Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Программа внеурочной деятельности "ЭКОпатруль"

Дата публикации: 2020-06-01 16:23:45
Статью разместил(а):
Реутова Людмила Геннадьевна

Программа внеурочной деятельности объединения «ЭКОпатруль»

Автор: Реутова Людмила Геннадьевна

 

В последние годы в России большое значение приобрело экологическое образование. Наступило понимание очевидного  факта  -  у общества, которое только потребляет нет будущего. Наука экология стала преподаваться  как в школе, так и в ВУЗах. В тоже время дети, с развитием современных технологий, стали отдаляться от природы. Они мало гуляют, мало наблюдают, практически лишены практических навыков работы на «земле». 

Если раньше  сельским детям гораздо легче давались знания по биологии,  ввиду приближенности к природе, в отличие от городских ребят, то сейчас эти различия не велики. Малоподвижный образ жизни,  компьютерная зависимость, поток информации сказываются как на физическом, так и на психическом здоровье детей.  Получение экологических знаний заставляет ребёнка тянуться к природе, действовать, открывать, творить!

Ведущая роль в формировании экологического сознания обучающихся принадлежит научно-исследовательской деятельности. В образовательный процесс включаются такие формы и методы, которые ставят учеников в позицию исследователей и первооткрывателей. Любой вопрос, любой поступок становится проектом, требует научных обоснований, исследований.

Важно не просто учить – важно воспитывать. Полученные знания пригодятся человеку в будущем на 10%, а воспитание  на 100%.

К числу федеральных документов, определяющих нормативно-правовые основы проектирования целевых ориентиров освоения дополнительных общеобразовательных программ относятся:

- Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-РФ.

- Национальная стратегия действий в интересах детей: Навстречу десятилетия детства на 2018 - 2027 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240.

- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы.

- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, в.А. Тишков. – 3 изд. – М, 2012.)

- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р.

- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р).

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года «41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Устав учреждения.

В Сергиевском районе серьёзное внимание уделяется вопросам экологии, пропаганде здорового образа жизни, включению детей и подростков в природоохранную деятельность.

Новизна программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, посредством организации научно-исследовательской работы. Организация научно-исследовательской работы учащихся непосредственно связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной тематике, подбора методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарии, собственные выводы. При обучении по данной программе, происходит обеспечение самоопределения личности, создаются условия по ее самореализации. Происходит формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира. Происходит формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время способствует:

1. Вовлечению школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую работу, что создает определенные условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде.

2. Воспитывает любовь к природе через полевой практикум, в котором они непосредственно общаются с природой и знакомятся с различными природными закономерностями на краеведческом материале

3. Обеспечивает заполнение досуга школьников интересной, полезной деятельностью и укреплению здоровья, являясь профилактикой асоциального поведения, способствует укреплению психического и физического здоровья, работая в полевых условиях.

4. Способствует расширению кругозора, закреплению знаний полученных на уроках в школе, развитие познавательного интереса, мотивации к познанию неизведанного и к самостоятельному творчеству, повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка.

5. Вырабатывает навыки использования компьютерных технологий, Интернета.

6. Создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

7. Способствует укреплению связи с родителями, которые тоже принимают участие в работе полевого практикума, получая удовольствие от совместной деятельности с ребенком, все заняты одной научной проблемой.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что, только проделав лабораторные работы, самостоятельно в полевых условиях обучающиеся начинают понимать, для чего им нужны школьные знания по математике, физике, химии, биологии, географии. Программа дает возможность учащимся осознать и обнаружить связь материальной культуры человека с ландшафтом, климатом, рельефом местности, растительностью и животным миром; знакомит учащихся с практикой естественно - научного наблюдения, экспериментирования, практикой полевых наблюдений и лабораторных работ, работой в библиотеке, музее, архиве. Программа делает привычным и естественным использование ресурсов Интернета в поиске ответов на вопросы и публикации материала, в области дистанционного общения и участия в интернет форумах, конференциях, а так же общения с курирующими учеными через Интернет дистанционно; делает привычной и естественной командную форму работы с коллективом единомышленников из других регионов. Программа позволяет подготовить научно-исследовательскую работу вполне осознанно и самостоятельно.

Данная образовательная программа разработана с учетом индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.

Цель программы: создание условий для познания многообразия экологических связей и отношений с окружающим миром, а также воспитание гражданина, способного активно включаться в жизнь общества, быть ответственным перед обществом, направляя действия на личную и общую пользу.

Программа ставит перед собой следующие задачи.  

Образовательные задачи:  

1. Развитие познавательного интереса к окружающей природе.

2. Выяснение роли экологии в жизни человека.

3. Знакомство с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека и его рациональное использование ресурсов.

4. Изучение видового состава растений, животных, бактерий, грибов в окрестностях своего населенного пункта.

5. Знакомство учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний в практической деятельности.

6. Знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их рационального использования, вопросами проектирования безопасного поведения в различных социоприродных условиях, основами экологической эстетики, этики и психологии.

7. Понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли человека в изменении биологического разнообразия Земли.

8. Приобретение навыков выполнения наиболее простых и более сложных проектов.

9. Формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии.

Воспитательные задачи:

1. Приобщение учащихся к позитивной экологической деятельности.

2. Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным ресурсам.

3. Воспитание у детей экологической этики и эстетики.

4. Расширение мировоззрения учащихся.

5. Приобретение навыков коммуникативного общения, здорового образа жизни.

Развивающие задачи:  

1. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе экологического проектирования.

2. Формирование у детей наблюдательности, логического мышления, умений сравнивать и анализировать, проводить исследования и делать выводы на основании полученных результатов.

3. Совершенствование навыков работы с разными источниками информации, разными формами презентации творческих работ.

4. Развитие навыков оформления отчета по экскурсии и исследованию, проведение и формулирование вывода по практической работе, работа с живыми объектами.

5. Формирование потребности в самопознании, саморазвитии. 

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

• положительно относятся и интересуются  изучением природы, человека, историей своей страны;

•  сформировано чувство  прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

• сформированы осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

• уважительно относятся к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

• знают основные правила поведения в природе и обществе и ориентируются на их выполнение;

• осознают себя  гражданином России, испытывают чувство гордости за историю и культуру своей страны, ответственность за общее благополучие;

• понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдают  правила безопасного поведения в природе и обществе;

• способны к самооценке;

• чувствуют ответственность за выполнение своей части работы при работе в группе;

• имеют целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

• умеют находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе ,из  Интернета;

• понимают информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

• использую готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

• сравнивают и классифицируют объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

• устанавливают причинно-следственные связи изменений в природе;

• обобщают результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делают выводы;

• сопоставляют информацию, представленную в разных видах, обобщают еѐ и используют  при выполнении заданий;

• выделяют существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

Коммуникативные:

• сотрудничают  с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливают очерѐдность действий, осуществляют взаимопроверку;

• распределяют обязанности при работе в группе;

• учитывают мнение партнѐра, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают  своѐ решение;

Регулятивные:

• принимают и сохраняют цель познавательной деятельности;

• самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью;

• осуществляют пошаговый и итоговый контроль;

• осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

• самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые   коррективы.

Предметные:

 • проводят самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксируют результаты;

• дают  характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

• различают план местности и географическую карту;

• читают план с помощью условных знаков;

• различают формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объясняют, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;

• характеризуют основные виды почв;

• приводят примеры полезных ископаемых и доказывают необходимость их бережного использования;

• объясняют, что такое природное сообщество, приводят примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;

• приводят примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

• объясняют, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

• характеризуют особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоѐмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывают об использовании природы своего края и еѐ охране;

 • объясняют некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

• определяют причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

• дают оценку влиянию деятельности человека на природу;

• делают элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

• выполняют  правила поведения в природе.

• участвуют в мероприятиях по охране природы.

Содержание курса

Тема «Экология как научная основа природопользования».

Экология как научная основа природопользования. 

Тема «Проект и исследование в экологии: сходства и различия».

Проектная и исследовательская деятельность в экологии: сходства и различия. 

Тема «Подготовка к НПК. Выбор тем для проектов».

Подготовка к научно-практической конференции. Выбор тем для проектов. 

Тема «Программа организации и проведение фенологических наблюдений».

Программа по организации работ и проведению комплексных фенологических наблюдений. 

Тема «Сбор природного материала. Изготовление поделок из природного материала».

Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Изготовление поделок из природного материала. 

Тема «Средообразующая деятельность организмов».

Пути воздействия организма на среду обитания. Приспособительные формы организмов. 

Тема «Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам».

Подготовка спила дерева, подсчет и измерение ширины годичных колец. 

Тема «Виртуальные экскурсии по курганам Царёв и Молодецкий».

Знакомство с памятниками природы Самарской области.

Тема «Изучение флоры и экологии лишайников».

Описание лишайниковых сообществ. 

Тема «Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации».

Правила организации лихеноиндикационных исследований. 

Тема «Типы взаимодействия организмов».

Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. 

Тема «Поможем птицам».

Изготовление и развеска искусственных гнездовий. Подкормка зимующих птиц.

Тема «Подготовка к НПК. Работа над проектами».

Подготовка к научно-практической конференции. Работа над проектами

Тема «Изучение численности птиц различными методами».

Методы количественного учета птиц: маршрутный учет, учет на точках, учет на постоянной площадке.

Тема «Определение птиц и зверей по следам».

Изучение летних и зимних следов птиц и зверей.

Тема «Методы метеорологических наблюдений».

Правила организации метеорологических наблюдений.

Тема «Определение вредителей леса».

Работа с определителем вредителей леса. Вред, причиняемый растениям леса.

Тема «Виртуальные экскурсии по селу Ширяево и пещере братьев Греве».

Знакомство с памятниками природы Самарской области.

Тема «Человек как биосоциальный вид».

Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека. 

Тема «Создание газеты «ЭКОпатруль».

Создание газеты «ЭКОпатруль».

Тема «Виды лесных пожаров. Способы их тушения.

Определение видов лесных пожаров, вред, наносимый пожарами лесу, средства для тушения пожаров в лесу.

Тема «Разработка плана мероприятий для участия в днях защиты от экологической опасности».

Разработка плана мероприятий для участия в днях защиты от экологической опасности. 

Тема «Подготовка к экологическому празднику «День Земли».

Подготовка к экологическому празднику - «Дню Земли».

Тема «Изготовление поделок из мусора и подручного материала».

Изготовление поделок из мусора и подручного материала. 

Тема «Изучение видового состава и численности грибов».

Исследование видового состава и численности грибов в различных биотопах. 

Тема «Оценка жизненного состояния леса по сосне».

Оценка экологического состояния лесов на основе анализа морфологического состояния деревьев сосны обыкновенной. 

Тема «Оформление полевых дневников».

Правила ведения и оформления полевых дневников школьников.

Тема «Изучение фауны временных водоемов».

Описание фауны временных водоемов-луж.

Тема «Изготовление поделок из мусора и подручного материала».

Изготовление поделок из мусора и подручного материала. 

Тема «Изучение физико-химических свойств природных вод».

Правила отбора проб воды из естественных водоемов, искусственных источников. 

Тема «Фенология цветения растений».

Исследование изменчивости видового состава цветущих растений. 

Тема «Подведение итогов года.  «Экопортфолио».

Подведение итогов года. Создание «Экопортфолио».

 

Тематическое планирование:

№ п/п

Раздел, тема курса

Кол-во часов

Материально-техническое, информационное обеспечение

теория

практика

1

Экология как научная основа природопользования.

Даты экологического календаря – сентябрь. 

1

 

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

2

Проект и исследование в экологии: сходства и различия 

1

 

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

3

Подготовка к НПК. Выбор тем для проектов. 

 

1

Методическое пособие «Эко исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

4

Программа организации и проведение фенологических наблюдений 

 

1

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

5

Сбор природного материала. Даты экологического календаря – октябрь. 

 

1

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

6

Средообразующая деятельность организмов

1

 

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

7

Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам 

 

1

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

8

Виртуальные экскурсии по курганам Царёв и Молодецкий.

(Центр «Точка роста») 

1

 

Ноутбук учителя, ноутбуки мобильного класса

9

Изучение флоры и экологии лишайников.

Даты экологического календаря – ноябрь. 

 

1

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

10

Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации. 

 

1

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

11

Типы взаимодействия организмов. Проектирование экологической газеты «ЭКОпатруль»

(Центр «Точка роста») 

 

1

МФУ (принтер, сканер, копир.),

фотоаппарат с объективом, ноутбук.

12

Экологическая акция: «Поможем птицам». Даты экологического календаря – декабрь. 

 

1

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

13

Подготовка к НПК. Работа над проектами

 

1

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

14

Изучение численности птиц различными методами 

1

 

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

15

Определение птиц и зверей по следам.

 

1

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

16

Методы метеорологических наблюдений. Даты экологического календаря – январь. 

 

1

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

17

Определение вредителей леса.

 

1

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

18

Виртуальные экскурсии по селу Ширяево (Ширяевские штольни) и пещере братьев Греве.

(Центр «Точка роста») 

1

 

Ноутбук учителя, ноутбуки мобильного класса

19

Человек как биосоциальный вид

1

 

Глазачев С.Н. Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты Зелёный мир.

 

20

Создание газеты «ЭКОпатруль». Даты экологического календаря –февраль.

(Центр «Точка роста») 

 

1

МФУ (принтер, сканер, копир.),

фотоаппарат с объективом, ноутбук.

21

Виды лесных пожаров. Способы их тушения.  

1

 

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

22

Разработка плана мероприятий для участия в днях защиты от экологической опасности  

 

1

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

23

 

Подготовка к экологическому празднику «День Земли». Даты экологического календаря – март. 

 

1

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

24

Изготовление поделок из мусора и подручного материала 

 

1

Лекционный материал для изготовления поделок. 

25

Изучение видового состава и численности грибов. 

1

 

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

26

Оценка жизненного состояния леса по сосне. 

 

1

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

27

 

Оформление полевых дневников. Даты экологического календаря – апрель. 

 

1

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

28

«Экология и здоровье человека» - виртуальные лаборатории.

(Центр «Точка роста») 

1

 

Ноутбук учителя, ноутбуки мобильного класса

29

Изучение фауны местных водоемов 

 

1

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

30

Изготовление поделок из мусора и подручного материала.  Даты экологического календаря – май. 

 

1

Лекционный материал для изготовления поделок 

31

Изучение физико-химических свойств природных вод 

 

1

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С. 

32

Фенология цветения растений 

1

 

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

33

Составление гербария 

 

1

Лекционный материал о изготовлении гербария 

34

Подведение итогов года.  «Экопортфолио». Выпуск газеты «ЭКОпатруль».

(Центр «Точка роста») 

 

1

МФУ (принтер, сканер, копир.),

фотоаппарат с объективом, ноутбук.

 

 

11

23

 

Календарно-тематическое планирование:

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

Форма занятия

Материально-техническое, информационное обеспечение занятия

1

Экология как научная основа природопользования.

Даты экологического календаря – сентябрь. 

1

 

лекция – диалог

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

2

Проект и исследование в экологии: сходства и различия 

1

 

диспут 

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

3

Подготовка к НПК. Выбор тем для проектов. 

1

 

самостоятельная исследовательская работа

Методическое пособие «Эко исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

4

Программа организации и проведение фенологических наблюдений 

1

 

лекция – диалог

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

5

Сбор природного материала. Даты экологического календаря – октябрь. 

1

 

полевые экскурсии

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

6

Средообразующая деятельность организмов

1

 

лекция – диалог

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

7

Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам 

1

 

практикум

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

8

Виртуальные экскурсии по курганам Царёв и Молодецкий.

(Центр «Точка роста») 

1

 

виртуальная экскурсия

Ноутбук учителя, ноутбуки мобильного класса

9

Изучение флоры и экологии лишайников.

Даты экологического календаря – ноябрь. 

1

 

полевые экскурсии

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

10

Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации. 

1

 

лабораторные исследования

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

11

Типы взаимодействия организмов. Проектирование экологической газеты «ЭКОпатруль»

(Центр «Точка роста») 

1

 

практикум

МФУ (принтер, сканер, копир.),

фотоаппарат с объективом, ноутбук.

12

Экологическая акция: «Поможем птицам». Даты экологического календаря – декабрь. 

1

 

акция

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

13

Подготовка к НПК. Работа над проектами

1

 

самостоятельная исследовательская работа

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

14

Изучение численности птиц различными методами 

1

 

практикум

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

15

Определение птиц и зверей по следам.

1

 

практикум

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

 

16

Методы метеорологических наблюдений. Даты экологического календаря – январь. 

1

 

полевые экскурсии

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

17

Определение вредителей леса.

1

 

практикум

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

18

Виртуальные экскурсии по селу Ширяево (Ширяевские штольни) и пещере братьев Греве.

(Центр «Точка роста») 

1

 

виртуальная экскурсия

Ноутбук учителя, ноутбуки мобильного класса

19

Человек как биосоциальный вид

1

 

лекция – диалог

Глазачев С.Н. Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты Зелёный мир.

 

20

Создание газеты «ЭКОпатруль». Даты экологического календаря –февраль.

(Центр «Точка роста») 

1

 

практикум

МФУ (принтер, сканер, копир.),

фотоаппарат с объективом, ноутбук.

21

Виды лесных пожаров. Способы их тушения.  

1

 

лекция – диалог

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

22

Разработка плана мероприятий для участия в днях защиты от экологической опасности  

1

 

диспут 

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

23

 

Подготовка к экологическому празднику «День Земли». Даты экологического календаря – март. 

1

 

диспут 

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

24

Изготовление поделок из мусора и подручного материала 

1

 

практикум

Лекционный материал для изготовления поделок. 

25

Изучение видового состава и численности грибов. 

1

 

практикум

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

26

Оценка жизненного состояния леса по сосне. 

1

 

полевые экскурсии

Бобров Р.В.

Экзамен на лесничего: Кн.для учащихся ст. классов.

27

 

Оформление полевых дневников. Даты экологического календаря – апрель. 

1

 

полевые экскурсии

«Экология» 

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 

28

«Экология и здоровье человека» - виртуальные лаборатории.

(Центр «Точка роста») 

1

 

лабораторные исследования

Ноутбук учителя, ноутбуки мобильного класса

29

Изучение фауны местных водоемов 

1

 

лабораторные исследования

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

30

Изготовление поделок из мусора и подручного материала.  Даты экологического календаря – май. 

1

 

практикум

Лекционный материал для изготовления поделок 

31

Изучение физико-химических свойств природных вод 

1

 

лабораторные исследования

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С. 

32

Фенология цветения растений 

1

 

полевые экскурсии

Методическое пособие «Экологические исследования школьников в природе» 

Боголюбов А. С.

33

Составление гербария 

1

 

практикум

Лекционный материал о изготовлении гербария 

34

Подведение итогов года.  «Экопортфолио». Выпуск газеты «ЭКОпатруль».

(Центр «Точка роста») 

1

 

круглый стол

МФУ (принтер, сканер, копир.),

фотоаппарат с объективом, ноутбук.

 

Итого

34 часа

 

 

 

 

Список литературы:

Боголюбов А. С. М: «Экосистема».

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Биологии 10-11кл».

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор « Биология 10-11кл».

Электронные уроки «Биология в школе» разделы: «Наследование признаков», «Генетическая изменчивость и эволюция», «Организация жизни», « Жизнедеятельность живых организмов».

Репетитор «Биология » 1С-Образовательная коллекция.

Серия «Дидактический и раздаточный материал» Биология 9-10 класс / Высоцкая М.В. Волгоград, «Учитель», 2011.

Рефераты «Биология», ИНФ-БИТ, 2010.

Серия «Профильное обучение» Элективные курсы «Биология, география, экология», «Учитель», 2012.

Экспресс подготовка к экзамену 9-11 класс (Биология), «Новая Школа», 2010.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь