Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Проектно-исследовательская деятельность на уроках ОРКСЭ

Дата публикации: 2018-02-18 18:18:36
Статью разместил(а):
Попова Марина Анатольевна

Проектно-исследовательская деятельность на уроках ОРКСЭ

Автор: Попова Марина Анатольевна

(МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники» Псковской области)

 

Одной из действенных форм работы с детьми на уроках ОРКСЭ является проектно-исследовательская деятельность.

Учебный проект для учащихся – это возможность делать что-то интересное, это деятельность, позволяющая попробовать свои силы, и направленная на решение интересной проблемы.

В основу проекта «Формула счастья», о котором я хочу рассказать, легли Заповеди блаженства, данные Иисусом Христом в Нагорной проповеди. 

Данный проект был долгосрочным, мы работали над ним в течение нескольких месяцев.

Для создания продуктов проекта были использованы, не только такие программы, как PowerPoint, Windows Movie Maker,  но и веб-сервисы LearningApps, сайты Google Sites, а также социальные сети для проведения опросов.

Стартом для выбора темы послужил мультфильм «Как ослик счастье искал». Мы его посмотрели и тоже отправились на поиски счастья. Что получилось из этого,  я сейчас и расскажу.

Сначала мы с ребятами вспомнили счастливые моменты своей жизни и поняли, что они скоротечны. Не замечаешь, как то, что делало тебя счастливой, лопается, как мыльный пузырь. Мы задумались над вопросами: «Существует ли настоящее, не исчезающее счастье? Может быть,  существует его формула?»

 В процессе работы над проектом ученики 4 класса  поделились на группы в зависимости от интересующего их проблемного вопроса.

1 группа

Проблемные вопросы  " Что такое счастье? Что делает человека счастливым?"

Прежде всего,  ребята первой группы обратились к словарям.  В словаре В. И. Даля они  нашли информацию о происхождении слова: "со-частье, доля, пай". Получается, что счастье – это соучастие.

Затем ребятам было интересно узнать, что думают о счастье их ровесники. Они провели опрос среди учеников 4 – 5 классов нашей школы ,  задав всего один вопрос: «Что такое счастье?». Ответы, конечно же, получились разными. Среди них были такие.

«Счастье можно дарить другим людям. Когда ты счастлив, у тебя хорошее настроение, ты можешь поделиться с другими».

«Счастье – это когда человек доволен тем, что он имеет».

«Счастье – это когда душа поет».

«Счастье – это точно не богатство. Счастье – когда рядом находятся твои родители, твоя семья».

Но был и другой  ответ:

«Счастье – это деньги. Кто скажет, что нет, тот не прав. Счастье можно купить».

Конечно же, этот ответ вызвал у ребят протест. А разве счастье продается? Где? И какова цена этого счастья? В чем оно измеряется? Счастье – это состояние души.

Затем одноклассникам было предложено нарисовать ответ на вопрос: «Что радует человека и делает его счастливым?».   Когда собрали рисунки, то оказалось, что большинство ребят нарисовали свою семью.

Их этих работ  было создано слайд-шоу «Вот оно, счастье!».

2 группа

Проблемный вопрос: " В чем заключается счастье для христиан?"

«Душа без Бога счастья не имеет» - так поется в одной песне. Ребята второй группы решили узнать, в чем заключатся счастье для христиан.

С вопросом: «Что такое счастье?»  мы с ребятами обратились к участникам православных сообществ в социальных сетях. С большим интересом ребята читали сообщения, размышляли над ними и пришли к выводу, что православные христиане видят счастье в том, чтобы быть с Богом, служить Ему и людям.

В одном из сообщений было сказано, что в христианстве не принято понятие «счастье», его заменяет «блаженство».

И тогда мы с ребятами внимательно изучили Заповеди Блаженства и вывели по ним формулу счастья, составляющими которой стали: нищета духа, плач о своих грехах, кротость, искание Божией правды, милость, чистота сердца, миротворчество.

Также с помощью сервиса LearningApps мы составили несколько игр на тему «Заповеди Блаженства».

3 группа

Проблемный вопрос: "Что надо сделать, чтобы стать счастливым?"

Они пришла к выводу, что некоторые составляющие формулы можно применить к себе, к своей жизни и, следовательно, стать счастливее. Ребята составили свои ступеньки счастья. Изучив различные источники: сказки, стихи, мультфильмы, они сделали выводы:

Ступенька 1. Не хвалиться и не гордиться,  никогда не думать о том, что мы лучше других.

Ступенька 2. Совершив плохое дело, раскаяться в нем и стараться больше не совершать.

Ступенька 3. Быть терпимыми, стараться ни на кого не сердиться.

Одна из девочек третьей группы, Рубенкова Полина, провела небольшое исследование на тему «Милосердие».

Она выяснила, что милосердию можно научиться и для этого существует несколько путей: пример святых и пример родителей, а также умение замечать тех, кто нуждается в помощи.

Работа над проектом, ребята познакомились с волонтером группы «Славяне», которая помогает жителям Донбасса,  Ларисой Мамутовой из Харькова. Она написала в своем сообщении  «…ни с чем не сравнимая радость - помочь другому».

Ребята поняли, чем они могут помочь детям Донбасса, они сделали Пасхальные открытки своими руками, написали письма, приготовили Пасхальные подарки.

Дети были просто счастливы, узнав, что наша посылка пришла как раз во время – в Великую Пятницу.

Ступенька 4. Стараться быть милосердными.

Мультфильм о коте Леопольде помог созданию еще одной ступеньки.

Ступенька 6. Жить без ссор и драк, мирить рассорившихся.

Таким образом,  ребята составили свои ступеньки к счастью, по которым, надеюсь,  будут стараться идти.

В завершении прошла защита проекта в виде открытого урока. На нем участники проекта показали свои лучшие работы и выводы по проблемным вопросам проекта.

Итоговым продуктом проекта стал сайт «Формула счастья», с которым могут познакомиться все желающие.

Работа над проектом «Формула счастья» позволила детям понять, что счастье – это не далекая  мечта. Оно  в нас самих, оно рядом. Главное, что они должны понять, счастье можно получить только тогда, когда даришь его, когда делаешь добрые дела, когда желаешь счастья людям.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь