Проект "Читай вместе с нами"
Проект «Читай вместе с нами»
Авторы: Шамолина Елена Сергеевна,
Баракина Елена Константиновна,
Блинникова Анастасия Николаевна
В своей работе мы, как молодые учителя начальных классов, столкнулись с такой проблемой: дети не любят читать. С этим вопросом мы обратились к своим наставникам. Вместе мы разработали учебный проект «Читай вместе с нами». Данный проект посвящен одной из проблем современного образования: развитию читательского познавательного интереса школьников.
Цель проекта.
Создание условий, способствующих приобщению детей к книжной культуре, повышающих интерес к чтению и детской книге через познавательную и творческую деятельность.
Задачи:
- Изучить значимость чтения в жизни человека, опираясь на народный фольклор.
- Побудить детей разного возраста к чтению через изучение устного народного творчества.
- Приобщить учащихся к посещению библиотеки, формировать читательские интересы в семье.
- Создать исследовательскую, информационно-познавательную и творческую среду для реализации данного проекта.
Перспектива.
Предлагаемый проект решает проблему развития познавательного интереса учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей литературного чтения, на основе использования различных видов проектов и активного сочетания различных форм работы.
Актуальность данного опыта заключается еще и в том, что, развивая познавательный интерес учащихся к чтению, мы обеспечиваем разностороннее развитие ребенка.
Ожидаемые результаты обучения.
В процессе проектной деятельности учащиеся смогут: провести анкетирование одноклассников, их родителей, изучить и обобщить результаты анкет; обсудить с товарищами и выбрать нужный материал для проведения викторин, бесед о пользе чтения; глубже познать культуру своего народа через разные жанры фольклора. Коллективно выполнить закладку для книг, книжку- малышку. Смогут поучаствовать в театрализации, конкурсах, праздниках; выступить перед одноклассниками; проявить взаимопомощь, доброжелательность в совместной работе; «открыть» себя как грамотного читателя.
В завершении проекта учащиеся смогут: без затруднений найти и использовать материал из книжных источников; поделиться впечатлениями о прочитанной книге, дать свои рекомендации в выборе нужной книги; активно посещать библиотеки.
Актуальность.
Предлагаемый проект создает широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей. Новизна данного опыта заключается в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся к чтению. Ведущая идея данного педагогического проекта заключается в том, что развитие познавательных интересов к чтению достигается через включение учащихся в различные виды проектной деятельности, обеспечивающей взаимосвязь деятельности, которые активизируют «интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы. Для реализации ведущей идеи данного опыта решили активизировать группу учащихся 2 и 3 классов, которая попробует убедить своих одноклассников, учеников из 1класса, что читать книги – это полезно, нужно и интересно.
Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, через природную среду и социальное окружение. Совместная работа школы с родителями, библиотекой поможет решить проблемы, связанные с развитием познавательного интереса у детей к чтению. Согласно тематическому планированию, уроки литературного чтения в этот период направлены на изучение устного народного творчества. Поэтому свою работу по реализации проекта мы строили на знакомстве с устным народным творчеством.
Основа устного народного творчества.
Устное народное творчество - мудрость народа.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. В разновидности фольклора входят сказки, песни, пословицы, былины, загадки, поговорки и многое другое. Читая и изучая устное народное творчество, учащиеся узнают, как видели мир наши предки, во что верили, на что надеялись, как жили и трудились.
Работая над проектом, мы определили следующие этапы:
1. Сбор информации.
Посещение библиотеки. Анализ читательских формуляров.
Анкетирование одноклассников, родителей.
Библиотечный урок.
2. Изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения.
Тематические уроки внеклассного чтения.
Конкурс читательских дневников.
Защита проекта « Создай свою сказку».
3. Поездка в город Переславль-Залеский. Посещение Музея рождения сказки.
4. Приобщение к чтению одноклассников и родителей.
Выпуск плакатов «Мир книг».
«Живая» полка «Сказки разных народов». Буккроссинг - книгообмен.
КВН “Устное народное творчество”. 3 –В класс.
Викторина «Сказочный винегрет». 2-А класс.
Родительское собрание на тему «Читать полезно и нужно».
5. Приобщение к чтению первоклассников.
Акция «Подари книжку- малышку».
Творческий флешмоб «Бычок - смоляной бочок».
Театрализация « Посвящение в первоклассники».
Веселые посиделки « Загадки, песни и игры скучать не дают».
Итог проекта: Квест-игра «Читай вместе с нами».
6. Анализ итогов проекта.
Реализация проекта
1. Сбор информации.
Посещение библиотеки.
Группа ребят из 2 и 3 класса посетили школьную библиотеку, где побеседовали с заведующей библиотекой и узнали о том, что даёт детям библиотека, просмотрели читательские формуляры, провели анкетирование учащихся и родителей «Какой ты читатель?»
Очень мало детей с удовольствием читают в свободное время, читают не по собственному желанию, а по заданию учителя и требованию родителей! Очень хочется, чтобы в каждой семье возродились традиции семейного чтения, обсуждение прочитанных книг в кругу семьи и родители были примером для своих детей.
Библиотечный урок «Устное народное творчество».
Во время библиотечного урока ребята прослушали полезную информацию о фольклоре и открыли для себя много нового, интересного и постарались донести эти открытия до других ребят.
2. Читай вместе с одноклассниками.
Все уроки литературного чтения в этот период подчинены теме «Устное народное творчество. Сказки народов мира», направлены на знакомство с большим количеством сказок и других жанров устного народного творчества.
Творческие задания, предлагаемые учащимся на уроках, очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. В рамках проекта прошли тематические уроки внеклассного чтения: «Мои любимые сказки», «Герои любимых сказок», «Брось мышку – возьми книжку!» На этих уроках развиваются познавательный интерес к чтению и творческие способности учащихся. А реализовать свои творческие идеи учащиеся смогли в конкурсах: «Лучший читательский дневник», «Лучший читатель», а также во время выполнения проекта «Создай свою сказку». Учащиеся проявили бурную фантазию, раскрыли свой творческий потенциал. Данный проект показал, что учащиеся увлеклись миром фольклора.
3. Посещение Музея рождения сказки.
Участников проекта так заинтересовала эта тема, что было решено организовать поездку в Музей рождения сказки. Поездка активизировала познавательный интерес учащихся на чтение книг по теме, желание узнать большего, увлекла в мир сказки!
4. Приобщаем к чтению одноклассников и их родителей.
«А, если я не люблю читать? Чтение – это не главное в жизни! Что тогда?» - скажут некоторые. А как надо привлекать и воспитывать читателя сегодня? Тогда были выпущены плакаты о пользе чтения. Мы считаем, что реклама в поддержку чтения книг — не только нужна, но и важна для развития нашего общества, для разностороннего развития ребенка. Учащиеся 3 класса организовали «живую» полку «Сказки разных народов». Они предложили ученикам 2 и 1 классов поучаствовать в социальном движении - «Буккроссинг».
Ребятам так понравился книгообмен, полки заполнялись новыми книгами. Они активно делились своими впечатлениями друг с другом. Книгообмен помогает в воспитании дружеских чувств у каждого из учеников, в поддержке дружеской атмосферы в классе, обеспечивает «погружение» в познавательный процесс через творческую деятельность. Материал, полученный из книгообмена, послужил для создания КВН - игры “Устное народное творчество”, викторины «Сказочный винегрет». Вопросы касались различных жанров фольклора. Итогом этой работы служило создание закладок для книг с правилами поведения в библиотеке и обращения с книгой. Проведены родительские собрания «Значение чтения в жизни современного школьника». Наши родители вместе с нашими учителями убеждены, что без книг умирает способность мыслить, понимать, помнить. Книга – это наша память.
5. Приобщение первоклассников.
Во время работы над проектом группа учащихся активно участвовала в театрализации на общешкольном празднике «Посвящение в первоклассники», где демонстрировали через творчество не только свои артистические способности, но и ненавязчиво ввели других детей в разнообразный мир книг. Так как приобщать к чтению и воспитывать любовь к книге надо с самого раннего детства. С каким удовольствием первоклассники лепили, клеили, вырезали героев этой сказки.
Малыши только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Учащиеся 2 класса решили им в этом помочь, приняли активное участие в акции «Книги в подарок малышам». Ученики 3-класса провели для первоклассников «Веселые посиделки. Загадки, песни и игры скучать не дают». Работа с первоклассниками направлена на развитие творческих способностей учащихся, и, в то же время, стимулируют процесс познания.
6. Итог проекта.
Итогом проекта стала Квест-игра «Фольклор». Подобные задания привлекают ребят наличием множества вероятных способов выполнения задания и возможностью выбора собственного пути достижения цели. В то же время они требуют применения полученных ранее знаний, тренируют волевые и интеллектуальные качества, развивают познавательный интерес к чтению и творческие способности учащихся. Ещё раз убедились в том, что для достижения целей нравственного воспитания человека особое место принадлежит хорошей книге.
Анализ итогов проекта.
Анализируя итоги проекта, с уверенностью можно сказать, что наш проект «Читайте вместе с нами», направленный на развитие познавательного интереса к чтению в наши дни, через изучение устного народного творчества, оказался очень востребованным и детьми и родителями. Мы, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Цели и задачи, поставленные в проекте, выполнены. Работа принесла огромное удовлетворение и понимание того, что – читать книги очень полезно, нужно и интересно.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Повысился познавательный интерес учащихся к чтению путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей литературного чтения, на основе использования различных видов проектов и активного сочетания различных форм работы.
2. Возникло желание учащихся делиться впечатлениями о прочитанных книгах с одноклассниками, стали возрождаться традиции семейного чтения.
Проект может быть применен в настоящий момент и востребован в будущем.
Молодой педагог и наставники работали вместе, все вопросы решали сообща. Работа над этим проектом помогла мне найти ответ на волнующий вопрос «Как привлечь учащихся к чтению» и проявить себя творческим организатором.
Если ты хочешь стать личностью и иметь много друзей - читай!
Если ты хочешь хорошо учиться - читай!
Кто много читает - тот много знает!
Читай вместе с нами!
Литература:
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. // М., 1993.
2. Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. // М., 2006.
3. Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.
4. Чирова А. Книга в твоих руках. // М., Просвещение, 1985.
5. Журнал «Семейное чтение» // РШБА, 2011.