Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методическая разработка урока ОБЖ в 8 классе «Техногенные аварии»

Дата публикации: 2020-01-31 11:12:10
Статью разместил(а):
Михайлова Татьяна Тимофеевна

Методическая разработка урока ОБЖ в 8 классе «Техногенные аварии»

Автор: Михайлова Татьяна Тимофеевна

МБОУ «Лицей № 62», г. Кемерово

 

Аннотация: Данные методические рекомендации разработаны для учителя ОБЖ, включают в себя подробную информацию о техногенных авариях, их причинах, последствиях и способах защиты от ЧС техногенного характера. В этих методических рекомендациях есть информационный материал о техногенных авариях произошедших в Кузбассе за последние пятьдесят лет. Кузбасс является крупным промышленным регионом нашей страны. Сегодняшние учащиеся -  будущие работники на предприятиях своего родного края. Информация, полученная ими в школе, на уроках ОБЖ предназначена для защиты их от повторения ошибок, которые привели уже ко многим авариям, повлекшим за собой человеческие жертвы. Сторого исполняя требования технологического регламента производства, соблюдая правила охраны труда и пожарной безопасности, можно избежать многих трагедий. В методических рекомендациях предложена технологическая карта ни одного урока, а для всего раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».

 

Введение

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «земля», значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом. Если же у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скромной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».

Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели. Так, может быть, человек достиг не «тех» высот, сделал не «те» открытия, создал не «ту» цивилизацию?

Жизнедеятельность человека направлена на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания. Развитие науки, техники и технологии вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Техногенные катастрофы имеют начало, но не имеют окончания, они совершенно непредсказуемы, а степень ущерба после них не уменьшается с годами, поскольку негативные факторы продолжают действовать в среде еще многие годы.

За последние десятилетия в мире случились сотни техногенных катастроф. Некоторые из них имели глобальное воздействие на окружающую среду и человека.

Классификация техногенных аварий 

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь

или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы.

Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека. 

В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно, химически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрывопожароопасные

объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера (наиболее характерные) по месту их возникновения можно разделить на:

* радиационные, возникающие в результате аварии на радиационно опасном объекте (радиационно опасный объект – это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);

* химические, возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект – это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);

* пожары и взрывы на взрывопожароопасном объекте (взрывопожароопасный объект – это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, твердые горючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном при их воспламенении создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту). Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям.

* гидродинамические, возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах.

Гидродинамически опасный объект - это гидротехническое сооружение, при разрушениях которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами прорыва и затоплением больших территорий. Серьезную опасность для населения, техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений, как: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и в довыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и др.

Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска;

* транспортные, возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы). Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ.

Определенную угрозу для населения представляет нестабильная работа объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). На этих объектах ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая – на сетях водоснабжения и канализации.

Классификация техногенного аварий характерных для Кузбасса.

В Кемеровской области существует высокий риск возникновения техногенных ЧС, обусловленный специфическими особенностями региона: высокой концентрацией промышленного производства, среди которого преобладают потенциально опасные производства (угольные, химические, металлургические предприятия), применением устаревших технологий и оборудования. Большую роль играет и «человеческий фактор» – низкий уровень производственной дисциплины; несоблюдение норм охраны труда.

Основные техногенные опасности на территории Кемеровской области из года в год определяются такими видами ЧС, как пожары и взрывы в жилых зданиях и на опасных производственных объектах, выбросы химически опасных веществ, аварии на магистральных трубопроводах, коммунальных и энергетических сетях, автомобильные аварии.

Потенциальные опасности возникновения пожаров и взрывов

На территории Кемеровской области располагается 121 пожаро- и взрывоопасных объектов экономики. Кроме того, железнодорожный транспорт в области осуществляет перевозку взрывчатых веществ (ВВ). Погрузка ВВ осуществляется на 5 ж/д станциях,  выгрузка  производится на 32 ж/д станциях.

На территории Кузбасса часто складываются чрезвычайные ситуации, связанные с угольными предприятиями. Не­смотря на совершенствование оборудования для добычи уг­ля, работа шахтеров остается очень опасной. Проводя анализ происшествий в горной промышленности, следует отметить, что отслеживается три основные причины, приводящие к чрезвычайным ситуациям: взрыв метана, обрушение кровли, нарушение норм охраны труда.

Пожары в жилом секторе и на объектах экономики, продолжают оставаться одной из основных причин численных людских потерь и многомиллионного материального ущерба.

Печальная статистика по пожарам за 2008 – 2009 годы:                 

– в зданиях и сооружениях производственного назначения:

в 2008г. –  212  случаев возгорания, погибло 9 человек,

в 2009г. – 165 пожаров, люди не погибли,

в 2010 г. – 144, при этом погибло 5 человек.

– в  зданиях административно-общественного назначения:

в 2008г. –  60 случаев возгорания, погиб 1 человек,

в 2009г. – 53 пожара, погиб 1 человек,

в 2010г. – 35 случаев возгорания при этом не погибло и не пострадало ни одного человека.

– в зданиях культурно-зрелищных учреждений:

в 2008 г. – 10  случаев возгорания, люди не погибли,

в 2009 г. – 11 пожаров, погиб один человек,

в 2010 г. – 9 случаев возгорания при этом погибло 2 чел.

– пожары в зданиях жилого сектора

в 2008 г. – 4521 случая возгорания, погибло 335 человек,

в 2009 г. – 4513 случаев возгорания, погибло 370 человек,

в 2010 г. произошло 4250 случаев возгорания, при этом погибло 336 человек.

Угрозы химической опасности.

Аварийно химически опасными веществами (АХОВ) называются вещества при попадании которых в окружающую среду в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации (ПДК), на людей, животных и растения оказывается воздействие, вызывающее у них поражения различной степени тяжести, в том числе и смертельные. При авариях на химически опасном объекте с возникновением пожара испарение АХОВ значительно ускоряется. Некоторые АХОВ сами способны, смешиваясь с воздухом, образовывать взрывоопасные смеси.

Крупными запасами АХОВ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, текстильной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Значительное количество этих веществ находится на объектах пищевой, мясной и молочной промышленности, холодильниках, торговых базах, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Отличительной чертой аварий на химически опасных промышленных объект с выбросом АХОВ является то, что,  поражения людей при высоких концентрациях АХОВ может происходить в весьма короткие сроки, поэтому сохранение жизни и здоровья людей будет зависеть от умелых и быстрых действий населения.

В число техногенных источников опасности Кемеровской области, приводящих к возникновению ЧС, входят около 100 химически опасных объекта, расположенных в городах и районах области, а также крупные железнодорожные узлы и станции, расположенные на участке транссибирской магистрали.

Наибольшую опасность представляют предприятия химической отрасли промышленности  ОАО «Химпром», ОАО «Азот», ЗАО  «Токем» в городе Кемерово. По степени химической опасности четыре города области отнесены к I степени опасности (максимально опасные): Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, остальные к III степени опасности.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах являются чрезвычайно высокий износ технологического оборудования и трубопроводных систем, а также «человеческий фактор». В целях решения вопросов по прогнозированию и оценке радиационной и химической обстановки разработаны компьютерные программы  с использованием электронной карты Кемеровской области, на каждый химически опасный объект, по рекомендациям Сибирского регионального центра  ГОЧС, разработаны шаблоны, имеющие полную информацию об объекте и последствиях возникшей чрезвычайной ситуации с выбросом (выливом) АХОВ. Все жители города Кемерово должны знать свои действия при угрозе и возникновении очага химического заражения. 

Опасности на транспорте.

Общая протяженность железных дорог общего пользования составляет 1479,6 км. Наиболее крупными железнодорожными узлами являются г. Кемерово и г. Новокузнецк.  В случае возникновения аварии на ж/д может произойти разлив цистерн с АХОВ. Местом аварии может быть любой участок дороги. Наибольшую опасность для населения представляют аварии на ж/д узлах, ж/д станциях, где происходит скопление вагонов с АХОВ и ВВ.

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут вызвать столкновения поездов, их сход с рельсов, пожары перевозимых грузов, главным образом горюче-смазочных материалов и других опасных в пожарном отношении веществ, и т.п. Непосредственную опасность для пассажиров в этих случаях представляют огонь и дым, приводящие к ожогам и отравлениям, а при взрывах - ударная волна и осколки разрушающихся конструкций и оборудования, удары о различные детали вагонных конструкций, приводящие к ушибам, переломам и другим травмам или гибели пассажиров.

Подавляющая часть транспортных происшествий приходится на автомобильный транспорт.

Печальная статистика ДТП за 2008 – 2010 годы:               

2008 году произошло 2228 ДТП, в которых пострадало 2897 человек, погибло – 394 человека;

в 2009 году произошло 3610 ДТП, в которых пострадало 4433 человека, погибло – 581;

2010 году произошло 3124 ДТП, в которых пострадало 3592 человека, погибло – 455.

Безопасность движения зависит от многих факторов, среди которых первостепенное значение имеют действия самих участников движения.          

Под детским транспортным травматизмом следует понимать все случаи повреждений у де­тей, нанесенные им наружными и внутренними частями движущегося транспорта в условиях и местах (улица, дорога, магистраль, двор и т.д.), требующих соблюдения Правил дорожного дви­жения участниками дорожного движения (води­телями, пешеходами, велосипедистами и пасса­жирами).

Анализ травмирования людей показывает, что их виды бывают самыми разнообразными. Среди них можно выделить три основные группы:

– ушибы головного мозга - 17%;

– сотрясения головного мозга - 57%;

– повреждения без черепно-мозговой трав­мы - 26%.

Как видим, основным видом повреждений у де­тей в ДТП является черепно-мозговая травма -74%.

Место на­хождения детей (пешеходов, велосипедистов и пассажиров) относительно транспортного средства в момент получения ими травм ни в коей мере не снижает тяжести повреждений, но в определенной степени влияет на их характер.

 Так, у пешеходов и велосипедистов в подавляющем большинстве случаев (76%) имелась черепно-моз­говая травма, в то время как у пассажиров дан­ный вид повреждений отмечался почти в два раза реже.

Вместе с тем выявлено, что несвоевременная госпитализация отмечалась тогда, когда постра­давшие дети после ДТП доставлялись первоначаль­но в амбулаторные медицинские учреждения или родители пытались оказать помощь сами». Каждый житель Кузбасса должен знать правила дорожного движения и соблюдать их требования.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

В Кемеровской области ЧС подобного рода возможны в случае аварии на Сибирском химическом комбинате (Томская область). В случае аварии область должна будет принять 344 тысячи человек населения из города Томска.

Аварии на радиационно-опасных объектах могут сопровождаться выходом газо-аэрозольного облака, которое перемещается по направлению ветра. Радиоактивные вещества из облака, оседая на местность, загрязняют её. Население, попавшее в зону распространения газо-аэрозольного облака, подвергается внешнему и внутреннему радиоактивному облучению.

Радиоактивные вещества имеют ряд специфических особенностей. Они не имеют запаха, цвета или других внешних признаков, по которым можно было бы их обнаружить: обнаружение радиоактивных веществ (РВ) возможно только с помощью специальных дозиметрических приборов; радиоактивные вещества способны вызывать поражения не только при непосредственном соприкосновении с ними, но и на некотором расстоянии (до сотен метров) от источника загрязнения; поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены ни химически, ни каким-либо другим способом, т.к. радиоактивный распад не зависит от внешних факторов, а определяется только периодом распада данного вещества. Радиоактивное загрязнение имеет ряд особенностей: радиоактивные вещества легко проникают внутрь помещений. Сравнительно небольшая высота подъема радиоактивного облака приводит к загрязнению населенных пунктов и лесов значительно больше, чем открытой местности. При большой продолжительности радиоактивного выброса, когда направление ветра может многократно меняться, возникает вероятность радиоактивного загрязнения местности практически во все стороны от источников аварии. Кроме того к источникам природного радиоактивного облучения можно отнести: космические лучи, калий–40 (в почве, ископаемом топливе), фосфорные удобрения, некоторые пищевые продукты – мясо олений, овец, дары моря, газ радон, содержащийся в земле, воде.

 

Причины аварий

В основном ЧС техногенного характера возникают по следующим причинам:

1. Низкий уровень квалификации кадров, занятых непосредственно на объекте.

2. Нарушения технологической дисциплины и порядка обслуживания объекта.

3. Материальный износ оборудования, средств технического контроля и предупреждения нестандартных ситуаций.

4. Ошибки на стадиях проектирования и строительства объекта.

Большинство аварий происходят по причинам ошибок и халатных действий персонала. По этим причинам возникают в мире 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% морских катастроф, 90% ДТП.

Проблема аварийности промышленного производства, энергетических систем различных трубопроводов в России достаточно актуальна. Это объясняется огромной территорией страны и наличием на ней множества технических и строительных объектов, обслуживающих население. Каждый из них обладает сроком износа. Только система водоснабжения во многих городах изношена на 65%.

Кризисы в экономике, недостаток финансовых средств усугубляет положение, нарастают серьезные экологические проблемы.

Но аварии случаются не только в России, но и в более благополучных с экономической точки зрения странах. В апреле 2010 года в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана (США) взорвалась и затонула после сильного пожара морская буровая установка. Вылилось около пяти млн. баррелей нефти. Катастрофа нанесла большой ущерб побережью, размер которого оценили в миллиарды долларов. Это всего лишь один из примеров.

Профилактика ЧС 

Ежегодно природные и техногенные чрезвычайные ситуации приобретают все большее распространение во всем мире, в том числе, и в России. Ущерб от их последствий исчисляется до 5% от валового продукта страны. Потери от аварий и катастроф в сравнении с 60-ми годами прошлого столетия увеличились в десятикратном размере.

В России за три квартала 2017 года зафиксировано 117 ЧС техногенного характера, в которых погибло 357 человек.

Возможно ли избежать ЧС техногенного происхождения?  Специалисты полагают, что избежать полностью возникновения ЧС не удастся, но снизить потери от них возможно путем разработки и осуществления конкретных мер по их предупреждению.

Сегодня государства вынуждены учитывать возможные потери от происшествий в своей экономической политике, разрабатывать более существенные программы по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Естественно, большее внимание уделяется предупреждению чрезвычайных ситуаций, что с экономической точки зрения гораздо эффективнее, чем устранение последствий подобных ЧС.

В России предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет комплекс мер, осуществляемых органами власти различных уровней по устранению причин возникновения аварий, снижению потерь от их негативных последствий. На федеральном уровне пристальное внимание уделяется информированию и обучению населения защитным действиям в случае возникновений техногенных ЧС. В школах введен предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), позволяющий ознакомить учащихся с элементами правильного поведения в опасных ситуациях. На уроках и внеклассных мероприятиях подросткам предлагаются ситуативные задачи, проверочные тесты по ОБЖ.

 

Выводы 

1) С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия – чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).

2) Анализ опасностей техногенного характера и их причин позволяет сделать вывод, что основные причины техногенных аварий и катастроф обусловлены: ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины

 

Список использованной литературы:

1. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учебник для населения под редакцией Г.Н. Кириллова. – М.: 2002

2. Статья «Современные техногенные опасности Кузбасса».,- В.В. Ромашин, Е.Г. Арутюнян.

 

Технологическая карта раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

Предмет, класс

8 класс, ОБЖ

Тема раздела

ЧС техногенного характера

Актуальность использования средств ИКТ

Активизация познавательной деятельности учащихся

Цель урока

Обобщить знания учащихся о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и основными причинами их возникновения;

Дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера;

Ознакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера, произошедших в Кузбассе за последние 50 лет.

Воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Задачи курса

 

обучающие

развивающие

воспитательные

способствовать формированию знаний безопасного

поведения при ЧС техногенного характера

развивать у учащихся мышление, память, внимание.

вызвать познавательный интерес; сформировать умения самостоятельной и коллективной работы на уроке

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый

Необходимое аппаратное и программное обеспечение.

Компьютер, проектор

Образовательные ресурсы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные 

1.самоопределение: рефлексивная самооценка учебной деятельности;

2.смыслообразование: мотивация образовательной деятельности на основе фото демонстраций и  проблемных ситуаций; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

3.нравственно-этическое оценивание: формирование ценностного отношения к жизни.

 

коммуникативные: формирование умений работать в группе; представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

познавательные: приобретение опыта самостоятельной деятельности при выполнении работы по составлению вопросов;   развитие мышления учащихся при решении проблемных задач.

регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и оценка результатов своей деятельности.

факты: ЧС техногенного характера опасны для человека.

теоретические понятия:,

ЧС техногенного характера, происшествия, аварии, катастрофы

умения: работать с текстом учебника; делать выводы из увиденного; умение анализировать фото фрагменты по вопросам, составленным учителем.

 

Памятка по пожарной безопасности, если не удалось избежать  возгорания

1. Когда вы заметили первые признаки возникновения пожара (запахло гарью, появилось пламя, дым и так далее), изолируйте помещение (закройте все окна и двери), немедленно позвоните в пожарную службу и назовите точный адрес.

2. Как гласит памятка по пожарной безопасности, требуется немедленно покинуть место возгорания и отключить при этом электричество и газ. Входная дверь также плотно закрывается.

3. Во время пожара категорически запрещается использовать лифт. Это может оказаться опасным для жизни.

4. Предупредите соседей о начале пожара. Помогите престарелым, инвалидам и детям покинуть зону, опасную для жизни.

5. До того как приедут пожарные, начните тушить огонь самостоятельно, если есть возможность, но не забывайте о личной безопасности.

6. Если у вас нет возможности эвакуироваться, то примите следующие меры: изолируйте помещение от дыма и огня путем уплотнения притворов влажной тканью. Дышать в помещении с дымом можно только через влажную ткань, которая плотно закрывает рот и нос. Если помещение очень сильно задымлено, то двигаться надо только на четвереньках или ползти. Кроме того, следует подойти к окну, чтобы вас могли увидеть пожарные.

7. Ни в коем случае не открывайте и не разбивайте окно без крайней необходимости.

 

Действия при взрыве в школе

Необходимо выполнить следующие требования:

• Не паникуйте – паника плохой помощник.

• Быстро оценить свое местонахождение, состояние здоровья.

• Окажите себе помощь, постарайтесь быстрее покинуть зону взрыва.

• Защитите органы дыхания с помощью любой ткани.

• В случае поражения глаз закройте их ладонью, не пытайтесь самостоятельно извлечь из них посторонние предметы, ждите помощь.

• Не предпринимайте активных самостоятельных движений, которые могут ухудшить ваше здоровье и осложнить ситуацию, сохраняйте тепло и силы, не делайте лишних движений.

• В частично разрушенных зданиях, при отсутствии возможности самостоятельно эвакуироваться, необходимо дождаться помощи. Оцените обстановку. Для ускорения и облегчения процесса поиска необходимо подавать сигналы голосом, использовать трубы и батареи, размахивать тканью или рукой. В темное время суток можно воспользоваться светом фонарика.

• При отсутствии травм нужно оказать помощь другим.

• Передвигаться в зоне взрыва необходимо предельно осторожно.

Действия школьников при обнаружении взрывчатых веществ:

• Не пытайтесь самостоятельно обезвредить (разминировать) взрывное устройство. Это должны делать специалисты.

 • Не трогайте, не переносите, не распаковывайте, не бросайте подозрительные предметы.

• Не располагайтесь вблизи опасного предмета, отойдите на расстояние не менее 100м.

 •Сообщите о подозрительном предмете учителям, в милицию, пожарным, спасателям, они должны организовать охрану

 

Действия при авариях с выбросом АХОВ

Для оповещения населения, проживающего в зоне возможного химического заражения, связанной с выбросом АХОВ, используется единый сигнал — «Внимание всем!», подаваемый на объекте, где произошел выброс, путём коротких звонков, сирен, других характерных звуков тревоги, через громкоговорители.

Признаки утечки хлора или аммиака:

Характерный запах (в том числе и в квартире) – хлорки, хлорных бытовых отбеливателей при выбросе хлора и нашатырного спирта – при выбросе аммиака. Затуманенный воздух. Раздражение глаз и верхних дыхательных путей.

Действия:

1. Действовать согласно инструкции передаваемого речевого сообщения!

2. Находящимся на улице и в транспорте:

- принять меры по элементарной защите органов дыхания – закрыть нос и рот ватными или меховыми частями одежды, смоченными водой (при отсутствии воды – мочой) и кожи – застегнуться на все пуговицы, молнии, обвязать шею шарфом, надеть перчатки или спрятать руки в рукава;

- двигаться перпендикулярно направлению ветра – облако ядовитых газов всегда вытянуто, и вы пройдёте его поперёк, к его ближайшему краю;

- при перемещении по улицам избегать закрытых дворов, тупиков, узких улиц – двигаться по наиболее открытой местности;

- при невозможности покинуть зараженную местность укрыться в жилых и производственных зданиях, учитывая распределение АХОВ по этажам зданий!

3. Находящимся в помещении:

- в многоэтажных зданиях – занять помещения, в соответствии с распределением АХОВ по этажам;

- отключить принудительную вентиляцию;

- не пользоваться открытым огнём – пары АХОВ могут образовывать взрывоопасные смеси;

- провести герметизацию внутренних помещений:

-     закрыть входные двери, окна (в первую очередь – с наветренной стороны);

-     заклеить (закрыть задвижки) вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой;

-     двери уплотнить влажными материалами (мокрой простыней, одеялом и т.п.);

-     щели оконных проёмов заклеить изнутри липкой лентой (пластырем, бумагой) или уплотнить подручными материалами (поролоном, мягким шнуром и т.п.);

- принять меры по защите органов дыхания и глаз:

-     закрыть нос и рот ватно-марлевой повязкой (свернутой в несколько слоев тканью), смоченной слабым кислым (если АХОВ - аммиак) или щелочным (если АХОВ - хлор) раствором;

Следить за информацией, которую будут периодически передавать по ходу ликвидации последствий аварии по средствам массовой информации!

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь