Формирование коммуникативной компетенции и повышение эффективности обучения иностранному языку
Формирование коммуникативной компетенции и повышение эффективности обучения иностранному языку средствами новых информационных технологий
Авторы: Лестева Марина Васильевна
и Зорина Валентина Михайловна
МОУ «Гимназия № 10 Кировского района Волгограда»
Как информационно-коммуникативные технологии, так и иностранный язык являются эффективным средством общения и средством интеграции в мировом сообществе, так как вооружают учащихся современными методами и навыками самостоятельной работы и, следовательно, способствуют более успешной адаптации в современном обществе.
При обучении немецкому языку в гимназии используется учебно-методический комплекс „Mosaik. Deutsch“ для школ с углубленным изучением немецкого языка авторов Н.Д. Гальсковой, Е.М. Борисовой, И.Р. Шорохиной. В нём акцент делается на более высокую степень самостоятельности учащихся в процессе их коммуникативно-познавательной деятельности, в том числе использованию компьютера и, в частности, Интернета.
Использовать информационно-коммуникационные технологии начинаем в 7 классе, опираясь на материал УМК и начальные навыки учащихся работы с компьютером. Впервые тема «Компьютер» встречается в УМК „Mosaik“ для 7 класса в рамках §7 „Erfindungen“, которой отводится лишь один из пяти разделов параграфа. Работая по УМК Н.Д. Гальсковой для 7 класса, используем компьютер в сочетании с проектной методикой. Сначала при работе над проектом учащимся 7 класса предлагаем с помощью компьютера составить ассоциограмму или коллаж, которые бы явились конечным результатом работы учащихся над определенным проектом и служили бы опорой при устном высказывании по данной проблеме или теме. В проектной деятельности используем Интернет как источник информации. Ведь проектная деятельность наиболее эффективна тогда, когда удаётся значительно расширить и углубить знания учащихся в процессе работы.
В своей дальнейшей работе ставим целью создание учащимися своих собственных «произведений» (проектов) на немецком языке средствами компьютерных технологий. При этом продумываем использование НИТ применительно к содержанию УМК «Мозаика. Немецкий язык» 8 класс. В УМК для 8 класса тема «Компьютер» не выделяется, но творческие задания УМК, связанные с созданием проекта по каждой теме, позволяют и дальше применять компьютерные технологии.
В 8 классе учащиеся начинают создавать уже свои собственные компьютерные презентации по различным разговорным темам. При этом предлагаем конкретные требования к проекту в форме презентации: он должен быть достаточно информативным по содержанию, но не громоздким по объёму; оригинальным по оформлению; иметь конкретную структуру презентации учебного материала; быть удобным в представлении. Он должен также состоять из конкретных блоков (страниц), служить наглядной опорой при презентации. Создаваться такой проект должен постепенно, блок за блоком, страница за страницей, и наполняться содержанием по мере овладения учащимися определённой лингвострановедческой информацией.
На одном из последних уроков по теме проводится медиаурок в компьютерном классе, на котором учащиеся должны представить промежуточный результат своей работы в форме проекта по теме, выполненного в Microsoft Power Point.
Им предлагается также прямо на уроке дополнить отдельные страницы своего проекта, используя информацию из разных источников: аудио- и видеоматериалы, компьютерная презентация, текст в компьютере, рассказ учителя, сайты и т.д. Защита же проектов-презентаций проходит на заключительном уроке по теме. Каждый учащийся демонстрирует на компьютере свою работу, рассказывая одновременно и по теме, и о том, какую информацию и откуда он использовал. Учащиеся с интересом следят за показом, активны, задают вопросы. Ребята получаю возможность применения навыков работы с компьютером при создании собственных проектов на немецком языке.
В 9-ом классе продолжаем работу с использованием новых информационных технологий. В УМК „Mosaik. Deutsch“ для 9 класса теме «Компьютер» посвящено несколько разделов §5 „Medienwelt“: §5a, 5b, 5c, 5d.
Тема актуальна и современна и вызывает интерес у учащихся, но она требует творческого подхода со стороны учителя. Изучение данной темы невозможно без использования компьютерных технологий, ведь тогда компьютер выступает и как предмет, и как средство обучения. При этом как нельзя лучше реализуется принцип интегративности, т.е. установление межпредметных связей (информатика и немецкий язык), а также интеграция таких личностно-ориентированных педагогических технологий, основанных на деятельностном подходе, как метод проекта, коммуникативный метод, новые информационные технологии.
При работе над данной темой следует максимально использовать возможности компьютера, а именно: большинство материала презентовать в электронном виде. Для этого создаем электронный вариант параграфа, группируем тексты и упражнения по теме, а также другой материал к уроку по этапам работы над темой и по отдельным урокам так, что им можно было пользоваться в процессе всей работы по теме.
На заключительном же этапе работы над темой «Компьютер», когда надо проверить умения устной и письменной речи учащихся, решаем урок контроля сделать более привлекательным: провести медиаурок с использованием Интернет-сайта. Для этого используем сайт немецкого журнала для молодежи, изучающей немецкий язык, „Juma“ .
На заключительном этапе работы над статьей из Интернета учащимся в качестве домашнего задания предлагаем создать проект в форме компьютерной презентации по следующей проблеме: «Говорят, что без компьютера и иностранных языков современный человек не может обойтись. Почему сегодня это приоритетные направления в образовании?»
В качестве итоговой учащимся предлагаем не узкую тему, связанную с компьютером, а более широкую, охватывающую вопрос использования основных современных средств межкультурной коммуникации: компьютера и иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М. 1980.
2. Аниськович Н.Р. Корпоративное обучение учащихся речевому взаимодействию на уроках немецкого языка. // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции, декабрь 2000г., – М., 2000. – С.22-24.
3. Аниськович Н.Р. Моделирование коммуникативного поведения в процессе иноязычного общения. // Вестник МГЛУ. – 2001. - №3. – С.38-44.
4. Аниськович Н.Р. Обучение устноречевому общению в сотрудничестве. 2002. - №1. – С.32.
5. Аниськович Н.Р. Особенности речевого взаимодействия в процессе иноязычного общения. // Вестник МГЛУ. – 1999. - №1. – С.21-28.
6. Аниськович Н.Р. Формирование стратегической компетенции как предпосылки речевого взаимодействия.//Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции, 23-25 ноября 1999г., – М., 1999. – С.33-34.
7. Аниськович Н.Р. Формирование стратегической компетенции как предпосылки речевого взаимодействия. // Вестник МГЛУ. -2000. - №2. – С.38-39.
8. Аппатова Р.С. Проблема обучения полилогу на уроке иностранного языка. // ИЯШ. – 1989г. – №5 – С. 23-26.
9. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам. // ИЯШ. – 2002.- №1. - С.5-11.
10. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М., 1965г. – С.83.