Программа летнего лагеря актива СДО Друзья «Искра»

Дата публикации: 2019-02-18 07:27:46
Статью разместил(а):
Смирнова Ирина Михайловна

Программа летнего лагеря актива СДО Друзья «Искра»

Автор: Смирнова Ирина Михайловна

МКУ ДО «Центр развития и творчества»

город Нея, Нейский район Костромской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летние каникулы для школьников, это долгожданная возможность отдохнуть, развлечься, пообщаться с друзьями, путешествовать, заняться любимым делом, иными словами – интересно и с пользой провести свой досуг.

Сегодня все более востребованными в детской и молодежной среде становятся лидерские качества. Современная жизнь задает условия, которые часто требуют от личности изменения образа жизни, стиля деятельности. Контингент лагеря подростки  (13-16 лет), вступившие в такой возраст, когда интенсивно формируются взгляды, позиции, отношение к миру, идет поиск своего места в жизни.

Все участники смены являются членами  детской организации Союз детских объединений «Друзья». В течение учебного года все они прошли обучение в  Школе актива СДО «Друзья»  каждый по своей «специальности». Профильная смена летнего оздоровительного лагеря  является логическим  продолжением программы «Рубеж», в рамках которой  проводились занятия в Школе актива.  За две недели каждый  участник смены осваивает новую специальность «Лидер – организатор детского досуга». Получение данной специальности подтверждается  свидетельством. Полученный в ходе смены багаж знаний и умений позволит ребятам сделать увлекательным и полезным свое свободное время, организовать досуг окружающих: друзей, родных, одноклассников, а самое главное  они смогут активно включиться в социально-значимую деятельность детской организации.

За  14 дней  активисты получат ЗУН лидерского профиля, так называемый «лидерский минимум», в котором выделяются коммуникативный, организационный, информационно-ориентированный, прикладной компоненты.

Основным направлением программы является обучение подростков способам и формам организации культурно-досуговой и социально-значимой деятельности.

Подростки  воспринимают реалии жизни как данность. Для них личностно значимо органично вписаться в нее: активно включаться в социальные отношения с учетом своих интересов и потребностей и  взрослые должны помочь им в этом.

Процесс социализации – это двусторонний процесс: с одной стороны, подросток усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей; с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активности вхождения в среду. Таким образом, подросток в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам, так как в процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды. Социальная автономизация предполагает реализацию «Я-концепции», то есть совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.

В основе решения задач социальной адаптации и социальной автономизации лежит сознательное выявление и утверждение личностью своей позиции в различных жизненных ситуациях, то есть ее самоопределение.  Готовность к самоопределению по деятельностному основанию понимается нами как особое личностное состояние, которое предполагает наличие у личности образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода мотивы на осознание задач, модели вероятного поведения, представления о специальных способах деятельности, оценку своих возможностей, утверждение собственной позиции по отношению к данной деятельности.

Цели:

·        Создание условий для самоопределения личности, т.е. организация жизнедеятельности, обеспечивающей сознательное выявление и утверждение активной жизненной позиции;

·        Создать условия для социального становления личности ребенка и формирования готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе;

·        Организация жизнедеятельности, обеспечивающей раскрытие и развитие личностных потенциалов подростков, стимулирующей социальную активность;

·        Создание условий по формированию готовности к самоопределению по деятельностному основанию.

Готовность к самоопределению представляет собой сложный синтез компонентов. К ним относятся:

- когнитивный (наличие знаний о предстоящей деятельности, ее целях и понимание ее значимости);

- процессуальный (наличие умений эффективно, целесообразно осуществлять деятельность);

- деятельностный (систематическое участие субъекта в деятельности);

- эмоциональный (отношение личности к собственному участию в данном виде деятельности).

В структуре готовности к самоопределению по деятельностному основанию центральное место занимает мотивационно-ценностное отношение субъекта к деятельности и участию в ней.

Задачи:

·        Включение подростков в социально значимую деятельность творческого характера;

·        Организация пространства личностного самоопределения;

·        Стимулирование процессов самопознания, самопроектирования  подростков;

·        Раскрытие перед ними смыслов, ценностей, назначения, содержания и специфики организаторской деятельности;

·        Обеспечение эффективных организационных форм деятельности.

·        Обеспечение смены деятельности детей с учебной на общественно-значимый досуг и отдых, способствующий разрядке накопившейся за год напряженности, восполнению израсходованных сил и восстановлению здоровья.

·        Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала детей, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общения, удовлетворение интересов и неудовлетворенных в школе потребностей.

·        Воспитание уважения к законам, нормам коллективной жизнедеятельности.

·        Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям), культуры общения.

·        Воспитание положительного отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде.

·        Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, доведение до сознания детей понятия «здоровье» и значимость его для каждого в отдельности и общества в целом.

·        Использование уникальной возможности летнего времени с целью организации активного общения детей с родной природой и воспитания экологической культуры.

Деятельность летнего профильного оздоровительного лагеря основана на следующих принципах:

·        Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.

·        Гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между педагогами и  детьми.

·        Создание ситуаций успеха.

·        Содержательность деятельности, ее многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности.

·        Рефлексивность, означающая, что основной реальностью является собственная деятельность и деятельность других.

Вышеизложенные подходы, цели и задачи реализуются в ходе смены через:

– систему организации и проведения общелагерных дел творческого характера;

– отрядные дела;

– деятельность органов  самоуправления;

– обучающие семинары;

– систему стимулирования участия в деятельности;

– конкурсы.

Ожидаемые результаты:

·       интериоризация социального опыта; 

·       наличие знаний о различных типах социальных отношений; 

·       осознание зависимости своего успеха от развития общественных отношений; 

·       знание и понимание особенностей социального общения. 

·       стремление к участию в социальных отношениях; 

·       потребность к социальному общению в различных группах сверстников и взрослых; 

·       направленность на достижение результатов в социальной деятельности; 

·       адекватная оценка своего участия в деятельности; 

·       участие в поиске путей реализации своих возможностей; 

·       участие в социально-значимой деятельности; 

·       проявление инициативы и активности в деятельности; 

·       творческий подход к деятельности. 

Целенаправленная работа в ходе смены завершается разработкой материалов для реализации программ деятельности  школьных детских организаций Нейского района, выявлением возможных участников и организаторов данных программ. В данном направлении планируется совместная работа с  отделом  по делам молодежи, отделом образования администрации муниципального района город Нея и Нейский район  рассчитанная на последействие.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Организационный период 

Этап смены

Организационное формирование первичных коллективов

Задачи

– организация знакомства ребят друг с другом, со взрослыми, с условиями проживания, нормами и правилами жизнедеятельности;

– выработка норм поведения, ценностей, традиций, основ коллективной деятельности, сотрудничества, сотворчества в новых условиях;

– диагностика личных потенциалов ребят, их интересов;

– обеспечение ребятам чувства защищенности;

– создание условий для самопрезентации, проявления лучших качеств личности, способностей;

– создание условий для принятия каждого воспитанника в коллектив сверстников и взрослых;

– помощь в определении места, статуса в коллективе;

– формирование чувства «мы», доверия в отряде;

– формирование организационной структуры отряда;

– определение перспектив деятельности и личностных смыслов пребывания в лагере.

Позиция  взрослых воспитателей

Организатор жизни лагеря, отрядов, носитель информации о жизни лагеря, его возможностях.

Деятельность воспитателя на этом этапе является эталоном.

Позиция командиров отрядов

Участник общелагерных и организатор отрядных дел

Основные формы работы

Игры на знакомство, демонстрация образцов поведения, отношений и деятельности, экскурсия по лагерю, хозсбор, малые формы работы, огонек знакомства, организационный сбор отряда, творческая диагностическая маршрутная игра, оформление отрядного места, индивидуальные беседы, вечер «Экспресс - знакомства», линейка открытия смены, «гостевания».

Основной период смены 

Этап смены

1. Личностно-ориентированное информационное обеспечение, включение в деятельность учебных занятий.

2. Создание условия для развития социальной активности участников смены. 

Задачи

– включение ребят в разнообразную совместную деятельность;

– развитие коллектива;

– определение индивидуальных маршрутов продвижения ребят;

– создание условий для деятельности отряда как организатора общелагерных дел;

– организация самоуправления или соуправления;

– моделирование ситуации успеха для каждого воспитанника и отрядов;

– поддержание активности каждого воспитанника и отряда;

– создание положительного эмоционального настроя, благоприятного микроклимата коллектива;

– поддержание групповых норм;

– создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и развития.

Позиция взрослых воспитателей

Эксперт, консультант, координатор, организатор деятельности  командиров отрядов.

Позиция участника смены

– участник учебно-развивающих занятий, организатор отрядных дел;

– организатор общелагерных дел, ответственный за дело, применяющий полученные знания, умения и навыки;

– разработчик программы деятельности  СДО «Друзья», организатор тематических, комплексных дел.

Основные формы работы

Многообразие форм деятельности с различным содержанием и составом участников (отрядные, общелагерные дела, учебно-развивающие занятия, кружки, клубы), коллективные творческие дела, чередование традиционных творческих поручений, организация диалога с ребятами

Заключительный период смены 

Этап смены

Заключительный

Задачи

– организация подведения итогов смены;

– закрепление и реализация приобретенных знаний, умений, опыта;

– организация личной и групповой рефлексии.

Позиция взрослых воспитателей

Консультант, помощник, координатор, организатор

Позиция участников смены

Участник подведения итогов смены, разработчик программ деятельности  СДО «Друзья»

Основные формы работы

Итоговый сбор отряда и лагеря, линейка закрытия смены, выставки, фестивали, гала-концерты, награждение, прощальный огонек

Последействие 

Этап смены

Последействие

Задачи

Обеспечение переноса опыта полученного в лагере в различные ситуации жизнедеятельности

Позиция взрослого воспитателя

Консультант, помощник, координатор

Позиция участников смены

Организатор деятельности  школьных детских объединений Нейского района

 

Обучающие семинары: 

Их задача – сформировать у ребят знания, умения и навыки, необходимые для организации деятельности в условиях лагеря и школы. Организуются следующие семинары:

·        Лидерство;

·        Как организовать других;

·        Психология эффективного общения;

·        Приемы творческого мышления;

·        Ситуационно-ролевая игра: разработка и проведение;

·        Методика организации интеллектуально-познавательных игр;

·        Технология организации мероприятия;

·        Законы сцены. Актерское мастерство;

·        Коллективный анализ деятельности;

·        Социальное проектирование.

Отряды посещают все занятия в обязательном порядке по специальному расписанию. После обучения отряд организует общелагерное  дело, используя полученные знания. Для проведения общелагерного дела  организуется Совет дела, состав которого меняется от дела к делу. Активисты, принявшие участие в работе Совета дела, далее участвуют в подготовке творческих выступлений отряда. 

Руководят работой Совета дела педагоги лагеря.

Таким образом, практически каждый активист имеет возможность выступить в роли организатора общелагерного дела, что является важным шагом в его подготовке.

 

РАСПОРЯДОК ДНЯ:

7.30 – 7.40 – подъем.

7.40 – 8.00 – зарядка.

8.00 – 8.40 – утренние режимные моменты.

8.40 – 9.00 – утренний общий сбор.

9.00 – 9.30 – завтрак.

9.30 – 10.00 – уборка территории, трудовые дела.

10.00 – 10.30 – ПЧП (полчаса песни).

10.30 – 12.30 – УРЗ (учебно-развивающие занятия),  общелагерные, отрядные дела.

12.30 – 14.00 – отрядное время, прогулки, динамические паузы, спортивные дела.

14.00 – 14.30 – обед.

14.30 – 16.00 – тихий час.

16.00 – 16.15 – полдник.

16.15 – 18.00 – общелагерные, отрядные дела.

18.00 – 19.00 – отрядное время.

19.00 – 19.30 – ужин.

20.00 – 21.45 – вечернее дело.

21.45 – 22.15 – отрядные круги.

22.15 – 22.30 – общий круг.

22.30 – 23.00 – вечерние режимные моменты.

23.00 – отбой.

 

ПЛАН мероприятий смены:

1.  Заезд. Экскурсия по лагерю. Вечер «Экспресс – знакомства».

2.  Игровая программа «Интуиция». Конкурс на лучшее название лагеря.

3.  Игра «Презентация личности». Гостевания.

4.  Учебная пожарная тревога. Конкурсная программа «Шоу-марафон».

5.  Конкурсная программа  «Лидерский минимум».

6.  Конкурс «Мое мнение». Игра «Достичь мечты».

7.  Конкурс «Работа в команде». Игра на местности «Живой источник».

8.  Конкурс «Исследователь».

9.  Театральный фестиваль.

10. «Яхта».

11. «Последний герой».

12. Ярмарка детских инициатив.

13. Гала-концерт «Алые паруса»

14. Прощание с лагерем. Отъезд.

 

ЛЕГЕНДА

С древнейших времен огонь был магическим символом жизни и являлся лучшим помощником человека в борьбе со стихийными выходками Царицы Природы. Но иногда, проявляя своенравный характер, он готовил неожиданные, не всегда приятные сюрпризы для людей.

С приобретением философского опыта человеком огонь стал олицетворением борьбы противоположностей: враждебности и дружественности, искренности и лицемерия, теплой нежности и обжигающей грубости, добра и зла, смерти и жизни. И однажды, когда силы-антагонисты в борьбе друг с другом пытались завоевать царствующее положение, произошла колоссальная вспышка, которая подарила жизнь тысячам искр. Искры Его Величества Огня разлетелись по всей Земле и принесли с собой магию сил-антагонистов. Одна искра подарила жизнь  нашему лагерю активистов районной детской организации СДО «Друзья».

По происхождению начальная энергия искорки естественная, природная, поэтому в лагере происходит  накопление энергии в виде впечатлений, знаний, умений и т.п. для жизни в лагере  и на следующий  учебный год.

Если внимательно вглядеться в пламя искры (костра), можно увидеть практически все цвета. Каждый цвет символизирует определенную отрасль знаний, умений или навыков.

Белый – тихая гавань

Красный – лидер

Оранжевый – шоумания

Желтый – коллективизм

Зеленый – друг природы

Голубой – Вдохновение,

Синий  – Игра – дело серьезное,

Фиолетовый  –  Фантазия.

Все  активисты участники смены называются Искрятами, так как «произошли» от одной общей Искры. Но та “добрая искра”, давшая начало лагерю актива  районной детской  организации  СДО «Друзья», не всесильна, так как если сердце искренка не заполнено полностью цветными искорками, значит его сердце подвержено завоеванию “злых сил Огня”, которые образуют в сердце и душе человека “черные дыры”. Люди с сердцем и душой из “черных дыр” называются “Темной Силой”, они мешают жить, завораживая окружающих злобой, завистью, грубостью. Поэтому все участники смены стараются заполнить свои сердца  только добрыми, цветными искорками, которые в конце смены разгорятся в одно общее большое и доброе пламя. 

 

Принципы организации жизни в лагере:

1. Принцип ценности личности – «Человек – это звучит гордо!»

2. Принцип творчества – «Все дела творчески, иначе – зачем?»

3. Принцип продуктивной активности – «Больше дела, меньше слов!»

4. Принцип ответственности – «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

5. Принцип сотрудничества – «Легко, если вместе!»

 

Законы лагеря

Закон территории:

П. 1. О границах.

Лагерь имеет свои границы. Любой отряд или подросток, прибывающий на территорию лагеря или покидающий ее, обязан поставить об этом в известность педагогов.

П. 2. О собственности.

Каждый активист обязан заботиться о личной и коллективной собственности, поддерживать чистоту и порядок.

Активист, причинивший ущерб коллективной или личной собственности, обязан возместить его в соответствии с решением лагеря.

Закон здорового образа жизни:

П. 1. Каждый  активист обязан заботиться о своей жизни и здоровье и не вредить здоровью окружающих.

П. 2. На территории лагеря запрещается употребление спиртных напитков и наркотических веществ. За нарушение данного пункта закона – отчисление из лагеря без возмещения стоимости путевки.

П. 3. Каждый активист имеет право на отдых, покой и тишину.

Закон точности:

П. 1. О распорядке дня.

Смена лагеря длится всего 14 дней, а за это время надо успеть очень многое. Для разумного использования времени в лагере вводится распорядок дня, обязательный для соблюдения всеми активистами.

Помните, что даже дипломаты позволяют себе опаздывать не более, чем на 13 минут, но у них впереди вся жизнь, а у нас лишь 14 дней!

П. 2. Организаторы дела несут ответственность за его начало и завершение в установленное время.

Закон о свободомыслии:

П. 1. Каждый активист имеет право на собственную позицию, взгляды, мнение, которые могут отличаться от общепринятых.

П. 2. Каждый активист имеет право открыто заявлять свою позицию и отстаивать ее на общем сборе.

П. 3. Если активист выступает с предложением, которое может существенно изменить жизнь лагеря, он обязан представить эту позицию для рассмотрения сначала педагогам, а затем для утверждения на общий сбор. Предложение утверждается, если за него проголосовало более 50% всех активистов.

Закон доброго отношения к людям:

П. 1. Каждый активист вправе рассчитывать на уважение со стороны окружающих.

П. 2. Каждый может реализовать свои права, если это не ущемляет прав другого человека.

П. 3. О доверии.

Основой всех взаимоотношений в лагере являются честность и доверие друг к другу. Честное слово активиста - гарантия ответственности и заслуживает доверия со стороны окружающих.

Закон о труде:

П. 1. Деятельность в лагере планируется и организуется с учетом интересов всех активистов. Участие в этой деятельности обязательно для каждого.

П. 2. О выборе.

Каждый активист или отряд имеют право на выбор деятельности, своей роли и позиции в этой деятельности.

П. 3. О поручении.

Общий сбор, педагоги лагеря  оставляют за собой право давать поручения отдельным активистам и отрядам. Выполнение поручения обязательно.

Закон об образовании:

П. 1. Каждый активист должен развивать свои способности, овладевать новыми знаниями, повышать свой уровень образования.

П. 2. Для этого в лагере организуются учебные семинары, посещение которых обязательно для всех активистов.

 

Список  использованной литературы:

1. Социальное проектирование. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.

2. Яхта: Серия «Клуб ролевого моделирования». Выпуск 1 – Кострома, 1995.

3. Н.Н Субботина. Некоторые виды декоративно-оформительских работ, Ярославль 1996.

4. С.П. Афанасьев, С.В. Коморин,  А.И. Тимонин. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома: МЦ «Вариант», 2002.

5. Решает сама молодежь. Сборник программ для старшеклассников КОООРСМ. Выпуск №2 – Кострома: студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2002.

6. С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. Триста творческих конкурсов – Кострома, МЦ «Вариант», 2002.

7. С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. Сто отрядных дел. – Кострома, МЦ «Вариант», 2002.

8. Тебе вожатый! Выпуск 4: Путеводная звезда вожатого. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2005.

9. Ю.Н. Таран. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

10. С.Н. Возжаев, Е.И. Возжаева. Слагаемые успеха лагерной смены. – Москва, 2002.

11. Азбука общения. – Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.

12. Всегда всем весело. Сборник игр и развлечений. Москва 1959.

13. «Народное образование» №3/2009г.

14. «Народное образование» №3/2007г.