Роль отцов в воспитании подростков
Роль отцов в воспитании подростков
Авторы: Гимазова Файруза Рашитовна
МБОУ «Сармановская гимназия»
и Фазлеева Резида Рашитовна
МБОУ «Александровская ООШ»
Каждое собрание должно быть разговором заинтересованных сторон по душам. Умный преподаватель раскрывает все лучшее в ребенке, помогает закреплять результаты своего труда в семье. Необходимо произвести впечатление: и сам преподаватель, и кабинет, и выставка.
Успеваемость - обязательный элемент воспитания на каждом собрании. Но ведь все ребята учатся по-разному, поэтому в целях экономии времени заранее готовлю для каждого родителя открытые ведомости успеваемости со всеми оценками. Картина наглядная и не требует лишнего времени на чтение отметок. Главное на собрании - советом помочь родителям организовать отдых ребят, их воспитание в семье.
Я не первый десяток лет работаю в гимназии. Но каждый раз, получая класс, сталкиваюсь с сотней проблем. И самой трудной считаю работу с родителями. С набором стандартных советов к сегодняшним родителям не выйдешь, да они и слушать не будут. На собраниях учимся правильно оценивать поведение и психологическое состояние детей в конкретных ситуациях, понимать мотивы их поступков.
Организую увлекательные походы, в которых принимают участие школьники, их папы и мамы. И это тоже родительские собрания.
Я хочу поделиться опытом проведения родительского собрания «Высокая должность - отец».
Перед началом собрания выставила оценки за месяц и написала характеристики на каждого обучающегося; организовала выставку книг «Мудрость воспитания»; звучит песня «Под крышей дома своего», провела анкетирование «Положительные и отрицательные качества моего отца».
Собрание начинаю с вопросов: «Почему вы предпочли всем домашним делам нашу встречу? Чего вы ждете от родительского собрания? Большая ли у вас семья? Хороший ли вы родитель?»
У вас, несомненно, много неотложных забот, дел, но мне кажется, что главное – это воспитание наших детей.
Мой ребенок – это я, только еще не реализованный, в котором хотим видеть все лучшее, чего нет во мне. Добрые отношения строятся между отцом, сыном или дочкой, когда есть доверие.
А теперь давайте заглянем в кабинет, где идет родительское собрание. Кто примостился за партами, внимательно слушая преподавателя? В основном, конечно, матери. А отцы? Где же они? К сожалению, воспитание детей стало по преимуществу женским делом. Даже в условиях раздельного проживания родителей дети должны знать, что у них есть отец и мать. В таких семьях, у детей нет уверенности, устойчивости, которые придает всему дому отец. К сожалению, есть папы уверенные в собственном совершенстве: да он озоровал в детстве, а потом приличным человеком сделался; плохо учился, а все в жизни устроилось хорошо. Бывает отец суровым, применяя физическое наказание. Как правило, ничего хорошего из этого не получается: насилие порождает грубость, зло и враждебность.
Часто слышим вопрос: «Что делать, если ребенок не слушается?». Значит, родители не имеют авторитета. Но мы – родители должны знать: чем живет, интересуется, что любит, чего хочет наш ребенок. Надо, чтобы ребята сами рассказывали о своих делах, поступках, знали, в любое время вы можете помочь.
Не все у наших детей получается хорошо. И только родители смогут стать настоящими друзьями своих детей: понять и разделить проблемы и трудности. Да, не все вы помните из школьной программы, но есть опыт, мудрость. Нашим детям важно знать, что есть на свете человек, который поддержит в трудную минуту.
Предлагаю принять участие в тестировании и мы выясним: насколько вы заботливый и ответственный родитель.
Анкеты для обучающихся «Положительные и отрицательные качества моего отца»:
· что тебе больше всего нравится в твоих родителях?
· поощряют ли вас родители? как?
· наказывают ли вас родители? за что и как?
Обобщение анкеты: отцов не выбирают, но все ребята хотят вас видеть добрыми и верными друзьями. К сожалению, не у всех наших ребят все благополучно в семьях! Разводы, ссоры между родителями наносят большой вред нашим детям. И нам есть о чем подумать.
Анализ родительских анкет.
а) Назовите самое яркое событие вашей студенческой жизни? (окончание вуза и распределение на работу; посвящение в студенты; поездка всей группой на работу и отдых; все, что связано со спортом; праздники; получение диплома; когда первый раз демонстрировал фильм; умели мы отдыхать).
б) Если бы вы были преподавателем, то чтобы вы сделали?
(мало что зависит от рядового учителя; не представляю себя в этой роли; надо любить свою работу; уменьшить нагрузку на детей; вернула бы то, что было в школе в советское время; был бы строгим и справедливым; хорошо и ответственно учил бы детей). Зачитываем анкету (любую).
в) Поощряете ли вы сына? За что? Как? (деньгами; морально; нет материальной базы; не отказываю ни в чем; традиция - дарить подарки к праздникам; сладостями; никогда). Зачитываем анкету (любую).
г) Наказываете ли детей? За что? Как? (объясняем словами; не пускаем гулять; убираем ауди-видео; только внушением; морально; ограничивают время для прогулок; примерами из жизни). Зачитываем анкету (любую).
Закончился учебный год. Давайте честно признаем, что результаты, возможно, не совсем такие, как нам хотелось бы. И вот стоит перед вами нескладный, не совсем удачливый и не очень способный ваш сын. Вот дочка, которой никак не дается математика. Ну и пусть. У них есть то, чего нет ни у какого другого ребенка на свете. Это ваш сын! Ваша дочь! Они похожи на вас лицом и улыбкой. Они ждут вас. И это самое радостное, что есть у нас с вами в жизни. А остальное - все приложится.
Хочется затронуть и еще одну проблему. Проблему усталости родителей от детей. Усталости можно и нужно противостоять: важно понимать собственных детей. А ведь известно, чтобы понять их, надо понять себя.
Предлагаю работу в группах - педагогические ситуации:
1. Представьте, что вы учитесь в колледже, получили двойки за месяц, как итоговую аттестацию. Как поступите? ситуация
2. Дочери (сына) долго нет дома. Родители волнуются, мечутся, ищут. А вдруг что-то случилось? Что это? Любовь? Страх? Когда же ребенок появляется… Ваши действия? ситуация
3. Сын (дочь) стал плохо учиться. Отца (мать) вызвали в колледж, сказали о двойках, о пропусках занятий. Родители принимают срочные меры. Какие? Цель? Мотивы? Почему до этого родители не делали подобного, хотя знали о плохой успеваемости сына (дочери)? ситуация
4. У сына (дочери) такой возраст, когда велик соблазн первой папиросы. Отец застал сына курящим, да еще с запахом пива. Ваши действия?
Подведем итог собрания: оправдались ли ваши ожидания от родительского собрания?
Рекомендации родителям
1. Уважайте личность ребенка.
2. Почаще проводите свой досуг совместно с детьми.
3. Общайтесь с друзьями своих детей.
4. Принимайте участие в делах группы (поход, ремонт кабинета и т.д.).
5. Будьте в курсе дел своего ребенка.
И надо сказать: Трудно быть родителями, но почетно.