Психолого-педагогическая технология развития семейных ценностей у подростков в условиях школы

Дата публикации: 2018-09-24 12:04:28
Статью разместил(а):
Миронова Надежда Владимировна

Психолого-педагогическая технология развития семейных ценностей у подростков в условиях школы

Автор: Миронова Надежда Владимировна

 

Работа психолога по развитию семейных ценностных ориентаций у подростков в условиях школы реализовывается в конструировании психолого-педагогических условий путем использования технологии психолого-педагогического конструирования особых смыслотворческих ситуаций, активизирующих процесс становления смыслов, семейных ценностных ориентаций у учащегося.

Основной целью психолого-педагогической технологии является становление системы семейных жизненных смыслов на основе конструирования ситуаций, задействующих процессы смыслоосознания, смыслообразования и смыслостроительства.

Конкретизируют цель следующие задачи: актуализация ценностно-смыслового опыта, потребностей учащихся в межличностных отношениях, обогащение семейными жизненными смыслами, развитие процессов смысловосприятия, смысловой рефлексии.

Проекция технологии смыслотворчества указывает на приоритет духовного поиска в субъект-субъектных отношениях. Источником ценностного саморазвития субъектов психолого-педагогического взаимодействия является напряженная творческая деятельность по осмыслению жизненных норм, отношений, выстраиванию обновленных жизненных смыслов.

Поскольку содержание семейных ценностных ориентаций неоднозначно, противоречиво, в психолого-педагогическом процессе ставятся исследовательские, творческие задачи, для решения которой от подростка требуются интегрированные знания из различных областей, применение личностного опыта. Ценностно-смысловое взаимодействие дает выход на жизнь во всей ее протяженности, на смыслы нации, человечества, традиции и тенденции. В смыслотворческой технологии содержанием психолого-педагогического процесса становятся личные семейные ценности, потребности каждого участника.

Смыслотворчество реализовывается в атмосфере доверительности, эмпатии, уважения к личности, ее свободе выбора, на высоком уровне нравственной культуры. Особую атмосферу творческого поиска, увлеченность детей всегда отмечали как сами учащиеся, так и их родители, педагоги.

При организации активной творческой деятельности, переводящей  социальные нормы в индивидуальные жизненные ориентиры старшего подростка, особое значение имеют продуктивные приемы и техники. Они варьируются в зависимости от специфики конкретных форм психолого-педагогического взаимодействия (подготовка школьной периодики, праздников, ситуации помощи более младшим школьникам, людям с ограниченными возможностями, проблемные ситуации, театральные формы, ролевые игры, занятия с элементами тренинга).

Реализация технологии педагогического конструирования смыслотворческих ситуаций в условиях школы осуществлялась в театрализации, ролевых играх, проектах, сочинениях, интерактивных формах, классных часах, интегрированных уроках.

Выстроенные смыслообразующие ситуации активизировали нахождение жизненных смыслов в разных обстоятельствах, способствовали смыслоактуализации, инициировали конкретизацию высоких смыслов и перетекание частных смыслов в интегрирующие смысловые образования.

К примеру, важную роль играют смыслообразующие ситуации в школьной службе медиации, когда ценности заботы, поддержки находят для учащихся новое подтверждение, при этом происходит замена пассивной позиции на активную.

Много положительного, как показывают высказывания учащихся, ребята приобретают, участвуя в ролевых играх. Для учащихся ролевые игры приобрели форму этического тренинга, идеальным изображением ситуаций взаимоотношений людей в жизни, путем ролевой игры отражаемых «здесь и сейчас» и рассмотренных с позиций нравственных норм. Ролевая игра была дружеским приглашением к проигрыванию и обсуждению жизненных, поведенческих проблем. Однако мы не стремились к излишней откровенности в процессе игры, выяснению конкретных обстоятельств личной жизни, переходя черту интимности, поскольку важным преимуществом ролевых игр, на наш взгляд, являлось чувство защищенности.

Осознание личных жизненных ценностей, их содержания и особенностей взаимосвязей с другими смысловыми образованиями осуществлялось при построении ситуаций смыслоосознания. Выбор педагогических методов и приемов определяли процессы смысловосприятия, анализа жизненных смыслов и смыслопонимания. Важную роль при конструировании ситуаций смыслоосознания играла устремленность человека к саморазвитию, углубленность в свой внутренний мир. Методы рефлексии, интроспекции, анализа личностного опыта находили разнообразные формы: ведение дневника смыслов, блога, написание сочинений-рассуждений, использование фантазий, монологов, художественных произведений.