Методика сопряженного развития координационных способностей и обучения технике танцевальных движений
Методика сопряженного развития координационных способностей и обучения технике танцевальных движений хип-хопа
Автор: Калиничева Дарья Платоновна
ГБОУ СОШ № 335 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Координационные способности тесно связанны с совершенствованием специализированных восприятий: положения тела и частей тела в пространстве, чувства времени, темпа. Именно эти способности определяют возможность эффективно управлять своими движениями в профессиональной деятельности, в спорте и в повседневной жизни. Одним из критериев развития координационных способностей является внедрение упражнений, которые требуют быстрой перестройки двигательной активности и обучение усложненным двигательным действиям. Именно поэтому, занятия чир спортом дисциплина хип-хоп является наиболее эффективной для развития координации.
Особенностью мастерства в чир спорте (дисциплина хип-хоп группа) является сложная координация движений, ориентация в пространстве, способность к ритму, а так же способность к точности движений и равновесию. Дисциплина хип-хоп включают в себя различные стили уличных танцев, элементы акробатики в соответствующем стиле.
В настоящее время чир спорт приказом Министерства спорта (далее Минспорт) от «9» мая 2017 признан и внесён в Единую всероссийскую спортивную классификацию (далее ЕВСК) от «13» ноября 2017.
Приказом Минспорта России от 20 августа 2019 года № 671 утвержден Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «чир спорт», который определяет требования и условия к спортивной подготовке.
Чир спорт входит в Единый календарный план (далее ЕКП) утвержденного приказом Минспорта России от 12 декабря 2019 г. межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Основными соревнованиями, проводимыми под руководством.
Союза Чир Спорта и Чирлидинга России (далее СЧСЧР), являются первенства, чемпионаты и кубки России, Всероссийские соревнования. Команды по чир спорту в дисциплине чир хип-хоп группа выступают в возрастных категориях: мальчики и девочки 8-11 лет, юниоры и юниорки 12-16 лет, мужчины и женщины, допускаются спортсмены старше 14 лет.
Одной из отличительных особенностей чир спорта (дисциплина хип-хоп) от других массовых гимнастических, танцевальных видов спорта является выступление команд, численность которых составляет от шестнадцати до двадцати четырех спортсменов. Такие выступления в первую очередь предполагают свою специфику построения соревновательных танцевальных композиций и согласованности двигательных действий спортсменов в команде.
В научно-методической литературе по физической культуре и спорту термин «согласованность», связан с внешними параметрами движения: ориентированием в пространстве [7], координацией [7], музыкальностью [11], ритмом [11], пространственно-временными характеристиками [6] и т. д.
«Согласованность двигательных действий» в специальной литературе широко используется как одна из характеристик соревновательной подготовленности спортсменов в командных видах спорта и характеризует технически правильное взаимодействие спортсменов [3]. Координация в дисциплине чир хип-хоп группа - это умение сочетать, варьировать, применять на практике правила и приемы устойчивости, то есть скоординировать их.
Соревновательная танцевальная композиция в чир спорте дисциплина хип-хоп, построена на выполнении элементов различной сложности всей командой, имеет специфическое содержание, которое заключается в исполнении технически сложных танцевальных движений одновременно, синхронно, последовательно всеми спортсменами группы.
Синхронные, согласованные движения спортсменов, которые обязательно включают в себя разнообразные перестроения и построения, возможные поддержки и взаимодействия в парах, являются основными двигательными действиями спортсменов в чир спорте дисциплина хип-хоп. Поскольку в дисциплине чир группа хип-хоп предусмотрено большое количество спортсменов, выполнение рисунков и перестроений, должно быть разнообразным с использованием всего пространства соревновательной площадки.
В измененных правилах соревнований по чир спорту утвержденных приказом Минспортом РФ от 3 декабря 2020 г. № 890 оценка за выступление команды в дисциплине чир хип-хоп группа включает: техника - «Сила исполнения и амплитуда движений», «Контроль положения частей тела», «Уровень исполнения спортивных элементов/спортивная составляющая», групповое исполнение: «Синхронность / Исполнение в ритм музыки», «Однородность движений» и «Равнение», хореография: «Музыкальность», «Зрелищность композиции / Визуальные эффекты», «Уровень сложности». При исполнении соревновательной танцевальной композиции судьи оценивают исполнение, правильное положение частей тела в соответствии с исполняемыми стилями хип-хоп, работа на полу, фризы, взаимодействие друг с другом, поддержки, прыжки, синхронное исполнение всеми членами группы в соответствии с музыкой, четкое, оригинальных связок, внятное исполнение движений каждым членом группы. «одинаковость», разбивка на уровни, соблюдение дистанций и равнений всеми членами группы во время исполнения композиции, передвижений, использование музыкальных акцентов, движений, построения, перестроения, связок, музыкальности, переноса веса, уровень сложности элементов, темпа.
Однако в доступной научно-методической литературе данные, при подготовке и обучении детей соревновательным танцевальным композициям в дисциплине чир хип-хоп группа, которые касаются техники и согласованности выполнения групповых двигательных действий, отвечающих специфике этого вида спорта, отсутствуют. Это указывает на целесообразность изучения и разработки методики развития координационных способностей и обучения технике танцевальных движений хип-хопа, методом сопряжённого воздействия. Следовательно разработка и научное обоснование методики сопряжённого развития координационных способностей и обучения технике танцевальных движений хип-хопа является актуальной и современной.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать эффективность методики сопряженного развития координационных способностей и обучения технике танцевальных движений хип-хопа детей среднего школьного возраста, занимающихся чир спортом (хип-хоп).
Методика и организация исследования. Первый этап исследования проводился с сентября 2022 г. по октябрь 2022 г. На данном этапе определялось общее направление работы, изучались литературные источники по теме: правила чир спорта дисциплины хип-хоп, координационные способности в процессе подготовки обучающихся в групповых видах спорта, основы технической подготовки в чир спорте, средства и методы совершенствования координационных способностей, возрастные особенности развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста.
Было проведено педагогическое наблюдение. В ходе проведения педагогического наблюдения нами просматривались видеоматериалы разных танцевальных клубов и школ с представленной соревновательной танцевальной программой на Чемпионате Санкт-Петербурга по чир спорту 2020 года. Педагогическое наблюдение было направлено на выявления возможных ошибок в технике танцевальных движений, а также синхронности, пространственной и временной точности движений, точности построений и перестроений в соревновательных программах, в дисциплине чир хип-хоп группе, с целью дальнейшего акцентирования внимания на развитие координационных способностей и обучение технике танцевальных движений чир хип-хоп.
Второй этап исследования проводился с ноября 2022 по март 2023 г. и включал в себя педагогический эксперимент. Было проведено тестирование обучающихся занимающихся чир спортом хип - хоп среднего школьного возраста для проверки координационных способностей и техники танцевальных движений. Проведение экспертной оценки. Формирование групп на контрольную и экспериментальную.
Применение методики с учетом разработанного комплекса упражнений и методических приемов, которые направленны на развитие специальных координационных способностей танцоров (ориентирование в пространстве, воспроизведение пространственных и временных параметров движения, равновесие, музыкально-ритмические способности), развитие и совершенствование техники, синхронности, однородности танцевальных движений и точности построений в соревновательной программе. Проведение экспертной оценки.
В своем эксперименте мы придерживались основных принципов обучения: а) постепенности в усложнении задач, б) разнообразия выполняемых упражнений, движений и вариативности темпа которые являлись необходимыми условиями для развития координации. Средствами в разработанной методике являются серии специальных упражнений, с использованием вспомогательных средств: ограничители движения (гимнастические палки, конусы и так далее), зеркало (для зрительного контроля), музыкальное сопровождение различного темпа, метроном, для командных заданий - ориентиры направления движения (разметка на полу). Основными методами в организации обучающихся были поточный, групповой, фронтальный и индивидуальный.
Обучающиеся занимались четыре раза в неделю. Занятия проходили по утвержденному расписанию. Подготовительная часть начиналась с хип-хоп разминки. Целью была общая разминка всего тела, развитие, включение двигательно-координационных способностей, музыкальности, базовых элементов в формате урока по чир хип-хоп, а так же включены подвижные игры на развитие равновесия. После в основной части мы применяли разработанную нами методику и непосредственно работали над танцевальной программой. Упражнения и задания были направлены на развитие специальных координационных способностей, техники движений, синхронности и точности построений, которые усложнялись с течением занятий.
Использовались зрительные ориентиры движения, графические разметки на полу, в соответствии с рисунками и перестроениями танцевальной программы, зеркало (для зрительного контроля), музыкальное сопровождение различного темпа, метроном, для развития равновесия использовались такие вспомогательные средства как: гимнастическая скамейка, гимнастическое бревно, канат. Порядок применения упражнений основан на последовательности: от индивидуальной к групповой и от групповой к командной. Танцевальная программа исполнялась по частям и целостно следующим образом:
- Выполнение танцевальной программы с изменением границ площадки;
- Выполнение танцевальной программы по частям с закрытыми глазами индивидуально и малых группах;
- «Дирижёр»;
- «Зеркало»;
- «Тень»;
- Выполнение танцевальной программы по частям в одной линии;
- Работа с остановками;
- Выполнение танцевальной программы в четырех ракурсах;
- Выполнение танцевальной программы по частям и полностью без счета и музыки по сигналу “И”;
- Выполнение танцевальной программы по счет педагога;
- Выполнение танцевальной программы под собственный счет в слух;
- Выполнение танцевальной программы частями и полностью с использованием метронома;
- Изменение музыкальной фонограммы танцевальной композиции. Три темповых варианта фонограмм.
В заключительной части были упражнения на снятие эмоционального напряжения.
На третьем этапе было проведено повторное тестирование координационных способностей и проведение экспертной оценки в двух группах, подведение результатов исследования и их обработка с помощью методов математической статистики.
После проведения всех исследований мы приступили к обработке полученных результатов, выявлению достоверности полученных результатов и эффективности внедрения в занятия разработанной нами методики сопряженного развития координационных способностей и обучения технике танцевальных движений хип-хоп.
Результаты исследования и их обсуждение.
Таблица 1. Показатели тестирования уровня развития координационных способностей (M±m). Экспериментальной (n=16) и контрольной (n=16) групп до и после эксперимента:
Показатели |
Группы |
Ед. Измерения |
До эксперимента |
t |
P |
После эксперимента |
t |
P |
% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Способность к воспроизведению пространственных параметров движения |
К |
Градусы |
7,1±0,39 |
0,6 |
>0,05 |
6,4±0,31 |
7,6 |
<0,05 |
10,9% |
Э |
Градусы |
7,4±0,33 |
3,3±0,26 |
55,4% |
|||||
Динамическое равновесие |
К |
Баллы |
3,2±0,23 |
1,5 |
>0,05 |
3,7±0,17 |
3,3 |
<0,05 |
13,5% |
Э |
Баллы |
2,8±0,19 |
4,5±0,15 |
37,7% |
|||||
Способность к ориентированию в пространстве |
К |
Баллы |
3,2±0,21 |
0,7 |
>0,05 |
3,6±0,18 |
4,8 |
<0,05 |
11,1% |
Э |
Баллы |
2,8±0,18 |
4,6±0,13 |
39,1% |
|||||
Музыкально-ритмические способности |
К |
Баллы |
3,1±0,15 |
2,3 |
<0,05 |
3,9±0,15 |
3,4 |
<0,05 |
20,5% |
Э |
Баллы |
2,7±0,21 |
4,6±0,13 |
41,3% |
|||||
Точность воспроизведения временных отрезков |
К |
Секунды |
3,3±0,23 |
0,4 |
>0,05 |
2,8±0,22 |
5,4 |
<0,05 |
15,1% |
Э |
Секунды |
3,2±0,17 |
1,3±0,17 |
59,3% |
Наиболее значимые положительные изменениям в контрольной группе после применения традиционной методики, основанной на многократном повторении композиции и ее частей, не произошли, кроме показателей музыкально-ритмических способностей прирост на (20,5 %). Показатели способность к воспроизведению пространственных параметров движения изменились на (10,9%), точность воспроизведения временных отрезков показатели изменились на (15,1%). Показатели динамического равновесия изменились на (13,5 %), способность к ориентированию в пространстве показатели изменились на (11,1 %).
Данные первичного исследования свидетельствуют о среднем уровне развития координационных способностей в экспериментальной группе. После внедрения нашей разработанной методики, показатели уровня специальных координационных способностей значительно улучшились. Наиболее значимым положительным изменениям в экспериментальной группе (табл. 4) подверглись показатели способности к воспроизведению пространственных параметров движения (55,4 %) и точность воспроизведения временных отрезков (59,3%). Затем показатели музыкально-ритмических способностей (41,3%), способность к ориентированию в пространстве (39,1%) и динамическое равновесие (37,7%).
Считаю, что такой прирост показателей связан с тем, что ранее обучающиеся, не выполняли целенаправленно упражнений направленных на развитие специальных координационных способностей, техники танцевальных движений, синхронности и точности построений, поэтому в течение пяти месяцев регулярных занятий с применением предложенных средств начался активный рост изменения данных показателей.
Данные, представленные в таблице, указывают на то, что показатели уровня развития специальных координационных способностей по данным способность к воспроизведению пространственных параметров движения, точность воспроизведения временных отрезков, динамического равновесия, музыкально-ритмических способностей, способность к ориентированию в пространстве, между контрольной и экспериментальной группой, до начала эксперимента по контрольным упражнениям статистически достоверные различия отсутствуют.
Анализируя данные, полученные после эксперимента, следует констатировать, что все исследуемые показатели в экспериментальной группе, полученные после эксперимента, подверглись достоверным изменениям по сравнению с данными, полученными до внедрения, разработанной нами методики сопряженного развития координационных способностей и обучения технике танцевальных движений хип-хопа обучающихся среднего школьного возраста.
Анализ результатов экспертной оценки координационных способностей и техники танцевальных движений у обучающихся контрольной и экспериментальной групп, до и после эксперимента. Экспертная оценка проводилась с целью выявления степени развития специальных координационных способностей и техники танцевальных движений при исполнении соревновательной танцевальной программы до и после экскремента.
Мнения экспертов до эксперимента в контрольной и экспериментальной группах относительно группового исполнения (синхронность, однородность, равнение), хореографии (музыкальность, зрелищность уровень сложности), техники (сила исполнения, контроль положения частей тела, уровень исполнения) вполне согласованны. В контрольной и экспериментальной группах уровень исполнения по критерию групповое исполнение, хореография и техника оценивается экспертами как средний.
Мнения экспертов после применения традиционной и экспериментальной методик в группах относительно группового исполнения (синхронность, однородность, равнение), хореографии (музыкальность, зрелищность уровень сложности), техники (сила исполнения, контроль положения частей тела, уровень исполнения) вполне согласованны. В контрольной группе уровень исполнения по критерию групповое исполнение, хореография и техника оценивается экспертами как средний и выше среднего, показатели в среднем увеличились на 1,3 балла. В экспериментальной группе уровень исполнения по критерию групповое исполнение, хореография и техника оценивается экспертами как выше среднего и высокий, показатели в среднем увеличились на 3,4 балла.
Заключение. Таким образом в результате исследования все исследуемые показатели в экспериментальной группе, полученные после эксперимента, подверглись достоверным изменениям по сравнению с данными, полученными до внедрения, разработанной нами методики. В связи с этим можно сделать вывод, что методика сопряженного развития координационных способностей и обучения технике танцевальных движений хип-хопа, положительно повлиял на уровень координационных способностей и техники танцевальных движений, и является эффективным для обучающихся среднего школьного возраста занимающихся чир хип-хопом.
Список литературы:
- Ботяев В.Л. Индивидуальные особенности развития координационных способностей у спортсменов различной специализации, возраста и квалификации // Тория и практика физической культуры. - М., 2012. - № 1. - С. 59-62; C. 179.
- Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии: Учеб. пособие. - ФиС., 2001. - 168-196 с.
- Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та., 1992. - 136 с.
- Капилевич Л.В. Физиологические механизмы координации движений в безопорном положении у спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2012. - № 7. - 45-48 с.
- Капилевич Л.В., Тихонова А.В., Путинцева Е.В. Сравнительный анализ движений танцоров различной квалификации // Вестн. Том. гос. ун-та., 2011. - № 348. - 120-121 с. 137-148 с.
- Корбакова А.А. Эффективность методики совершенствования пространственно-временной точности движений танцевального спорта / А.А. Корбакова, И.А. Степанова, О.А. Двейрина // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - т2018. –№ 10. - С. 136–140.
- Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе - 2001. - №2 - С. 7-14.
- Лях В.И. Физическая культура. 5-9 классы. Тестовый контроль. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 2014, 208 c.
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Физкультура и спорт, 2008. - 272 с.
- Мальнева А.С. Анализ тренировочных нагрузок соревновательного периода в групповых упражнениях: Вып. IV. СПб., 2006. - С. 74-76.
- Писаренкова Е.П. Дифференцированная методика развития специфических координационных способностей у школьников 7-15 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 2. - С. 145-149.