Эко-квест "Хабаровский край - территория здоровья"
Эко-квест «Хабаровский край – территория здоровья!»
(5-6 класс, дети с ОВЗ)
Автор: Охотникова Светлана Андреевна
учитель биологии и химии
Цель: воспитание экологической культуры и грамотности обучающихся, через проведение игровой деятельности.
Задача: Через игровую форму, сформировать положительного отношения детей к сохранению чистоты и экологическим проблемам Хабаровского края.
УУД:
- Личностные: Формировать личностное отношение к природе, к здоровому образу жизни, к чистоте. Осознание единства человека и природы.
- Познавательные: Развивать умение анализировать полученную информацию.
- Коммуникативные: Продолжать развивать навык работы в малых группах.
- Регулятивные: Расширить кругозор обучающихся, развивать творческие способности учащихся.
Формы работы: Групповая, Фронтальная, Индивидуальная.
Методы и приемы:
- Словесные (беседа, рассказ).
- Игровые (прохождение по станциям).
- Практические (выполнение работ).
- Наглядные (просмотр слайдов, видео фрагмент).
- Создание ситуации успеха.(Поощрение промежуточныйх действий)
Предполагаемый (прогнозируемый) результат: мотивация к творчеству учащихся, пропаганда здорового образа жизни, сохранение и поддержание чистоты в родном крае.
Оборудование: Проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал: (конверты с заданиями), маршрутные листы, корзины для мусора.
Участники: учащиеся с ОВЗ в возрасте 10-12 лет, (5-6 классы количество учащихся: 20 человек)
Помощники: Актёры-ученики 11 А и Б классов, (Инспектор охраны природы, эколог, ответственные на станциях)
Жюри: Учителя географии: Барабаш В.Г., Липунова В.Г, руководитель ШМО Облакова Н.В, учитель биологии и химии.
Время проведения: 45-60 минут.
План подготовки и проведения игры:
1. Имеется положение о проведении недели Хабаровского края, составленное и согласованное с руководителем ШМО Облаковой Н.В. и зам директора по УВР Сафроновой Т.И. (Приложение №1)
2. Организуется сбор участников команд после урока, в актовом зале школы, где ребятам заранее сообщается место и время проведения игры. Оглашаются требования к участникам (придумать название команды, эмблему и девиз). Проводится предварительный инструктаж. Сообщается о предоставление допуска мед.работника к спортивным соревнованиям. Оговаривается форма одежды: спортивная.
3. В день проведения мероприятия, учащиеся 11 классов берут задания для каждой станции, занимают позиции. Вывешиваются названия станций. В Актовом зале школы начинается проведение мероприятия.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, уважаемые команды. Классные руководители, ученик и учителя. Рады вас приветствовать на мероприятии. Позвольте представить жюри нашего экоквеста ...
Учитель зачитывает стихотворение, которое записано на слайде:
Край далекий — с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, — это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Много стран в эти годы видали мы,
По дорогам солдатским пыля.
Только нам и за дальними далями
Снилась наша родная земля:
Писатель-дальневосточник П.С.Комаров.
В 2018 году нашему краю 80 лет! Хабаровский край - это уникальное место, в котором собраны различные редкие виды флоры и фауны на нашей планете. Завораживает и очаровывает своей красотой и природными местами людей, природа края. Это - наш общий дом, в котором проживает большое число жителей. Ежегодно человек оставляет после себя «экологический след» (мусор) на планете, который приводит к гибели не только края, страны, но и планеты! Поэтому наш эко-квест «Хабаровск - территория здоровья!» направлен на сохранение и сбережение этих богатств.
Ученик 1 (Инспектор охраны природы): Позвольте, друзья, слово держать и мне. Вы узнаете меня? Я, инспектор природы и буду сегодня следить пристально за вами и вашими испытаниями. Сегодня, в актовом зале школы собрались команды 5К и 6К. Давайте их поприветствуем. Аплодисменты. Приглашаются команды участницы на сцену.
Приветствие команды 5К:
Название команды: Эколята
Девиз: Нам планету нашу жалко: Не хотим мы жить на свалке!
Ученик 1 (Инспектор охраны природы)
Хорошо, давайте поприветствуем другую команду.
Приветствие команды 6 К
Название команды: Доктора природы.
Девиз: У нас у всех одна планета,
Другой такой на свете нету!
Ученик 2 (Эколог) А теперь ребята, буду говорить я. Моя профессия – эколог, я изучаю природу.
С командами мы, разобрались. Пора приступать к действиям. Сейчас вам будут розданы одинаковые конверты, в которых будут находиться логотипы фондов охраны живой природы. Чья команда соберёт первой правильно логотипы, та получает маршрутный лист и идет по станциям. Время проведения квеста 45 минут. Всем желаем удачи. Вперед! Жеребьевка.
Маршрутный лист
1. Спортивная «Звериная тропа», место проведения - спортивный зал школы.
Ученик 3:
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
(А.С. Пушкин)
Вы узнаете, чьи это строки? (Примерные ответы детей: А.С. Пушкин)
Инструктаж:
А каких животных перед вами следы? (Примерные ответыдетей: тигр, медведь, заяц) Ребята, вы попали в удивительный смешанный лес Хабаровского края!!! Вам нужно выбраться из этого леса. Всей командой пройти тропу и не наступив на следы зверей. Если вы сойдете с тропы, можете погибнуть. Все вам понятно? Время прохождения до7 минут на команду. Желаю удачи.
Молодцы. Вы справились. Инструктор подсчитывает время, штрафные баллы, ставит итоговый балл в маршрутный лист. Команда отправляется дальше по маршруту.
2. Биологическая «Острый глаз», место проведения - кабинет № 18 школы.
Ученик 4: Здравствуйте, ребята, вы знаете что в окружающем нам мире есть очень много совпадений? (Ответы команды). Тогда давайте их найдем.
Инструктаж:
Ребятам выдаются конверт, в котором находятся картинки. Им предлагается соотнести названия животного, насекомого с тем миром, который им знаком.
1. Овсянка - каша и птица
2. Адмирал - бабочка и звание на флоте.
3. Гоголь - птица и писатель.
4. Мандарин - птица и фрукт.
5. Ворона - растение и птица.
Молодцы. Вы справились. Инструктор подсчитывает время, штрафные баллы, ставит итоговый балл в маршрутный лист. Команда отправляется дальше по маршруту.
3. Экологическая «Остров чистоты», место проведения - кабинет № 17 школы.
Ученик 5: Ребята, вы попали на остров чистоты. А вы знаете, что чистота начинается с нас самих? (Ответы команды) А вы знаете, как нужно соблюдать чистоту? (Ответы команды). Хорошо. Тогда приступим.
Инструктаж:
Вам необходимо будет вытащить из конверта экологическую фразу и продолжить её или дополнить.
1. Если я знаю, что-то вредит моему здоровью, то я ...(Примерные ответы детей: соблюдать правила….)
2. Не выбрасывайте старые игрушки, книги, они могут…. (Примерные ответы детей: превратиться в мусор, загрязнять природу, и т.д)
3. продолжите фразы:
Нельзя жечь (Примерные ответы детей: сухую траву, деревья)
Нельзя разорять (Примерные ответы детей: птичьи гнезда)
Нельзя пробовать на вкус (Примерные ответы детей: незнакомые ягоды грибы)
Сейчас мы с вами увидели, как можно и нужно сохранять чистоту природу, свое здоровье в природе. Молодцы. Вы справились. Инструктор подсчитывает время, штрафные баллы, ставит итоговый балл в маршрутный лист. Команда отправляется дальше по маршруту.
4. Географическая «Лесная аптека», место проведения - кабинет №16 школы.
Ученик 6: Друзья, вы когда-нибудь видели красивые растения в лесу?(Ответы команды) А вы знаете, что многие из них обладают лечебными свойствами и смогут прийти нам на помощь. Инструктаж: Вам необходимо отгадать кроссворд на тему лекарственные растения Х.К.
Вопросы:
1. Стотят в лугах сестрички желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, семечками набито. (Шиповник)
3. Стоит Алена в платке зеленом. Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
4. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит?(Подорожник)
5. «Кошачья травка» - Больным поправка: Корешок в аптечку, Чтоб помочь сердечку. (Валериана)
6. Если что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой. (Зверобой)
7. Пряность это и приправа, Чай с ней удался на славу, Догадаются ребята, Ну, конечно, это ... (Мята)
8. Расправит свой ажурный листик, Король всех трав... (Тысячелистник)
9. Я красна, я кисла, На болоте я росла, Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
10. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня же обижают: Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Молодцы. Вы справились. Инструктор подсчитывает время, штрафные баллы, ставит итоговый балл в маршрутный лист. Команда отправляется дальше по маршруту.
5. «Черный ящик» место проведения - фойе первого этажа школы.
Ученик 7: Ребята, добрый день. Сегодня вам предстоит выполнить одно из ответственных заданий. Как вы думаете, что находится у меня в этой корзине? (Ответы команды). В этой корзине находится разный мусор (пальчиковая батарейка, коробка из-под сока, пластмассовая бутылка из-под воды, лампочка, шкурка от банана).
Инструктаж: Его нужно уметь правильно рассортировать по цветам.
Красный ящик - металл.
Синий ящик - пластик
Желтый ящик - бумага, картон
Зеленый ящик - стекло
Серый ящик - пищевые отходы
Сможете? Тогда приступайте.
Молодцы. Вы справились. Инструктор подсчитывает время, штрафные баллы, ставит итоговый балл в маршрутный лист. Команда отправляется дальше по маршруту.
После завершения основного этапа квеста, ребята возвращаются в актовый зал, отдают маршрутные листы жюри для подсчета баллов.
Заключительное слово учителя:
Сегодня в мире очень много мусора, если мы не научимся правильно и грамотно относиться к ее природным богатствам, то человечество может погибнуть, а с ней и наша планета!
Ребята, скажите мне, пожалуйста, а почему же наш эко-квест называется: «Хабаровский край - территория здоровья»?
(ответы детей….)
Предлагаю вашему вниманию в завершении просмотреть мультфильм. (мусорный монстр)
Выступление жюри, награждение победителей. Вручение грамот и сладкого пирога. Всем спасибо за участие. До новых встреч!!!
Используемая литература:
- А.Г. Асмолов и другие. «Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли» Система заданий. -М. Просвещение 2010 г.
- А.П. Андриянов. Формирование экологической культуры.- М, 2004г
- Г.И. Лирнер стандарты нового поколения и формирование УУД. Журнал Биология в школе № 7, 2011г.