Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях дополнительного образования
Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях дополнительного образования
Авторы: Проскурникова Е.А. и Ведерникова Е.С
МБУ ДО «ЦДО «Одарённость»
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности младших школьников.
Кукольный театр — это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка. Это, может быть, единственный вид искусства, где человек может научиться изобразительному и театральному искусству одновременно.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) глубоко проникли во все области современной жизни, и даже в те, которые, на первый взгляд, далеки от научно-технического прогресса.
Одной из таких областей является театральное искусство, чья основная цель, по выражению К.С. Станиславского, «создавать жизнь человеческого духа, а главная суть творчества – правда и естественность, красота переживания».
Искусство театра кукол совмещает разные виды искусства: куклы - это скульптура, декорации, живопись, пьеса — литература. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества.
Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций в искусстве театра кукол: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков.
ИКТ позволяют дополнить содержание и методику работы по театрализованной деятельности, увеличивают возможность обогащения и систематизации чувственного опыта воспитанников. Особенно в тех случаях, когда в реальной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К примеру, демонстрация игры актеров, выразительных приемов передачи особенностей роли.
В детском театральном творчестве, где совершенствование актерских навыков у юных актеров разворачивается непосредственно в процессе работы над спектаклем, ИКТ могут являться инструментом фиксации, хранения и передачи знаний от режиссера-педагога к ученику, их систематизации.
В результате работы педагога с использованием информационных технологий, усиливается развивающий эффект обучения: формирование у детей качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.
Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы.
Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и способствует повышению уровня развития творческих способностей детей.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет выразительное чтение сказки. Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В этом в большой степени могут помочь ИКТ: например, прослушивание сказки, которую читает профессиональный диктор.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка. Здесь опять на помощь могут прийти информационно-коммуникационные технологии.
В содержание театрализованной деятельности с использованием ИКТ включают:
· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
· игры-драматизации;
· упражнения для социально-эмоционального развития детей;
· упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
· упражнения на развитие детской пластики;
· пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
· упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
· театральные этюды;
· подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Рассмотрев лишь некоторые возможности применения ИКТ в области театра кукол, следует, что развитие информатизации общества, а также совершенствование театрального искусства неизбежно будут создавать новые пространства, в которых ИКТ и театральные технологии будут все теснее соприкасаться и взаимопроникать друг в друга. Но присутствие на сцене и творческое общение живых, взаимодействующих актеров в театре заменить невозможно никакими технологическими новациями. Поэтому ИКТ в театре являются лишь инструментом, пусть даже весьма изощренным и совершенным, с помощью которого актер решает основную задачу театра – познание «жизни человеческого духа».