Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Наглядная Геометрика" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса
«Наглядная геометрика»
Автор: Никитина Людмила Николаевна
МБОУ "СОШ № 3", г. Вязьма
1. Пояснительная записка.
1. Нормативная база.
Рабочая программа кружка «.Наглядная Геометрика» для 1-4 классов составлена на основе:
- Федерального закона от29.12 №275./3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 06.10. 2009г. №3733
- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Сан Пин2.4.2.28-21-10
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ сош№3
- Программы развития и воспитания детей «Детство», авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина
- Авторской программы Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия».
Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
- формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
- -отрабатывание практических навыков черчения и работы с инструментами;
- развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
- овладение навыками пространственного ориентирования;
- вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
- развитие воображения, умения фантазировать.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-11 лет.
Сроки реализации программы: 4 года обучения, занятия проводятся 2 раз в неделю, для 1 класса 66 занятий в год.
Продолжительность занятий: 7 лет – 35 минут.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Практическая часть состоит из двух видов деятельности:
1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.
2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Учебно-тематический план:
Класс |
Название темы |
Всего часов |
1 класс
|
|
66 |
Плоскостное конструирование. Взаимное расположение предметов |
10
10 |
|
Плоскость и объем. Целое и части. |
5 11 |
|
Конструирование по собственному замыслу |
5 |
|
Логический квадрат. Поверхности.Линии.Точки. Кривая поверхность и плоская. Замкнутые области |
2
12 |
|
Периметр |
2 |
|
Симметрия |
1 |
|
Тематическое конструирование |
8 |
Содержание
1 класс
Тема № 1: Взаимное расположение предметов. Уточнение представлений о пространственных отношениях«Плоскостное конструирование» (20 ч)
Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.
Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».
Тема № 2: Целое и части«Плоскость и объем» (16ч).
Теория: понятия «целое», «часть», «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка».
Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч).
Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 4: Поверхности. Линии. Точки. Кривая и плоская поверхность. Замкнутые области «Логический квадрат» (14 ч).
Теория: Кривая и плоская поверхность. Замкнутые области. Правила составления логического квадрата.
Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат».
Тема № 5: «Периметр» (2 ч).
Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.
Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).
Тема № 6: «Симметрия» (1 ч).
Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».
Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».
Тема № 7: «Тематическое конструирование» (8 ч).
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.
Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса к концу 1 класса у обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Первоклассник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности или неспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Первоклассник научится:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать и проговаривать вслух последовательность производимых действий;
Первоклассник получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
Первоклассник научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- осуществлять поиск и перерабатывать полученную информацию;
- осуществлять анализ объектов;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи
- использовать знаково-символические средства
Первоклассник получит возможность научиться:
- строить логические рассуждения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Первоклассник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия
Первоклассник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
Предметные результаты:
Первоклассник научится:
- иметь представление о различных видах многоугольников;
- ориентироваться в понятиях «слева», «справа», «вверх», «вниз», над, под, и др.
- анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
- составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей.
Первоклассник получит возможность научиться:
- вычислять периметр фигуры практическим путем;
- конструировать тематические игровые фигуры по образцу и собственному замыслу;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов
Способами определения результативности программы являются:
· Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
· Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.