Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Организация проектно-исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми

Дата публикации: 2023-07-01 02:28:49
Статью разместил(а):
Бескишко Людмила Петровна

Организация проектно-исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми как средство развития творческого потенциала

Автор: Бескишко Людмила Петровна

МОУ "Зенинская СОШ"

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные принципы, формы и методы организации проектно­исследовательской деятельности с одаренными обучающимися. Умело организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить одаренных детей и создать условия для развития их творческого потенциала. 

Ключевые слова: одарённые обучающиеся, проектно-исследовательская деятельность, творческий потенциал.

 

Одной из актуальных проблем современной системы обучения является проблема выявления, обучения и развития одаренных детей, т.е., обладающих способностью к выдающимся достижениям в любой предметно значимой сфере деятельности человека. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, что способности могут является уже выявленным фактом, а с другой - могут проявиться в процессе деятельности. Одаренный человек выделяется из окружающего сообщества людей яркими выдающимися достижениями, или имеет внутренние задатки, природные данные таких достижений в том или ином виде деятельности. Наличие внутренних условий для проявления выдающихся достижений в деятельности, талантливость - это ключевые основы организации работы с одаренными обучающимися.

Современное общество не может динамично развиваться без творческих, инициативных людей, способных нестандартно решать поставленные задачи, брать на себя ответственность за принятие решения. Поэтому необходимо создать креативную образовательную среду, в которой обучающиеся самостоятельно выстраивали стратегию своей учебной деятельности. Важную роль в проявлении, развитии и реализации творческих способностей обучающихся играет научно-исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие основных этапов, характерных для проведения исследования в сфере научной деятельности: постановку проблемы, изучение теории, посвященной конкретной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, подбор материала из разных источников, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы и заключения. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Участниками исследовательской деятельности, как правило, являются способные одаренные обучающиеся, имеющие высокую учебную и познавательную мотивацию, творческий потенциал и неординарное мышление. Организуя исследовательскую работу с одаренными обучающимися преподаватель должен учитывать следующие принципы:

- активизации познавательной и творческой самостоятельности одаренных обучающихся;

- формирования навыков проектно-исследовательской деятельности;

- формирования способов деятельности в области исследования;

- развития устойчивых познавательных мотивов;

- профессиональной направленности исследовательских проектов;

- практической значимости результатов исследования;

- расширением знаний, стремлением выйти за рамки программы;

- обогащения субъектного опыта обучающегося;

- индивидуальной траектории поиска путей решения поставленных проблем;

- прогностический характер обобщенных выводов.

Включение одаренных обучающихся в процесс проектно-исследовательской деятельности определяется уровнем их познавательной мотивации, которая является результатом диагностических действий преподавателя в ходе проведения подготовительного этапа, осуществляемого на учебных и дополнительных занятиях, индивидуальных консультациях, во внеклассных мероприятиях по дисциплине. Опытный педагог уже на первых уроках выявляет одаренных обучающихся по ряду особенностей: любознательность, активность, заинтересованность и настойчивость в поиске ответов, логика мышления, оригинальность решений, способность к аналитическим действиям.

Создание обучающимися проектов различного уровня так же позволяет реализовать основные принципы исследовательской работы. В практической деятельности чаще всего применяются следующие виды проектов:

- Исследовательские проекты предполагают продуманную структуру, четкие цели, актуальность предмета исследования, значимость методов, экспериментов и опытов, предполагаемых проектом и методов обработки результатов. Обучающиеся формулируют цели своей работы, выбирают методы исследования, обсуждают результаты выполненной работы.

- Творческие проекты не предполагают четкой, детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (презентация, видеоролик, бюллетень, газета).

- Ролевые, игровые подразумевают принятие обучающимися определенных ролей, которые подразумевает проект. В этих проектах результаты их намечается либо в стадии обсуждения проекта либо в конце его. Обучающиеся выступают в роли представителей разных профессий, персонажами литературных произведений ... Обучающиеся очень активно проявляют себе в осуществлении таких проектов, с интересов выполняют все задания.

- Ознакомительно-ориентировочные (информационные) предполагают четко продуманную структуру, которая может изменяться в процессе работы над проектом. Собирается информация о каком-либо объекте, явлении. Структура такого проекта, может быть выглядеть следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат, презентация.

Формами организации исследовательской деятельности обучающихся являются индивидуальные и групповые проекты, которые различаются по продолжительности выполнения. Работа над проектом включает несколько этапов:

- Подготовка: определяются тема, цель проекта.

Преподаватель объясняет смысл проектной деятельности, обсуждает с обучающимися проект, помогает им правильно поставить цели.

- Планирование подразумевает ряд этапов:

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) форма отчёта;

г) установление критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение обязанностей между обучающимися, участвующих в проекте.

Исследование подразумевает сбор информации. Собирается теоретический материал, а затем обучающиеся выполняют практическое исследование: опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.

Результаты и выводы подразумевают анализ собранной информации (теоретическую и экспериментальную), оформление результатов проведенного исследования и формулировка выводов.

Представление результатов подразумевает представление результатов проведенной работы. Формы представления могут быть различными.

Оценка результата и процесса предполагает участие обучающихся в оценке проекта, его обсуждении и осуществлении самооценки. При этом качество представленного отчета, информационных источников, деятельность обучающегося оценивает преподаватель.

Таким образом, умело организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить одаренных детей и создать условия для развития их творческого потенциала. Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности происходит в процессе обучения, в основе которого лежит творческое начало самого преподавателя, заинтересованность обучающегося в процессе познания, совместный поиск, стремление к открытиям. Только в процессе сотворчества преподаватель и обучающиеся, взаимодействуя и дополняя друг друга, достигают более высокого уровня развития и реализации своего творческого потенциала. Проектно-исследовательская деятельность формирует и развивает творческие способности обучающихся, способствует развитию воображения, логики мышления, что является основой активизации учебной и познавательной мотивации и творческой самостоятельности.

В наше время актуально высказывание Антона Семеновича Макаренко: «Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу».

Успешность современной личности определяется мобильностью человека, основанной на умении реализовывать свои жизненные планы, перспективно мыслить, находить и привлечь ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

Стремление искать, открывать, создавать, творить - путь к саморазвитию и творческой самореализации личности обучающегося.

 

Литература: 

1. Барылкина Л.П. Проектное управление современной школой / Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова // Народное образование. - 2011. - №10. - С. 140-147.

2. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. - 2002. - № 8. - C. 6-10.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь