Развитие креативных способностей обучающихся

Дата публикации: 2018-05-31 01:24:33
Статью разместил(а):
Колебер Галина Федоровна

Развитие креативных способностей обучающихся

Автор: Колебер Галина Федоровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»

 

Педагогическая наука в начале XXI века переживает глубокую внутреннюю трансформацию, которая проявляется в смене образовательных парадигм, ценностно-смысловой ориентации. Именно в этот период меняется не только содержание образования, но и роль образования в современном обществе, отношение к нему людей, смещается ценностно-смысловой акцент внутри образования. Школа сегодня обязана учить и мыслить более сложными категориями, стремиться развивать у школьников новые формы мышления, создавать условия саморазвития личности. Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

В настоящее время  жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Согласно определению Э.М. Фромма, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность - именно это автор называет креативностью. Креативность - это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть новые способы решения неординарных задач. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек - тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.  Творчество в современном мире все больше и больше начинает рассматриваться уже не как процесс и даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром. М.Н. Скаткин подчеркивает, что, несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей человека.

Большинство индивидуально-личностных особенностей человека, как известно, закладываются в детском и юношеском возрасте, поэтому роль общеобразовательной школы в становлении творческой личности, раскрытии ее творческого потенциала весьма значительна. Актуальность креативности очевидна, она повсюду: и в анкете по трудоустройству, и в реализации планов, и в карьерном росте, и в творческой самореализации, и в культуре цивилизации, и в неумолимом беге прогресса.

К сожалению, общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не всегда находит воплощение в школьной практике. Многие выпускники общеобразовательных школ не обладают перечисленными качествами и потому не могут  адекватно справиться с трудностями, которые ожидают их  во взрослой самостоятельной жизни. В силу этого проблема  организации активной познавательной и созидательной деятельности, способствующей накоплению разнопланового творческого опыта школьников, является важной. Анализ литературных источников и многолетняя педагогическая практика позволяют констатировать, все дети способны, но не всегда создаются условия для развития способностей. Причин можно назвать несколько, среди них важными являются:

· Традиционный урок, в котором знания являются целью, а, следовательно, и результатом, не предполагает работу, направленную, прежде всего на развитие способностей детей. В рамках такого урока не учитываются разные возможности детей, их психологические особенности, их опыт.

· Неготовность учителя работать в другой парадигме.

 

1) Неумение при планировании урока прогнозировать результаты, среди которых личностное развитие школьников и их метапредметные умения, успешность ребенка, содействие развитию способностей.

2) Недостаточная психологическая подготовка учителя, знание возрастных особенностей школьников. 

3) Не разработанность критериев, способствующей оценке эффективности  деятельности по развитию творческих способностей школьников.

4) Использование неэффективных форм и методов организации урочной и внеурочной деятельности.

Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании. К этому стремятся учителя нашей школы.

В школе создана и действует система поддержки  и сопровождения одаренных детей:

-создание для ученика ситуации успеха и уверенности через урочное и внеурочное обучение и воспитание;

-реализация программ внеурочной деятельности;

-формирование и развитие сети дополнительного образования;

-организация научно-исследовательской работы;

-организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

К положительным результатам проделанной  работы можно отнести: диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, разработанный в соответствии с возрастными особенностями младших школьников; стойкая система мониторинга одаренности детей;  сформирован и пополняется  «Банк одаренных детей»; ведется анализ особых успехов и достижений ученика в рамках «Портфолио» - накопительной системы оценивания; реализуются 32 программы внеурочной деятельности, способствующие развитие креативных способностей ребенка. Во время внеурочной деятельности создаются условия для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную, социальную, культурологическую деятельность.

Наши ученики добиваются успехов в конкурсах различного уровня, количество участников растет с каждым годом. В школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. 74% учащихся 4-х классов в этом учебном году стали победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и 57% по математике. Для поддержки талантливых детей практикуется проектно - исследовательская работа. В городской научно-практической конференции школьников за 4 последних года приняло участие  87 обучающихся начальных классов, из них  победителями и призерами стали 36 человек.

Полученные данные подтвердили следующие теоретические положения: работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Чем активнее учитель включится в развитие креативных способностей обучающихся, тем быстрее общество получит мастерски нацеленных и психологически устойчивых юных людей, способных плодотворно трудиться, сумевших воплотить свой творческий потенциал.