на индикаторы, взаимодействие кислот с металлами.

51

Соли. Классификация. Номенклатура. Спо­собы получения солей

 

Самостоятельно работать с учебником. Составлять химические формулы солей и уравнения реакций получения солей.

Д. способы получения солей 

52

Физические и химические свойства солей

Работать в группах. Выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Л. Реакции солей с кислотами и с другими солями

 

53

Генетическая связь между основными клас­сами неорганических соединений

 

Работать в группах. Определять принадлежность неорганического вещества к одному из изученных классов (оксиды, основания, кислоты, (соли). Проводить химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. 

Л. Опыты, иллюстрирующие генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

54

«Решение экспери­ментальных задач по теме «Основные клас­сы неорганических соединений»

Выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические свойства изучаемых веществ. Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Практическая работа №7. 

55

Контрольная работа по теме: «Основные клас­сы неорганических соединений».

Выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу. 

Контрольная работа №3 

Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов (7 часов) 

56

Анализ результатов к/р №3. Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов

Классифицировать химические элементы на металлы (щелочные и щелочноземельные), неметаллы, благородные газы. 

Д. Образцы щелочных металлов и галогенов 

57

Периодический закон Д. И. Менделеева.

 

Раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева. Описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа. 

Д. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследования свойств полученных продуктов. 

58

Периодическая таблица химических элемен­тов. Группы и периоды

Описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов. Объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ, образованных элементами 2-го и 3-го периодов, и высших оксидов этих элементов. Характеризовать химические элементы по положению в периодической таблице.

 

59

Строение атома. Состав атомных ядер. Изо­топы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра

 

Характеризовать строение атома и состав атомных ядер. Объяснять, по чему в периодической системе есть отступления от общего принципа и некоторые элементы расположены не в порядке возрастания их относительных масс.

 

60

Строение электронных оболочек атомов пер­вых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулиров­ка периодического закона

Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов. Объяснять причины и закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений с точки зрения строения атомов.

  

61

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

 

Описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность учёного. Осознавать, что научное открытие — результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений. Развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки

 

62

Повторение и обобщение по теме: «Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» 

Закрепить знания и навыки, полученные при изучении темы. Работать самостоятельно и в группах. 

.

Зачет – «вертушка». 

Тема 8. Химическая связь (8 часов) 

63

Электроотрицательность химических элементов

Сравнивать электроотрицательность элементов, расположенных в одной группе и в одном периоде периодической таблицы. Анализировать изменение свойств простых веществ в связи с изменением электроотрицательности элементов в А-группах и периодах

 

64

Основные виды химической связи. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

Определяют понятия «ковалентная полярная связь», «ковалентная неполярная связь». Определяют тип химической связи по молекулярной формуле Умение объяснять понятия: химическая связь,

уметь определять: тип химической связи в соединениях 

 

65

Ионная связь

Кристаллические решетки

 

Сравнивать ковалентную полярную связь с ионной связью. Составлять электронные схемы образования ионных соединений. Работать индивидуально и в группах. Моделируют строение веществ с кристаллической решеткой разного типа. Составляют сравнительные и обобщающие таблицы и схемы. Умение понимать механизм образования кристаллических решеток; уметь определять: тип кристаллической решетки в соединениях 

Д. Модели веществ с различной кристаллической решеткой 

66

Валентность и степень окисления.

Сравнивать понятия «валентность» и «степень окисления». Определять степень окисления элемента по формуле вещества и составлять формулы по известной степени окисления элементов. Работать индивидуально и в группах.

 

67

Окислительно-восстановительные реакции

Рассматривать понятия «окислитель», «восстановитель», «окислительно-восстановительная реакция» с точки зрения строения атома. Определять на примерах простых реакций окислительно-восстановительные реакции. Работать в парах или группах.

Д. Взаимодействие металлов с кислотами солями и неметаллами

Л. Горения магния

68

Повторение и обобщение по темам: «ПЗ и ПС химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

Закрепить знания и навыки, полученные при изучении темы. Работать самостоятельно и в группах. 

 

69

Контрольная работа по темам: «ПЗ и ПС химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

Выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу. 

Контрольная работа №4 

70

Обобщающий урок

Выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу. Решать расчетные задачи. 

 

  

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь