Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука добра" для 1-4 классов

Дата публикации: 2023-08-04 14:54:22
Статью разместил(а):
Семина Светлана Геннадьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука добра" для 1-4 классов

Автор: Семина Светлана Геннадьевна

ГБОУ "ООШ № 4", г. Новокуйбышевска, Самарская область

 

Аннотация: Программа курса внеурочной деятельности «Азбука добра» (1-4 классы) реализует социальное направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ключевые слова: социальное направление, внеурочная деятельность, центры детского сотрудничества.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на приобретение школьниками опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Программа включает смыслообразующие идеи:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Новизна и отличительные особенности.

Новизна данной программы заключается в том, что процесс формирования «модели социализированного обучающегося», основан на «включении» обучающегося в позицию «активного созидателя добрых дел», это происходит через взаимодействие детских Центров сотрудничества (группа, класс, школа) по 4 аспектам:

1. «Я за здоровую нацию!» - изучение, соблюдение и пропаганда правил здорового образа жизни на личном примере, активное участие в мероприятиях социального значения.

2. «Я - юный эколог!» - изучение правил экологической культуры, проявление бережного отношения к природе, привлечение общественности крешению проблем экологии.

3. «Я за безопасность!» - знакомство с правилами основ безопасной жизнедеятельности, применение знаний о безопасности в социуме, через проектирование ситуационных задач (профилактика поведения при ДТП, терроризме, пожаре, наводнениях и др.), участие в агитационных акциях по предотвращению правонарушений.

4. «Я - личность!»- участие в мероприятиях, направленных на самосовершенствование, саморазвитие и формирование духовно-нравственных ценностей («Любовь к Родине», «Забота о близких», «Сохранение семейных традиций», «Уважение к разным культурам и народам», «Толерантность», «Помощь и поддержка», «Общение и сотрудничество»), влияющие на выбор будущей профессии.

Выстраиваются этапы продуктивного сотрудничества:

1. Информационный этап - «Центр-бюро».

2. Этап проектирования - «Мозговой центр».

3. Практический этап - «Центр-созидание».

4. Аналитический, регулятивный и оценочный этап - «Центр статистики и перспектив».

Во время реализации программы обучающиеся становятся активными участниками, взаимодействуя в детских центрах сотрудничества, которые возглавляют лидеры групп, оказывают помощь волонтёры школы, где обучающиеся приобретают навыки социализации, находят путь к успеху, ощущают свою значимость в коллективе, развивают личностный потенциал.

Обучающиеся учатся общаться как в очном режиме, так и через интернет-пространство, взаимодействовать с волонтёрами, учатся выстраивать отношения: «Ученик - Ученик», «Ученик - Учитель», «Ученик - Родитель», «Ученик - Социальный партнёр», соблюдая законы равноправных граждан нашей страны.

Спектр мероприятий программы очень широк. Программные дела развивают кругозор обучающегося, устанавливает межпредметные связи («Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика с элементами информатики», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Технология», «Музыка»).

Программа предусматривает обучение правилам культуры общения, как самостоятельно, так и с помощью педагога, родителя и социальных партнёров(обучение вести диалоги, строить обсуждения, составлять вопросы для интервью, вести экспресс – опросы, развивать умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения); анализировать проделанную работу; пробуждать интерес к работе с информацией.

Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Программа предусматривает подготовку и проведение тематических акций, спортивно-оздоровительных и духовно-нравственных мероприятий при взаимодействии городских служб, сотрудничая с населением,  местными СМИ, администрацией города и т.д.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Нашей стране нужны творческие личности, гармонично развитые, активные и здоровые, способные  приносить пользу обществу.

Известно, что стремление к самоосуществлению в жизни - важнейшая потребность человека. Являясь активным субъектом свободного развития в системе общественных отношений, личность нуждается в воплощении своих способностей, поэтому мы должны создать такие условия в образовательном процессе, в которых обучающиеся смогут саморазвиваться и самореализовываться, согласно духовно- нравственным ценностям.

Учитывая данные анализа (2018-2019 уч.г.) по формированию ценностных ориентиров обучающихся, предпочтений в досуговой деятельности, информированности о профессиональной сфере, отношения к своему здоровью и безопасной жизнедеятельности, заинтересованности экологией региона, которые показали проблемные вопросы, очевидна значимость создания программы внеурочной деятельности «Азбука добра».

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании таких условий, в которых образовательные события осуществляются в  интеграции образовательного пространства школы и социума для успешного развития и социализации обучающихся, рассматривая 4 аспекта: «Я за здоровую нацию!», «Я-юный эколог!», «Я за безопасность!», «Я-личность!».

Программа предусматривает организацию коллективного дела через установку связи наставничества по принципу: «Научился сам - научи другого!». Это очень важно при развитии лидерских качеств, формировании коллектива и ученического самоуправления. Ребята могут попробовать свои способности, работая в каждом Центре, они могут переходить из центра в центр, выбирая вид деятельности по своему интересу, что поможет им в дальнейшем оценить свои возможности.

Такое взаимодействие помогает определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включая их в систему новых отношений.

Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:

· с одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой - невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Взаимодействие в детских  Центрах сотрудничества при решении поставленных задач позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости;

· с одной стороны, выпускник начальной школы должен обладать следующими личностными характеристиками: любознательный; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. С другой стороны, классно-урочная форма организации учебной деятельности, в большей степени, создаёт условия только для формирования знаний попредмету;

· с одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модель поведения в процессе совместного дела. С другой -внеурочная деятельность в виде работы над коллективным продуктом – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие обучающиеся могут возглавить какое-либо дело (проект, акция, конкурс) и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям осуществить на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению дела.

Цель программы - формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

1) привлекать обучающихся к активному участию в делах класса, школы и социума, посредством сотрудничества в группе,  коллективе, проявления личной инициативы;

2) обучать навыкам общественно-полезной деятельности;

3) формировать у обучающихся способность и готовность к социально-преобразующей добровольческой деятельности;

4) развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

5) расширять область знаний обучающихся по здоровьесбережению, экологии, профессиональной сфере, безопасной жизнедеятельности;

6) способствовать формированию оценки значимости исторических событий в жизни страны, города;

6) способствовать формированию эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им, готовность оказать помощь

Целевая аудитория и возраст детей

Реализация программы внеурочной деятельности «Азбука добра» предполагает контингент обучающихся 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.

Сроки реализации: Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» предусматривает общий объём прохождение материала за 135 академических часов (в течение 4лет обучения). Занятие проходит 1 раз в неделю: в 1 классе - 33ч., во 2 классе - 34ч., в 3 классе - 34ч., в 4 классе - 34ч.

Формы обучения: обучение осуществляется в очном режиме.

Формы организации деятельности: Занятия проходят в групповой форме (с учётом возрастных особенностей обучающихся) 1 раз в неделю по 1 академическому часу: 1 класс - 33ч., 2 класс - 34ч., 3 класс - 34ч., 4 класс - 34ч.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:

- индивидуальная форма работы - консультации, выполнение самостоятельного задания с учетом возможностей обучающегося, выполнение практического задания на разном уровне сложности;

- «карусель» – форма занятия, на котором обучающиеся самостоятельно определяют свою роль и долю участия в том или мероприятии, «перемещаясь» из одного «Центра сотрудничества» в другой, выполняя разные обязанности;

- фронтальная форма работы - работа со всеми обучающимися одновременно;

- групповая форма работы - разделение обучающихся на группы («Центры») для выполнения определенной работы, работа в паре на установленных позициях;

- коллективная форма работы - выполнение определенной работы всем составом классного объединения;

- классные и внеклассные;

- школьные и внешкольные.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

1. Встречи с интересными людьми, беседы, часы общения

6. Классные часы, диспуты, тренинги

11. Конкурсы, викторины, соревнования, эстафеты, олимпиады, состязания, турниры

2. Экскурсии (реальные и виртуальные)

7. Проекты, презентации

12. Мастер-классы

3. Просмотр и обсуждение фильмов, кинолектории

8. Сочинения, выпуск брошюр, газет, памяток, буклетов

13. Практическая деятельность по сохранению здоровья (разминки, зарядка, закаливание, тренировки), акции

4. Выставки, спектакли, выступление агитбригады, концерты

9. Трудовой десант, субботник

14. Познавательный час, библиотечный час

5. Онлайн-сообщество (интернет страничка)

10. КТД (коллективно-творческое дело)

16. Консультации, слёты активистов

 

Режим заняти:й Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Планирование результатов реализации программы (уровни результатов внеурочной деятельности)

Первый уровень.                       

Обучающийся знает и понимает общественную жизнь.

Приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом, родителем.

Второй уровень.

Обучающийся ценит общественную жизнь.

Получение обучающимся опыта переживания и формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде при взаимодействии.

Третий уровень.

Обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни.

Получение опыта самостоятельного общественного действия. Достигается при совместном образовательном производстве детей и взрослых (педагогов, родителей, социальных партнёров).

Планируемые результаты освоенияпрограммы внеурочной деятельности «Азбука добра»

Личностными результатами освоения курса является:                 

· ценностное отношение к труду и творчеству, своему здоровью, природе,  Родине,  безопасной жизнедеятельности;

· первоначальные навыки сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

· осознание приоритета нравственных основ культуры общения, труда, творчества, создания нового;

· первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для обучающихся видах общественной и творческой деятельности;

· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

- приобретение обучающимися социальных знаний,

- понимание социальной реальности и повседневной жизни;

- приобретение навыков групповой работы;

- получение опыта разработки классных мероприятий, социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;

- способность регулировать собственную деятельность;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

- совершенствование в умениях слышать себя  и других;

- приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия: опыт работы с информацией, опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Предметные результаты:

у обучающегося будут сформированы:

- умения определять и оценивать значимость исторических событий в жизни страны, города;

- представления в области знаний  здоровьесбережения, экологии, профессиональной сфере, безопасной жизнедеятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

 - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

 - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

обучающийся получит возможность для формирования: 

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Критерии и способы определения результативности

Занятия по данной программе развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности, проекты, творческие работы, участие в акциях, самоанализ и самооценка.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: (самостоятельность работы; осмысленность действий; разнообразие освоенных задач).

Результаты  внеурочной деятельности отслеживаются в Портфолио достижений обучающихся (количественный и качественный состав): участие в мероприятиях, призовые места разного уровня (городских, окружных, областных, Всероссийских).

Мониторинг:

- приоритет ценностных ориентиров (анкетирование),

- предпочтения досуговой деятельности (анкетирование),

- область знаний о будущей профессии (анкетирование),

- отношение к своему здоровью (анкетирование),

- уровень развития самоуправления 4 класс (Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (М.И. Рожков),

- уровень воспитанности (методика Н.П. Капустина),

- определение уровня самооценки (Методика “Какой Я?”, модификация методики О.С. Богдановой),

- отношение к труду,

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности

Эффективность образовательного процесса оценивается  по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, мастер-классах, фестивалях,массовых мероприятиях, по стилю работы и отслеживается в системе разнообразных форм контроля: (наблюдение, собеседование, групповая и индивидуальная самостоятельная работа, подготовка и защита своего проекта, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня).

II. Учебно-тематический план программы:

Тематические аспекты программы

Количество часов

Итого

1класс

2класс

3класс

4класс

1.«Я за здоровую нацию!»

8ч.

9 ч.

9 ч.

9 ч.

35 ч.

2. «Я - юный эколог!»

8 ч.

8 ч.

8 ч.

8 ч.

32 ч.

3. «Я за безопасность!»

8 ч.

8 ч.

8 ч.

8 ч.

32 ч.

4. «Я - личность!»

9 ч.

9 ч.

9 ч.

9 ч.

36 ч.

Количество часов за год

33 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

135 ч.

 

Список литературы:

1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.

2. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.

3. Санжа Сильви. Профессии. Энциклопедия профессий в картинках. Издательство: Мелик-Пашаев, 2017.

4. Ржешевский О.А., Дамаскин И.А. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. Издательство: Олма-Пресс, 2001.

5. Быков А.К., Мельниченко И.И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2007.

6. Побединская Л.А. Дни воинской славы России. Сценарии праздников в школе. Издательство: Сфера, 2007.

7. Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

8. Чудакова Н.В. Праздники для взрослых и детей: советы, традиции, этикет, игры, викторины. Издательство; АСТ Москва. 1998г. 526с.

9. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Классные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009.

10. Суртаев В.Я. Социально-культурное творчество молодёжи: Методология, теория, практика. СПб, 2000.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь