Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Наглядная Геометрика" 1 класс

Дата публикации: 2018-11-20 13:53:36
Статью разместил(а):
Никитина Людмила Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса

«Наглядная геометрика»

Автор: Никитина Людмила Николаевна

МБОУ "СОШ № 3", г. Вязьма

 

1. Пояснительная записка.

1. Нормативная база.

Рабочая программа кружка «.Наглядная Геометрика» для 1-4 классов составлена на основе:

- Федерального закона от29.12 №275./3 «Об образовании в Российской Федерации»

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 06.10. 2009г. №3733

- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Сан Пин2.4.2.28-21-10

- Образовательной программы начального общего образования МБОУ сош№3

- Программы развития и воспитания детей «Детство», авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина

- Авторской программы Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия».

 Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
  • формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
  • -отрабатывание практических навыков черчения и работы с инструментами;
  • развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
  • овладение навыками пространственного ориентирования;
  • вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
  • развитие воображения, умения фантазировать.

Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-11 лет.

Сроки реализации программы: 4 года обучения, занятия проводятся 2 раз в неделю,  для 1 класса 66 занятий в год.

Продолжительность занятий: 7 лет –  35 минут.

Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

 

Учебно-тематический план:

Класс

Название темы

Всего часов

1 класс

 

 

66

Плоскостное конструирование. Взаимное расположение предметов

10

 

10

Плоскость и объем. Целое и части.

5

11

Конструирование по собственному замыслу

5

Логический квадрат.

Поверхности.Линии.Точки. Кривая  поверхность и плоская. Замкнутые области

2

 

 

12

Периметр

2

Симметрия

1

Тематическое конструирование

8

 

Содержание

1 класс

Тема № 1: Взаимное расположение предметов. Уточнение представлений о пространственных отношениях«Плоскостное конструирование» (20 ч)

Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.

Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».

 

Тема № 2: Целое и части«Плоскость и объем» (16ч).

Теория: понятия  «целое», «часть», «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка».

Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

 

Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч).

Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

 

Тема № 4: Поверхности. Линии. Точки. Кривая и плоская поверхность. Замкнутые области «Логический квадрат» (14 ч).

Теория:  Кривая и плоская поверхность. Замкнутые области. Правила составления логического квадрата.

Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат».

 

Тема № 5: «Периметр» (2 ч).

Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.

Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов. 

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).

 

Тема № 6: «Симметрия» (1 ч).

Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».

Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».

 

Тема № 7: «Тематическое конструирование» (8 ч).

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.

Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

 

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса к концу 1 класса у обучающихся будут сформированы:

Личностные результаты:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Первоклассник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения;

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности или неспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Первоклассник научится:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать  и проговаривать вслух последовательность  производимых действий;

Первоклассник получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия:

Первоклассник научится:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- осуществлять поиск и перерабатывать полученную информацию;

- осуществлять анализ объектов;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи

- использовать знаково-символические средства

Первоклассник получит возможность научиться:

- строить логические рассуждения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Первоклассник научится:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия

Первоклассник получит возможность научиться:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую помощь

Предметные результаты:

Первоклассник научится:

- иметь представление о различных видах многоугольников;

- ориентироваться в понятиях «слева», «справа», «вверх», «вниз», над, под, и др.

- анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;

- составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей.

Первоклассник получит возможность научиться:

- вычислять периметр фигуры практическим путем;

- конструировать тематические игровые фигуры по образцу и собственному замыслу;

- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов

Способами определения результативности программы являются:

·        Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. 

·        Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.