Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Веб-квест как педагогическая технология

Дата публикации: 2023-08-14 00:43:55
Статью разместил(а):
Соловьева Джамиля Бисеновна

Веб-квест как педагогическая технология

Автор: Соловьева Джамиля Бисеновна

МОУ "Гимназия № 11", Волгоград

 

Аннотация: В данной статье представлен опыт работы применения веб-квест технологии на уроках химии, которая позволяет сделать процесс обучения более ярким и интересным. Веб-квест позволяет максимально интегрировать интернет в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе.

Ключевые слова: уроки химии, веб-квест, педагогическая технология. 

 

Одной из важных проблем современного образования является снижение его качества. Оно связано, в том числе, с тем, что у учащихся падает интерес к образовательному процессу, организованному с помощью традиционных форм и методов. Чтобы повысить мотивацию школьников к изучению нового материала, необходимо найти новые современные средства, формы и методы, которые сделают образовательный процесс увлекательным и адекватным современным запросам учеников.

Одной из таких технологий является веб-квест-технологии и перевод ее в образовательную технологию.

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей, препятствий. Особенностью веб-квестов является то, что часть или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Веб-квест предполагает рациональное планированное времени учащихся сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании.

Образовательный веб-квест – это специальным образом организованное образовательное пространство, которое содержит теоретический материал, расположенный в сети интернет, систему заданий и систему управления деятельностью детей. Эти 3 компонента являются обязательными в разработке веб-квеста, т.к. именно они позволяют учителю управлять учебной деятельностью учащихся. Также очень важно использовать комплект веб-квестов, который обеспечивает систему работы.

Технология веб-квестов может использоваться педагогом на разных этапах обучения. С точки зрения реализации  педагогических задач веб-квесты можно разделить на 4 вида:

- формирование новых знаний;

- закрепление знаний;

- систематизация и обобщение знаний;

- контроль знаний.

Нами разработан комплект веб-квестов, включающий содержание материала 8 класса предмета «Химии». Данный комплект содержит 3 веб-квеста: «Океан знаний», «Путешествие в мир неорганических веществ», «Покорители вершин».

Структура Веб-квеста:

1. Введение. Главная задача: представить учащимся веб-квест, заинтересовать, быть интересным для учащихся и быть привязанным к конкретной жизненной ситуации. Т.е. здесь задается исходная ситуация (формулируется тема), описываются главные роли участников, сроки проведения, сценарий квеста.

Первый веб-квест по химии - «Океан знаний». Данный квест решают задачу формирование новых знаний по теме: «Простые вещества», поэтому здесь акцент сделан на получение нового материала, путем изучения теоретического материала с помощью информационных веб-сайтов. В основе сюжета – путешествие в государство «Химия». Задача учеников – собрать и систематизировать полученные знания в виде таблицы.

Второй квест по химии «Путешествие в мир неорганических веществ» - решает задачу систематизация и обобщение знаний по теме: «Соединения химических элементов». В основе сюжета детективная история. Учащиеся проходят ряд этапов и выполнение каждого задания позволяют им достичь цели. Итоговое задание - заполнение google-формы, результат выполнения учитель получает на google-диск в виде таблицы ответов каждого ученика.

Третий квест «Покорители вершин». Образовательной задачей является обеспечение контроля знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами». В основе сюжета учащиеся отправляются покорять вершину химической горы. Задача детей, преодолев препятствия подняться на вершину горы и выполнить контрольную работу.

2. Задание. Необходимо четко определить итоговый результат самостоятельной работы учащегося, что учащиеся должны сделать в процессе работы над квестом (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации), определен алгоритм веб-квеста.

3. Список информационных ресурсов. Необходимо предоставить список информационных ресурсов, которыми можно пользоваться при выполнении заданий (ссылки на адреса Веб-сайтов по теме, электронные книги, словари), необходимых для выполнения учащимся задания. Этот список должен быть аннотированным, чтобы учащиеся заранее знали, чем им может быть полезен данный источник. Обязательно необходимо конкретизировать место поиска информации. Благодаря ссылкам, которые заранее подбираются, обучающиеся не будут терять времени, блуждая по сети Интернет.

4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы). Например (точное описание последовательности действий, разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня,  при использование элементов ролевой игры – адекватный выбор ролей и ресурсов, советы о том, как организовать и представить собранную информацию)

5. Руководство к действиям, которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.

6. Оценивание, где четко описать критерии и параметры оценки выполнения квеста. Включает в себя систему оценивания деятельности в виде бланка оценки. Важно учитывать достижения заявленной цели, качество выполнения работы, качество процесса выполнения работы, содержание и сложность задания.

7. Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над Веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

В ходе этого путешествия учащиеся выполняют разнообразные задания. Задания веб-квеста должны быть представлены в необычной форме, например, загадки или зашифрованного послания. При разработке заданий мы учитывали, что содержания заданий должно полностью соответствовать всем формируемым результатам в соответствии со стандартом; количество заданий должно быть достаточным, чтобы отработать навыки выполнения действий; задания должны быть разнообразных видов, чтобы у учащихся не пропадал интерес к их выполнению. Формирование системы заданий по закреплению навыков начинается с анализа содержания изучаемой темы и формулировки предметных результатов в соответствии с ФГОС. Для заданий мы используем приложение Web 2.0 LearningApps - удобное и простое приложение для создания мультимедийных интерактивных учебных материалов. Каждое задание направлено на закрепление определенной компетенции, т.к. например, компетенция:

- уметь устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции – задание распределить предложенные уравнения реакции по типам реакций

- уметь расставлять коэффициенты в схемах простейших химических реакций – задание расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

По итогам прохождения каждого этапа учащиеся получают букву или цифру пароля, которые позволят перейти к итоговому заданию – контрольной работе. Для выполнения контрольной работы использовалась среда Online Test Pad, которая позволяет оперативно получить результат каждого ребенка. В свою очередь, дети могут просмотреть свои ошибки. Особенно это важно в качестве формирующего оценивания, когда ребенок по результатам выполнения и по анализу статистики выполнения своих заданий, может сам определить, что усвоено, сделать вывод, чему он научился, чего достиг, составить план своей образовательной деятельности. Учитель получает результат каждого ребенка на почту сразу, после прохождения теста. На своей странице педагог может просмотреть сводную ведомость, а также вывести статистику по интересующим его вопросам.

Основные результаты использования данной технологии были представлены на методических объединениях районного и общешкольного уровней, а также мастер-класс на областном научно-практическом семинаре «Организация учебного исследования в условиях современной информационно-образовательной среды как средство обеспечения качества естественнонаучного образования в условиях реализации ФГОС», а также выступление на пленарном заседании региональной научно-практической конференции по теме «Информационно-образовательная среда учителя естественнонаучных дисциплин».

Таким образом, веб-квесты способствуют повышению мотивации к изучению предмета; обеспечивают возможность управления деятельностью учащихся и осуществление контроля; обеспечивают индивидуализацию процесса закрепления сформированных действий;  повышению качества образовательных результатов.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь