Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Государственная программа Советской России по ликвидации безграмотности

Дата публикации: 2024-01-10 15:53:45
Статью разместил(а):
Пушкова Светлана Владимировна

Государственная программа Советской России по ликвидации безграмотности

Автор: Пушкова Светлана Владимировна

ГБОУ Гимназия 498 Невского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье рассматривается история программы "ликвидация безграмотности" в Советской России, начавшейся в 1919 году. Автор анализирует цели программы, включая политическое осведомление граждан, и описывает её уникальность как социального преобразования в истории России. Работа также обрисовывает этапы обучения на ликпунктах и в школах для малограмотных, подчеркивая значимость данной инициативы.

Ключевые слова: ликвидация безграмотности, Советская Россия, обучение грамоте, ликбез, ликпункт.

 

Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему.

Как бы тернист не был путь советского государства в самом начале его существования, программа о ликвидации безграмотности вызывает уважение к властям молодой страны. В историографии термин "ликвидация безграмотности" принято также называть "ликбезом". Основная идея программы заключалась в обучении огромного числа неграмотных людей всех возрастов бывшего крестьянского сословия, а также рабочего класса письму, чтению, счёту. По своим масштабам и характеру проект являлся уникальным социальным преобразованием в истории России.

26 декабря 1919 г. СНК был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Прежде всего целью обучения грамоте было политическое осведомление граждан о событиях в стране, неосознавание которых вело к противоречиям с властью, а также затрудняло правительству проводить иные преобразования в стране.

19 июля 1920 г. был постановлен новый декрет "об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности". Появлялись отделы и разъездные штабы комиссии.

Сама учёба разделялась на два этапа: сначала людей обучали основам письма, счета, чтения на ликпунктах (пунктах ликвидации безграмотности); затем уже в школах для малограмотных изучались такие предметы как история, география, экономика.

В сентябре 1920 года в Петрограде в здании на углу Старо-Петергофского проспекта и Курляндской улицы обосновалась школа-интернат закрытого типа, носившая название «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых» — одна из пяти городских школ для мальчиков-беспризорников.

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

Основная масса населения Петрограда, которая и являлась главным объектом всех форм воздействия новой власти, была далека от осознанного отношения к событиям политической и общественной жизни, инстинктивно принимая коллективно обусловленные представления и нормы поведения. Традиционные внешние коллективные регуляторы поведения, такие как, например, церковь, в этой среде были уже весьма слабы, благодаря их маргинальности по отношению как к народной сельской культуре, от которой они уже отдалились, так и к профессиональной городской, которой они еще не освоили.

Непреодолимым препятствием в этой социальной среде был низкий уровень грамотности. Средний уровень образования среди рабочих составлял 2,6 года начального обучения, в 1920 г. в Петрограде насчитывалось 19 % совершенно неграмотного населения. Ленин понимал, что революционность малограмотной массы имеет главным образом разрушительный характер, поведение этой массы неустойчиво и непредсказуемо. «Неграмотный стоит вне политики», — считал он. Поэтому массовая планомерная кампания по ликвидации неграмотности, начавшаяся с конца 1919 г., стала одним из важнейших пунктов политико-просветительной деятельности нового государства. Только за 1920 г. через школы и пункты ликбеза в Петрограде прошло более 60 тыс. человек неграмотных.

Весь процесс обучения неграмотных и малограмотных взрослых граждан (как и общеобразовательная работа в обычной школе) не был разновидностью чисто просветительной работы. Он строился на различных формах и видах агитационно-пропагандистского материала. Обучение грамоте и сообщение элементарных знаний и сведений велось в преломлении политико-просветительных задач. Целям политического воспитания служили тексты для обучения грамоте, лозунги, листовки, газеты и т. п. Разнообразные формы агитационно-пропагандистской и воспитательной деятельности партии и государства оказывали значительное влияние на формирование социально-политических представлений основной массы населения. Несмотря на это, должны были пройти годы, прежде чем мог сформироваться тип «нового человека», или, другими словами, человека внутренне вполне соответствующего духу нового общества, его социокультурным нормам.

Правда, часто малограмотный, возвратившись к привычной жизни (тяжелее было женщинам), забывал полученные в ликпункте знания и навыки. «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!» – грозно, но справедливо предупреждал агитационный плакат: до 40% окончивших ликпункты возвращались туда снова.

Школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян. Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории (с идеологически «правильной» позиции марксистско-ленинской теории). Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук.

В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не хватало ни учебников, ни методик: старые азбуки (в основном детские) категорически не годились для новых людей и новых нужд. Не хватало и самих ликвидаторов: от них требовалось не только обучать основам наук, но и разъяснять цели и задачи строительства советского хозяйства и культуры, вести беседы на антирелигиозные темы и пропагандировать – и разъяснять – элементарные правила личной гигиены и правил социального поведения.

Ликвидация безграмотности нередко встречала сопротивление со стороны населения – прежде всего, сельского. Крестьяне, особенно на окраинах и «национальных районах», так и оставались «темнотой» (курьезные причины отказа учиться приписывали народам Севера: те считали, что учить стоит оленя и собаку, а человек и сам разберется).

Кроме того, помимо всяческих поощрений для учащихся: торжественных вечеров, выдачей дефицитных товаров, было немало и карательных мер с «перегибами на местах» – показательные судебные процессы – «агитсуды», штрафы за прогулы уроков, аресты. Тем не менее, работа шла.

Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность!», которое к концу года объединяло свыше 100 тысяч членов. В 1924 году в РСФСР было более 11 тысяч ликпунктов (в которых обучалось свыше 500 тысяч человек). Во второй половине 1920-х годов общество перенесло основную работу в деревню. Всего в 1917 – 1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР – 5, 5 миллионов человек.

Наиболее быстро и успешно процесс социализации (то есть усвоения индивидуумом новых социальных норм и ценностей) шел в молодежной среде, которая, как известно, всегда более восприимчива к новым идеям и движениям. Тип «нового человека», вполне уже сформировавшийся в качестве «борца и революционера», был представлен определенной частью послереволюционного поколения, так сказать, «детьми революции», которые в годы Гражданской войны находились еще в детском или отроческом возрасте.

Каждый год показатели уровня грамотности постепенно росли. К 1939 году показатель грамотности достиг 87,4 %. Программы ликбеза были закончены к началу 1940 г.

Ликвидация безграмотности стала одной из самых успешных инициатив советской власти. В течении всей истории Советского Союза образование, просвещение и наука находились в числе главных приоритетов государственной политики страны.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь