Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Стендовые модели как вид технической деятельности

Дата публикации: 2020-12-18 23:10:32
Статью разместил(а):
Маров Александр Анатольевич

Стендовые модели, как вид технической деятельности

Автор: Маров Александр Анатольевич

МАОУ ДО "Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой", г. Череповец

 

Программа «Историко-техническое моделирование» является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида технической направленности базового уровня.

Актуальность программы обусловлена востребованностью услуг по техническому развитию детей с помощью стендового моделирования, ландшафтного макетирования, изготовления военно-исторической миниатюры и военно-исторической игры. Историко-техническое моделирование – весьма «молодой» вид технического творчества, который приобретает в последнее время большую популярность. Сегодня  этот вид технического творчества перестал быть детской забавой. Простые пластиковые модели-игрушки или фигурки солдатиков из готовых наборов постепенно превратились в точные модели-копии различной техники, солдат армий различных эпох, копии макетов исторических зданий, изготовление которых требует не только специальных навыков работы с различными материалами и инструментами, но и углублённых знаний истории.

Во всём мире сеть специализированных клубов, кружков и ассоциаций историко-технического моделирования расширяется из года в год, всё больше людей разных возрастных групп становятся истинными поклонниками именно этого вида моделирования. Специально для этого направления технического творчества разрабатываются новые материалы и технологии, издаются периодические издания, мемуары, каталоги. Это объясняет повышенный интерес детей и взрослых к историко-техническому моделированию, стимулирует к созданию новых образовательных программ.

Данная программа дает возможность через техническое моделирование и военно-историческую игру расширить и углубить  знания учащихся об основных этапах исторического развития нашего народа, что является весьма важным фактором в формировании у молодого человека четко выраженной гражданской позиции.

Трудно переоценить значение изготовления различных макетов, моделей и миниатюры для изучения не только эпохи в развитии государства, но и вопросов раз­вития техники и технической культуры конкретного народа. Вообще, потенциальные возможности стендового моделирования в деле воспитания технической, технологической культуры до конца не оце­нены. Ведь работая над моделью, ребенок сталкивается с целым рядом вопросов, которые ему предстоит решить. Например, современные материалы, инструменты и технологии изготовления макетов, миниатюр отсутствовали в прошлом и дети сами должны додумывать, как достоверно и точно выполнить тот или иной макет, обращаясь к опыту мастеров наших предков.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней представлена некая интеграция различных направлений по техническому творчеству и военной истории. Через погружение в историю и изучение различных технологий моделирования ребенок в совокупности овладевает полезными знаниями, умениями и навыками, которые в конечном итоге выражаются в самом главном  – в умении творчески и исторически достоверно подходить к моделированию различной военной техники, макетов и военно-исторической миниатюры.

Срок реализации программы составляет 2 года. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (8-11 лет) и среднего школьного возраста (11-15 лет). Соответственно, для каждого возрастного периода разработана отдельная программа. Полное освоение программы составляет: для младшего школьного возраста 288 часов (144 часа в год) и для среднего школьного возраста 432 часа (216 часов в год).  Программа модульная: 1 год обучения – 2 модуля; 2 год обучения – 2 модуля.

Основная цель реализуемой программы заключается в формировании устойчивого интереса у подростков к техническому творчеству через историко-техническое моделирование.

Одной из задач программы является задача развития технического творчества, конструкторских и художественных способностей детей, элементов технического мышления, фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности. Иными словами: развитие технического творчества детей через техническую деятельность.

В качестве одного из основных направлений технической деятельности учащихся в программе «Историко-техническое моделирование» является направление по работе со стендовыми моделями военно-исторической техники.  Данное направление по работе со стендовыми моделями военно-исторической техники в программе «Историко-техническое моделирование» выражено в виде отдельной темы в 1 модуле «Историко-техническое моделирование» и 3 модуле «Углублённый курс историко-технического моделирования» соответственно 1 и 2 годов обучения. Общее название темы: «Стендовые военно-исторические модели».

Тема «Стендовые военно-исторические модели», как разновидность историко-технического моделирования, является тем видом технической деятельности, где творческий потенциал ребенка может быть реализован в полном объеме.

 Подразумевается, что в 1 модуле на 1 году обучения программы учащиеся знакомятся с различными видами стендовых моделей и учатся работать с ними, а в 3 модуле на 2 году обучения учащиеся закрепляют приобретенные навыки, углубляют свои знания  и приступают к изготовлению сложных военно-исторических моделей. Срок реализации данной темы составляет для учащихся начального школьного возраста 38 часов (1 модуль) 1 года обучения и 28 часов (3 модуль) 2 года обучения; для учащихся среднего школьного возраста 64 и 46 часов соответственно.

В процессе стендового моделирования учащиеся создают копии реальной военной техники (танки, самолеты, артиллерия, военные машины, вертолеты и т.п.), диорамы и жанровые композиции в определенном масштабе. Данная копия, выполненная в определенном масштабе, называется стендовой моделью. Модели могут быть выполнены в любом масштабе, однако существует общепринятый рад – 2:1, 1:1, 1:2 … 1:32, 1:35, 1:48, 1:72 и т.д. В стендовом моделировании учащиеся стремятся к детальному копированию моделей военной техники до мельчайших деталей. Вершиной стендового моделирования считается создание диорам (диорамостроение) и жанровых композиций.

Конечно же, при реализации программы и выборе объектов для стендового моделирования учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. При работе с младшим школьным возрастом приоритетными являются модели, выполненные из бумаги, картона, пластилина и подручных материалов. Пластмассовые (покупные) стендовые военно-исторические модели представлены простыми или несложными для данного возраста наборами. При работе со средним школьным возрастом приоритетными являются уже пластмассовые стендовые военно-исторические модели, а также модели, выполненные из древесины и металла.

Тема «Стендовые военно-исторические модели» (1 модуль) первого года обучения состоит из следующих разделов:

1. Виды стендовых военно-исторических моделей.

2. Сборка военно-исторических моделей.

3. Грунтовка и покраска моделей.

4. Чистовая и доводочная отделка моделей.

5. Создание жанровых экспозиций диорам. Работа с предметным планом.

В ходе изучения данной темы учащиеся изначально знакомятся с понятием стендовой модели, видами моделей, основными операциями в стендовом моделировании, с инструментами, с общепринятыми масштабами, фирмами и производителями; а также знакомятся с понятиями технологического процесса, последовательности выполнения работ, технологической карты, инструкции. При изучении технологической карты учащиеся знакомятся с правилами ее построения, умением читать и составлять технологическую карту. Важным моментом при изучении технологических карт и инструкций является умение четко выполнять указанный в них алгоритм действий, как залог будущей качественной работы.

В последующем, ребята изучают и закрепляют в ходе своей творческой деятельности следующие виды технических операций по изготовлению стендовой военно-исторической модели: сборка, грунтовка, покраска в один слой, чистовая и доводочная отделка моделей. При изучении данных операций дети знакомятся с их разновидностями (например, при чистовой и доводочной отделке – проливка, драй-браш, сколы, тонирование и др.), учатся на практике выполнять данные операции на выбранных моделях, ведут подборку инструмента, определяют приспособления и необходимое оборудование, учатся работать с клеями, лаками, красками, проливками и другими расходными материалами. Во время выполнения практической работы учащиеся контролируют свои действия и сверяют их с разработанной согласно выбранной модели технологической картой или приложенной инструкцией.

Заключительным этапом стендового моделирования, как уже было сказано выше, является умение детьми создавать на основе своих работ различные жанровые композиции и диорамы. Учащиеся знакомятся с приемами и правилами построения композиций и диорам, практически приобретают и закрепляют навыки оформления своих работ, учатся определять и работать согласно технологической карте построения композиции.

Итогом всей деятельности учащихся по работе со стендовыми военно-историческими моделями является выставка детских работ с последующим обсуждением. Во время выставки среди работ проводится конкурс по следующим номинациям: «Лучшая стендовая модель», «лучшая жанровая композиция».

Ожидаемые результаты освоения данной темы на первом году обучения:

- учащиеся будут иметь представление о том, что такое стендовое моделирование; 

- будут уметь составлять простые технологические карты изготовления пластиковых моделей и моделей из пластилина, бумаги, картона, дерева и металла;

- будут уметь владеть простейшими навыками работы с инструментом, материалом и оборудованием, используемым в стендовом моделировании. 

На втором году обучения (3 модуль) учащиеся продолжают изучать тему «Стендовые военно-исторические модели». При этом программа преследует цель развить и закрепить у учащихся умения конструирования и моделирования в процессе создания историко-технических объектов. Подразумевается углубленное изучение темы, выполнение более сложных стендовых моделей и жанровых композиций.

Тема «Стендовые военно-исторические модели» на втором году обучения состоит из следующих разделов:

1. Технология производства стендовых военно-исторических моделей.

2. Сборка  сложных военно-исторических моделей.

3. Грунтовка и покраска моделей.

4. Чистовая и доводочная отделка моделей.

5. Создание жанровых экспозиций, диорам. Работа с предметным планом.

В начале изучения данной темы на втором году обучения учащиеся знакомятся с технологией производства стендовых военно-исторических моделей из пластика и мягких металлов на промышленном производстве и кустарным способом. Учащиеся узнают основные этапы производства, особенности технологии производства. Особое внимание уделяется примерам получения стендовых моделей или их элементов в условиях небольших мастерских с использованием подручных материалов: эпоксидные клеи, затвердевающие лаки, герметики и силиконовые наполнители. Детям демонстрируются варианты изготовления элементов моделей, которые они могут в будущем выполнить самостоятельно. Также происходит знакомство с мировыми фирмами-производителями стендовых военно-исторических моделей и выпущенными новинками.

При работе с моделями в ходе последующих занятий, учащиеся уже знакомятся и закрепляют на практике процесс сборки сложных стендовых моделей: последовательность сборки отдельных узлов и механизмов и сборку модели из данных составных частей. Проводится ознакомление учащихся с вариантами технологических карт и инструкций при сборке сложных стендовых моделей. Особое внимание на данном этапе уделяется умению ребят проводить замену отдельных элементов модели на нестандартные, не предусмотренные инструкцией. Такой процесс замены называется конверсией. При рассмотрении темы «Грунтовка и покраска моделей» объясняются особенности грунтовки узлов и механизмов модели в отдельности и после сборки. Покраска производится уже по сложному варианту в три слоя: базовый темный, основной естественный и поверхностное осветление отдельных частей поверхности. При чистовой отделке и доводке моделей проводится закрепление уже изученного в первом модуле материала и рассматриваются новые способы окончательной обработки: нанесение грязи, природных эффектов, выделение «механических повреждений».

В завершении процесса изучения темы «Стендовые военно-исторические модели» учащиеся практикуются в создании диорам, виньеток, как новый вид композиции, и других жанровых композиций с использованием изготовленных моделей и элементов предметного плана. Конечным итогом изучения темя является, как и в первом модуле, выставка работ с последующим обсуждением и проведением конкурса по номинациям.

Ожидаемые результаты по освоению данной темы на втором году обучения:

- учащиеся объединения будут иметь представление о технологии процесса производства пластмассовых стендовых моделей; 

- будут уметь выполнять процесс сложной покраски стендовых моделей и миниатюры; 

- будут уметь составлять сложные технологические карты изготовления моделей из пластмассы;

- овладеют углубленными навыками работы с инструментом, материалом и оборудованием, используемым в изготовлении пластмассовой миниатюры. 

Таким образом, в процессе изучения учащимися темы «Стендовые военно-исторические модели» по программе «Историко-техническое моделирование» у них появляются, развиваются и закрепляются на практике:

- навыки и умения работы с инструментом, приспособлениями и оборудованием, используемым в любой технической деятельности;

- навыки и умения производить технические операции по обработке материалов;

- умения правильно понимать и представлять технологический процесс изготовления изделий;

- также работать с технической документацией и литературой.

Конечно же, данный вид технической деятельности тесно связан с умением детей творчески подходить к выполняемой работе, наблюдается процесс развития технического творчества учащихся при наличии у них устойчивого интереса к своей деятельности. Выполняется в полном объеме цель, которая была изначально поставлена педагогом при реализации выше указанной программы.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь