Повышение мотивации учащихся на уроках химии и биологии средствами ИКТ

Дата публикации: 2020-04-19 12:46:28
Статью разместил(а):
Ахмедьянова Надежда Евгеньевна, Егошина Людмила Александровна

Повышение мотивации учащихся на уроках химии и биологии средствами ИКТ

Авторы: Егошина Людмила Александровна

и Ахмедьянова Надежда Евгеньевна

МБОУ "СОШ № 8", г. Бирск

 

Как мотивировать обучающихся к изучению химии и биологии? Конечно, это нельзя сделать без использования современных информационно-коммуникативных технологий.

Ежегодно обучающиеся нашей школы выбирают данные предметы для сдачи ЕГЭ. Они являются очень важными для будущих студентов медицинских, аграрных, нефтяных университетов и многих других. Каким образом можно повысить интерес обучающихся к химии и биологии? Естественно в настоящее время нельзя обойтись без современных методов обучения, без применения ИКТ.

Учитель, работающий с мелом и доской, как бы он не старался, не может в полной мере передать многие особенности химических и биологических процессов. Это также верно, как и то, что учитель не является «толкователем истин». Его функция – «зажечь» обучающихся. В современных условиях – информационные технологии являются именно тем звеном в цепочке получения знаний, которое ближе всего по духу молодому поколению, вызывает у них неподдельный интерес и возможность к творческой деятельности.

Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем, на наш взгляд, можно условно разделить на два блока, с точки зрения места их использования: ИКТ на уроках химии и биологии, ИКТ во внеурочной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам классического комбинированного урока:

- Этап проверки знаний. Компьютерная проверка знаний может быть в виде теста, биологического диктанта, графического диктанта, заданий типа «Убери лишнее» и т.д. Для проверки знаний могут использоваться как задания, составленные учителем самостоятельно, так и задания, предлагаемые в мультимедийных пособиях по предмету. Так, в частности в пособиях «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» предлагаются различные варианты задания для контроля знаний.

- Этап объяснения нового материала. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, это дает возможность учителю проявить собственное творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.

- Этап закрепления знаний. В качестве закрепления знаний можно использовать беседу на основе выполненной на компьютере кодограммы урока. Кодограмма может быть распечатана и роздана детям для работы, а может воспроизводиться на экране с помощью мультимедийного проектора. Кодограмма содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрации, схемы, логические цепочки.

Область применения ИКТ во внеурочной деятельности очень широка, ее условно можно разделить следующим образом:

1. ИКТ при подготовке домашних заданий. Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача грамотного учителя научить обучающихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное.

2. ИКТ при организации исследовательской деятельности. При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами, ну и, наконец, в Интернете можно найти информацию о проведении конкурсов и принять в таковых участие.

3. ИКТ в самостоятельной деятельности обучающихся. Одной из форм домашних заданий может быть не только подготовка сообщений по темам, но и составление тестов по темам. Такие тесты сдаются на проверку в распечатанном виде, на электронных носителях и могут после проверки учителем использоваться для взаимной проверки знаний обучающимся. 

Можно также в качестве творческих заданий предложить обучающимся создание собственных презентаций по темам, что позволяет закрепить полученные знания не только автору, но и все остальным при демонстрации полученного материала.

Таким образом, прослеживается следующая взаимосвязь: чтобы школьникам было интересно нужно этот интерес у них пробудить и постоянно развивать, чтобы его развить необходимо их чем-то мотивировать к действию, проще всего это сделать, используя их интерес к компьютеру.

Обобщая вышесказанное, хочется пожелать коллегам: «Не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может побудить интерес у обучающихся к своему предмету!»