Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках географии

Дата публикации: 2018-09-19 15:21:57
Статью разместил(а):
Анферова Лариса Владимировна

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках географии

Авторы: Анферова Л.В., Фогель М.Г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 101», г. Новокузнецк

 

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). К сожалению, количество детей  с ЗПР увеличивается с каждым годом. Такие учащиеся не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания учебного материала, у них отсутствуют навыки концентрации внимания, им трудно перейти от отвлеченного к конкретному и наоборот. Они более склонны работать по шаблону,  стремятся копировать уже известные способы решения, избегая интеллектуального напряжения даже при  выполнении доступных им заданий. Кроме того, у  детей из класса ЗПР низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, обедненный  словарный запас.   Поэтому основная задача учителя, работающего в классах ЗПР состоит в том, чтобы организовать обучение таким образом, чтобы в ходе каждого урока развивались и упражнялись такие психические процессы как внимание, память, мышление. 

            Богатыми возможностями для этого обладает такой школьный предмет как география. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

            Положительные результаты в обучении детей из классов ЗПР даёт активное применение специальных приемов, развивающих упражнений и игровых элементов на уроках.

            В качестве примера предлагаю несколько приёмов направленные на развитие внимания.

Игра «Флюгер» проводится  при изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников ходят к доске, учитель говорит: «Ветер  дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу. Затем: «Ветер дует с запада». Все поворачиваются на восток. Или «Ураган», все кружатся. «Штиль» - все стоят спокойно. Тот, кто неправильно повернулся, садятся на место. В конце игры остаются ребята умеющие ориентироваться.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

Какие две буквы лишние?

ГДОРСИЗОНТ,   ВПОСАТОК,  ЗРАПСАД,  ВЗУЛИКАН,   ВКЕТАЕР,

КАЛИМИАТ,     КОМЮРПАС.

 

Прочитай тему урока, записанную с помощью цифр:

4273    Р-4, Е-2, К-7, И-3

32421   Е-2, В-3, Р-1, Т-2

243175   М-1, К-2, И-3, Л-4, Т-5, А-7

 

Весёлые стихи на внимание:

В России – язык русский,

Во Франции – французский,

В Германии – немецкий,

А в Греции  - грецкий.

(Не грецкий, а греческий)

 

Слышу подсказку Вити – дружка,

Что Эверест – большая река.

(Не река, а гора)

Край снегов, морозов, вьюг

Называют словом юг.

(Не юг, а север)

 

Знать ребята вам пора,

Что Байкал у нас – гора.

( Не гора, а озеро)

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок

 (Не на восток, а на запад)

 

Знает каждый капитан:

Волга – это океан.

(Не океан, а река)

 

Игра «Я – река…)

Участники игры образуют большой круг. Один игрок держит в руках обруч он и начинает игру словами: «Я – река Волга, впадаю в…» Сделав паузу, игрок толкает обруч по направлению к любому участнику игры. Поймавший обруч должен закончить фразу: «… Каспийское море». Ответив, он называет другую реку и отправляет обруч другому участнику игры. Если кто-то затрудняется с ответом, в «наказание» другие учащиеся задают ему два географических вопроса. Если он вновь не может ответить, то покидает круг.

Игра «Вверх – вниз»

Игроки образуют полукруг в нескольких шагах от ведущего. Он называет различные по площади государства. Если названо большое государство, ребята поднимают руки вверх, как бы показывая его размеры. Если названы небольшие по площади государства, все участники приседают и опускают руки. Сделавший две ошибки, выбывает из игры.

Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно неверные. Те, кто невнимателен  и повторяет движения ведущего, выбывает из игры. Игра может продолжаться 2 – 3 минуты, потом её можно повторить, но называть уже что – то другое, например озера.

Я считаю, использование подобных приемов, элементов  игры на уроках географии позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему учащиеся становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети с ЗПР учатся  применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Формируется уверенность в себе, заинтересованность в учении, развивается память.